Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 14:36, реферат
Краткое описание
Древнерусское государство- а с 882 года также Киевская Русь- средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских*** и финно-угорских ****племён под властью князей династии Рюриковичей***** В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало огромную территорию от Таманского полуострова до верховьев Северной Двины. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности* и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237—1240), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.
Древнерусское государство- а с 882 года также Киевская Русь- средневековое государство в Восточной Европе, возникшее
в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских*** и финно-угорских ****племён
под властью князей династии Рюриковичей*****
***( культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских
языках.Восточнославянские
племена, которые, по мнению
большинства учёных, успели слиться в единую
народность, составили основное
население средневекового Древнерусского
государства. В результате последующего
политического расслоения восточных славян,
к XVII веку сформировались русский, украинский, белорусский и русинский народы.) ****(языковая общность народов, говорящих на финно-угорских
языках, живущих в Западной
Сибири, Центральной, Северной и Восточной
Европе.)
*****.( княжеский, великокняжеский, позднее
также царский и королевский род потомков Рюрика, раздробившийся с течением
времени на множество ветвей. Большинство
представителей династии являлись правителями Древнерусского
государства )
В период наивысшего
расцвета Древнерусское государство со
столицей в Киеве занимало огромную
территорию от Таманского полуострова до верховьев Северной Двины. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности* и фактически распалось на полтора десятка
отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями
династии Рюриковичей. Киев, утративший
своё политическое влияние в пользу нескольких
новых центров силы, продолжал формально
считаться главным столом Руси вплоть
до монгольского нашествия (1237—1240), а Киевское княжество оставалось в коллективном
владении русских князей.
*(Феодальная
раздробленность — период ослабления
центральной власти в феодальных государствах
в силу разной по своей продолжительности
и эффекту децентрализации, обусловленной
усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной
организации труда и воинской повинности.
Новые более мелкие территориальные образования
ведут практически независимое существование,
господствующим в них является натуральное
хозяйство. Термин
был широко распространён в советской марксистской
историографии и частично
в российской, и используется в различных
значениях.)
Название.
Существует несколько историографических названий государства, преобладавших
в литературе в разное время — «Древнерусское
государство», «Древняя Русь», «Киевская
Русь», «Киевское государство». В настоящее
время наибольшее распространение имеют
три историографических названия — «Древнерусское
государство», «Киевская Русь» и «Древняя
Русь» Определение «древнерусский» не
связано с общепринятым в историографии
делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс.
н.э. Применительно к
Руси оно обычно используется для обозначения
так называемого домонгольского периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху
от следующих периодов русской истории.
Окончательное утверждение понятия «Киевская
Русь» в государственно-политическом
смысле произошло в советскую эпоху, когда
академиком Б. Д.
Грековым были изданы его
основные труды, ставшие хрестоматийными:
«Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской
Руси» (1944)(. Кто придумал Киевскую Русь
и чьим учеником является Филарет Денисенко?
/ Федор Гайда)
Образование Древнерусского
государства
Древнерусское государство возникло
на торговом пути «из варяг в греки»* на
землях восточнославянских племён —ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.
*водный путь из Балтийского
моря через Восточную
Европу в Византию.
Правление Рюрика
В 862 году, согласно «Повести Временных лет», славянские
и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
В 862 году варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направлявшиеся в Константинополь, подчинили
себе Киев, тем самым установив полный контроль
над важнейшим торговым путём «из варяг в греки». При
этом Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира
с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская* летопись называют
их потомками Кия.
В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту** при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
*Ян Длу́гош — польский историк и дипломат,
крупный католический иерарх, автор «Истории
Польши» в 12 томах.
Гу́стынская ле́топись — русская летопись начала XVII века, составленная
в Густынском
монастыре
**Оле́г (Ве́щий Оле́г,) — князь
новгородский с 879 года и великий
князь киевский с 882.
Получив власть над новгородскими землями после
смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу Древнерусского государства. Нередко
рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий, то есть
знающий будущее, провидящий будущее[2]. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Проблема возникновения
государственности
Существуют две основные гипотезы образования
Древнерусского государства. Согласно норманской* теории, опирающейся
на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские
и византийские источники, оно было создано
извне варягами** — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом, захватившим Киев в 882 году. (Kievan Rus Encyclopedia)
*Норма́нская
тео́рия (нормани́зм) —
направление в историографии, развивающее концепцию
того, что народ-племя русь происходит из Скандинавиипериода экспансии викингов, которых в Западной
Европе называли норманнами.
**Варя́ги — группа
в составе населения Древней Руси, этнический,
профессиональный либо социальный характер
которой вызывает многочисленные дискуссии.
Традиционные версии отождествляют варягов
с выходцами из Балтийского региона, наёмными
воинами либо торговцами в Древнерусском
государстве
В то же время некоторые представители
норманизма, такие как Василий Ключевский*, называют
первоначальной формой Русского государства
киевское варяжское княжество Аскольда и Дира**, которое стало центром консолидации
восточнославянских племён и княжеств
в единое государство, а не Новгородское
княжество Рюрика, которое они называют
местным и кратковременным варяжским
княжеством.( В.О. Ключевский. Курс русской истории )
*Васи́лий
О́сипович Ключе́вский-один из крупнейших
русских историков
**Аскольд и Дир- киевские князья (по одной
из версий)
Антинорманнская теория основывается
на концепции невозможности привнесения
государственности извне, на идее возникновения
государства как этапа внутреннего развития
общества. Основоположником этой теории
в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме
того, существуют различные точки зрения
на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами),
часть антинорманистов, начиная с Ломоносова,
предлагает их происхождение из западнославянскихземель.
Существуют и промежуточные версии локализации
— в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности
варягов независима от вопроса возникновения
государственности.
В современной науке преобладает точка
зрения, согласно которой жёсткое противопоставление
«норманизма» и «антинорманизма» во многом
политизировано.
История
Княжение Олега Вещего
В 882, по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), родственник Рюрика, отправился
в поход из Новгородана юг, по пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив
на княжение своих людей. Далее Олег с
новгородским войском и наёмной варяжской
дружиной захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства;
господствующей религией было язычество*, хотя в Киеве уже существовала и христианская
община.
Олег военным путём распространил свою
власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия
Олега без борьбы.
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры
в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия
торговли для русских купцов (отменялась
торговая пошлина, обеспечивалась починка
судов, ночлег), решение правовых и военных
вопросов.
Согласно летописной версии, Олег, носивший
титул Великого князя, правил
более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
Игорь Рюрикович
Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала
также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе
Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита
хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии.
Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим
многие положения предыдущих договоров
907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную
торговлю. В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с
древлян.
Ольга
После смерти Игоря
в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в
руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем
Древнерусского государства, официально
принявшим христианство византийского обряда. Впрочем,
Ольга около 959 приглашала на Русь
германского епископа Адальберта и священников латинского обряда
(после неудачи своей миссии они были вынуждены
покинуть Киев).
Святослав Игоревич
Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым
мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских
племён продолжали платить дань хазарам.
В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав
совершил поход на Хазарский каганат, взяв
штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела после этого возникла
древнерусское поселение Белая Вежа. Возможно, с этим походом связано и утверждение
Руси в Тмутаракани. Также Святослав осуществил
два похода в Болгарию, где намеревался
создать собственное государство со столицей
в придунайской области. Он был убит в
бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного
похода на Византию в 972 году.
(Формирование славянского
язычества
Язычество — принятый в христианском
богословии и частично в исторической
литературе термин, обозначающий дохристианские
и нехристианские религии.
Славянская мифология и религия формировались на протяжении
долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской
общности народов и во взаимодействии
с мифологией и религией соседних народов.
Поэтому, естественно, в славянской мифологии
имеется значительный индоевропейский
пласт. На религию славян
оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население
По одной из версий,
под воздействием кельтов находилось
язычество западных (лужицких)
славян, в частности формировалась
архитектура культовых построек. (Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства
на Руси.)
У ираноязычного населения славяне видимо
заимствовали само слово «бог» При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные
региональные отличия. В частности, религия
западных славян перед началом христианизации,
очевидно, значительно отличалась от всех
прочих.
До принятия христианства практически
вся восточнославянская мифология находилась
в рамках явления, называемого древнерусским
язычеством, поэтому почерпнуть сведения
о ней мы можем из древнерусских письменных
источников. Следует, однако, отметить,
что, во-первых, религия правящей верхушки
и простого народа всегда значительно
различаются, и, во-вторых, в источниках
рассматриваются, как правило, персонажи
верхнего уровня, языческие божества,
а персонажи низшей мифологии обычно остаются
в стороне. Самые ранние сведения о божествах
древнерусского язычества могут дать
материалы договоров Руси с византийцами, заключённых после походов
в 945и 971 годах. Заключение этих договоров
описано в древнерусских летописях, и
там интересны прежде всего клятвы, которые
давали русичи. Далее описывается, как
при заключении договора русичи-язычники
клянутся, положив свои щиты, обнажённые
мечи, обручи и прочее оружие. Позже князьИгорь был приведён к присяге греческими
послами — он пришёл со своими людьми-язычниками
на холм, где стоял Перун, и они сложили
своё оружие, щиты и золото, и присягнули.
Судя по клятве, у русичей имелось представление
о загробной жизни и о возможности рабского
состояния в ней.
Один из важнейших источников по славянской
(точнее древнерусской) языческой мифологии —
это летописный рассказ о так называемой
«языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве
идолы шести важнейших божеств. Сутью
языческой реформы Владимира исследователи
считают установление общегосударственного
для всей Руси пантеона божеств во главе
сПеруном — богом князя и дружины. Вскоре стала очевидна
политическая бесперспективность и тупиковость
этого пути, «языческой перспективы»,
и Владимир от неё отказался, крестив Русь(Клейн 2004, с. 150—151.)
Календарные праздники и обряды славян
были тесно связаны с хозяйственными (и
потому жизненно-важными) интересами крестьянина,
поэтому их даты во многом обусловлены
сельскохозяйственными сезонами. Кроме
того, годовой праздничный цикл не мог
не определяться важнейшими астрономическими
датами, связанными, как правило, с движением
солнца. сохранился обычай
посещать кладбища и могилы родителей
на Радоницу, Троицкую и Дмитриевскую родительские субботы. До недавнего времени сохранялись
пережитки языческих поминальных обычаев
и в другие христианские праздники, например Святки,Масленицу и Чистый четверг. Одним из важнейших славянских
праздников была ночь на Ивана Купала. В эту ночь устраивались общенародные
гуляния — песни и пляски. Из купальских
обрядов следует отметить разжигание
и прыжки через костры, купание в реках
и катание со склонов горящих колёс. Нередко
праздник принимал разгульный характер.
Кроме того, в эту ночь собирали лечебные
и магические растения
Свадебные обычаи и обряды
Патриархальный
брак:
свадебный обряд — «разувание» жениха.
Древнее «разувание» фиксируется поздними
обрядами снятия обуви с жениха и поговоркой
«Ноги мыть и воду пить». Невеста в упомянутых
в летописи случаях всегда «приводилась»
«Матриархальный» брак:
Погребальные обряды и культ
предков
И
если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают
большой костёр[86], кладут
на него мертвеца и сжигают. После этого,
собрав кости, складывают их в малый сосуд
и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому
же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.
Владимир и Ярослав Мудрый.
Крещение Руси
После смерти Святослава между его сыновьями
разгорелась междоусобица за право на
престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег
погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся
через два года с варяжской дружиной. В
ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял
свои права на престол (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной
территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.
При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство.*
После смерти Владимира на Руси произошла
новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Сам Святополк дважды потерпел поражение
и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Правление Ярослава Мудрого (1019–1054) стало порой наивысшего расцвета государства.
Общественные отношения регулировались
сборником законов «Русская правда» и
княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил
активную внешнюю политику. Он породнился
с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном
признании Руси в европейском христианском
мире. Разворачивается интенсивное каменное
строительство. Когда после 12-летнего
обособления и смерти князя, не оставившего наследника, под власть
Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав
перебрался из Новгорода в Киев и нанёс
поражение печенегам, после чего их набеги
на Русь прекратились (1036).
(Крещение Руси
Креще́ние Руси́ — введение
в Древнерусском
государстве христианства как государственной
религии, осуществлённое в конце X
века князем Владимиром Святославичем.
Христианизация народов будущей Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся
в течение девяти последующих веков.( Гордиенко, 1986,)
Согласно «Повести временных
лет», в 6496 году «от сотворения
мира (то есть приблизительно в 988 году
н. э.)киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской
Церкви.
На части территорий христианство
насаждалось силой; при этом уничтожались
культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся
подвергались репрессиям. При этом следует
иметь ввиду, что сопротивление крещению
имело, в сущности, политический, антикиевский
аспект, нежели антихристианский.
Новгород оказал активное сопротивление
введению христианства: он был крещён
в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты(Татищев В. Н. История Российская)
в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства,
согласно традиционной церковной истории,
продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов,
были изгнаны, третий — св. Леонтий — много сделал для утверждения христианской
веры в Ростове. Сопротивление крещению
было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию
Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие
приверженцы язычества. Окончательно
ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078 году.
Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского
Императора Василия II грамоту «полномочного представителя
Византии в русских городах Восточной
Балтики»( Джаксон Т. Н. . Древнерусские
топонимы в древнескандинавских источниках)
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне
вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной
и светской властей.
Принятие христианства содействовало
развитию зодчества и живописи в средневековых
её формах, проникновению византийской
культуры как наследницы античной традиции.
Особенно важным было распространение
кириллической письменности и книжной
традиции: именно после крещения Руси
возникли первые памятники древнерусской
письменной культуры.
В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть
православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. В то же самое время во всех землях были
посажены наместниками сыновьяВладимира. Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из родаРюриковичей.
Изменения в государственном
управлении в конце X — начале XII вв.
Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам
вместо денежного жалования князь стал
давать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла.
После Ярослава Мудрого окончательно
утвердился «лествичный» принцип наследования земли
в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по
линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные
земли делились между членами рода и распределялись
по старшинству. Власть переходила от
брата к брату, от дяди — к племяннику.
Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все
младшие по отношению к нему Рюриковичи
переезжали в земли, соответствующие их
старшинству. При появлении новых членов
рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить
только в том городе, где княжил его отец,
в обратном случае он считался изгоем.
В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который
последовательно пополнялся статьями
«Правды Ярослава» «Правды Ярославичей» и
«Устава Владимира Всеволодовича».).
В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения
(теперь размер виры зависел от социального положения убитого),
регламентировалось положение таких категорий
населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые
монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других
князей.
Распад Древнерусского
государства — процесс политического дробления Древнерусского государства(Киевской
Руси), которое к середине XII века разделилось на независимые княжества. Формально Д.-р. г. просуществовало вплоть
до монголо-татарского нашествия (1237—1240)
и Киев продолжал считаться главным городом
Руси. Эпоху XII—XVI веков принято называть удельным периодом или
— феодальной раздробленностью. Рубежом
распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного
киевского князя Мстислава Великого. Его
окончательное завершение приходится
на 2-ю половину XIII века, когда серьёзно
изменилась прежняя структура почти всех
древнерусских земель и они утратили династическое
единство
([Назаренко А. В. Древняя Русь )
Итогом распада стало возникновение на
месте Древнерусского государства новых
политических образований, отдалённым
следствием — формирование современных
народов: русских, украинцев и белорусов.
Причины распада
Подобно
процессам в большинстве раннесредневековых
держав, распад Древнерусского
государства был закономерным.
Период дезинтеграции обычно интерпретируется
не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как
объективный и даже прогрессивный процесс,
связанный с увеличением боярского землевладения[2]. В княжествах
возникла собственная знать, которой было
выгодней иметь своего князя, защищающего
её права, чем поддерживать великого князя киевского. В современной
историографии господствует мнение, что
на первом этапе (в домонгольский период)
раздробленность не означала прекращение
существования государства.
Последствия распада
Являясь
закономерным явлением, раздробленность
способствовала динамичному экономическому
развитию русских земель: росту городов,
расцвету культуры. Общая территория Руси
увеличивалась, благодаря интенсивной
колонизации. С другой стороны, раздробленность
привела к снижению оборонного потенциала,
что совпало по времени с неблагоприятной
внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой
опасности Русь столкнулась с агрессией
с двух других направлений. Появились
враги на северо-западе: католические немецкие
Ордена и литовские
племена, вступившие на стадию разложения
родоплеменного строя, угрожали Полоцку,
Пскову, Новгороду и Смоленску. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское
нашествие с юго-востока,
после которого русские земли попали под
власть Золотой
Орды.
Характер государственности
русских земель
Историки по-разному оценивают характер
государства данного периода: «варварское
государство», «военная демократия», «дружинный
период», «норманнский период», «военно-торговое государство»,
«складывание раннефеодальной монархии».
Древнерусское государство объединило
под своей властью обширные территории,
населённыевосточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами.( Карта. Русь 9-10 веков)
Глава государства носил титул великого князя, князя
киевского. Неофициально к нему иногда
могли прилагаться и другие престижные
титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной.
Помимо князей в управлении территориями
участвовали великокняжеские бояре и «мужи» — дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели
свои наёмные дружины, которые в случае
необходимости сводились в единое войско.
При князе также иногда выделялся один
из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции
реального управления государством; такими
воеводами были Олег (при малолетнем Игоре), Свенельд — при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть
имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».