Древнерусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 15:35, реферат

Краткое описание

В поисках прародины славян современные археологи от культур раннего Средневековья продвигаются в глубь времен. Основной проблемой является соотнесение данной археологической культуры с конкретным этносом. Как быть, если при смене таких культур на одной и той же территории происходят резкие изменения в уровне жизни, технологии производства, погребальном обряде — могут ли эти изменения происходить в рамках одной этнической общности? Тем более что и черняховская, и пшеворская культуры были полиэтничными: вместе с предками славян туда входили другие народы — германцы, сарматы, фракийцы. Решение задачи усложняется тем, что в лесостепной полосе в то время проходили миграции и столкновения различных земледельческих и кочевых племен.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Древнерусское государство

Глава 1. Древнерусское государство 

. Археологически  Западная и Восточная Европа  изучены неплохо, но откуда начали  движение индоевропейские племена  и с какими известными археологическими культурами в Европе III тыс. до н.э.

(ямной, боевых топоров, воронковидных кубков) можно их отождествить, — все это вызывает споры в науке: некоторые ученые, основываясь на совпадающих корнях в родственных языках, считают, что прародиной индоевропейцев были южнорусские степи; другие отводят ей место на Балканах, третьи — в Малой Азии. Сложившаяся к XII в. до н.э. на территории современной Европы от Франции до Украины культурно-историческая общность (группа близких по типу культур) полей погребений, или полей погребальных урн, стала основой для формирования в будущем таких европейских народов, как кельты, германцы, италики, латыши, литовцы и славяне и др. Причем последние три народности примерно до середины I тыс. до н.э. представляли собой единую балто-славянскую общность. Можно выделить и другой рубеж — V—VI вв. н.э., когда между Одером и Днепром, на территории нынешних Польши, Чехии, Белоруссии, Украины, России, появляются несколько археологических культур (пражская, пеньковская, «длинных курганов» и т.д.), которые безусловно считаются славянскими. Тогда же славяне как особая этническая группа начинают упоминаться в письм енных источниках — у готского историка VI в. Иордана и византийских писателей.

Этногенез славян между Х в. до н.э. и VI в. н.э. — масштабные

перемещения различных племен и народов, расцвет и упадок целых культур — остается пока слабо изученным. Так, не совсем понятно, какие народы античные авторы I—IV вв. подразумевают, говоря об антах и венедах. Одни историки полагают, что о предках славян — скифах-пахарях, или сколотах, — писал еще знаменитый древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э.; к праславянским по своему происхождению относят зарубинецкую (I в. до н.э. — II в. н.э.) и черняховскую (II—IV вв.) археологические культуры в Среднем Поднепровье. Оседлые земледельческие племена сколотов в середине I тыс. до н.э. входили в могущественное этнополитическое объединение — Скифское царство и вместе с другими народами вступали в контакты с античным миром Северного Причерноморья.

Здесь с VI в. до н.э. в процессе великой греческой колонизации

стали появляться небольшие поселения, многие из которых превратились затем в процветающие города-полисы Ольвию, Херсонес (Сева сто поль), Феодосию, Горгиппию (Анапу), Диоскурию (Сухуми), Фасис (Поти) или мощные греко-варварские государства — Боспорское царство со столицей в Пантикапее (Керчь). Расцвет античных центров Причерноморья был обусловлен их многоотраслевой экономикой и налаженными торговыми связями. С берегов Черного и Азовского морей в Афины и другие города Греции вывозились зерно, рыба, рабы. В обмен поселенцы и варварская периферия получали вино, оливковое масло, цветные металлы, посуду и украшения1. Затем наступили трудные времена, когда античные города-государства испытывали натиск варваров. Скифов в причерноморских степях сменили воинственные сарматы; во II—III вв. с южных берегов Балтийского на северный берег Черного моря переселились готы. До начала III в. Крым оставался крайним северо-восточным форпостом Римской империи: ее воины охраняли Херсонес, а военные корабли стояли на базекрепости Харакс (под Алупкой). В IV в. мощный поток варварских вторжений привел Западную Римскую империю к гибели. Сложившийся в Центральной Азии обширный гуннский союз кочевых племен в 370 г. переправился через Волгу, разгромил причерноморские центры, нанес поражение сарматам и готам и вытеснил их вместе с представителями черняховской археологической культуры и другими народами на запад.

Другие ученые указывают на резкий разрыв между культур-

ными традициями богатой черняховской культуры (с гончарной керамикой, использованием стекла, римскими монетами и украшениями, что говорит об устойчивых экономических связях этой культуры с Римом) и более бедными славянскими памятниками VI в. и полагают, что процесс славянского этногенеза проходил севернее, на территории современных Польши и Белоруссии в границах культуры подклешевых погребений (IV—I вв. до н.э.) и пшеворской культуры (II—V вв. н.э.). На западе праславянские племена контактировали с кельтами и переняли от них производство кольчуг, замков с ключами, пил, напильников; а от германцев в язык славян попали такие слова, как «меч» и «шлем».

В поисках прародины славян современные археологи от культур раннего Средневековья продвигаются в глубь времен. Основной проблемой является соотнесение данной археологической культуры с конкретным этносом. Как быть, если при смене таких культур на одной и той же территории происходят резкие изменения в уровне жизни, технологии производства, погребальном обряде — могут ли эти изменения происходить в рамках одной этнической общности? Тем более что и черняховская, и пшеворская культуры были полиэтничными: вместе с предками славян туда входили другие народы — германцы, сарматы, фракийцы. Решение задачи усложняется тем, что в лесостепной полосе в то время проходили миграции и столкновения различных земледельческих и кочевых племен.

В эпоху крушения античного мира миграционные процессы захватывали и какую-то часть древнеславянского этноса: в 448 г. византийский посол слышал в ставке могущественного вождя гуннов Аттилы славянскую речь и записал, что его подданные сажают просо и пьют «медос», а при погребении устраивают погребальный пир — «страву».

В VI в. славяне уже самостоятельно выходят на международ-

ную арену. С середины столетия они систематически вторгаются за Дунай в пределы Восточной Римской империи (Византии), осаждают и грабят Константинополь, Фессалоники и Афины; совершают морские экспедиции на Крит и в Южную Италию. Византийский хронист Иоанн Эфесский в конце VI в. подвел итог этим вторжениям «проклятого народа склавинов»: «Они стремительно прошли всю Элладу, области Фессалоники и всей Фракии и покорили многие города и крепости. Они опустошили и сожгли их, взяли пленных и стали господами на земле». На территории империи появились даже независимые славянские племенные княжения — славинии; но к IX в. произошла эллинизация поселенцев, быстро усвоивших технологию, язык и религию своей новой родины. Только на окраинах Византийской империи возникают самостоятельные южнославянские государства — Болгария (VII в.), Хорватия (Х в.), Сербия (XI в.).

 

1 Сделанные в греческих мастерских драгоценные предметы для скифской знати ныне украшают сокровищницы Эрмитажа и других музеев.


Информация о работе Древнерусское государство