министерство
образования и науки российской
федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Оренбургский государственный институт
менеджмента»
Кафедра государственного
управления и истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 02
по дисциплине
История
Тема: Древнерусское государство:
формирование, функционирование, сущность
Выполнила:
Васильева Наталья Анатольевна
студент __1_ курса, заочной
формы обучения, группы ГИМУ
11 «ЗГ
специальность «Государственное и
муниципальное управление»
_________ Н.А.Васильева
Оценка: _____________
Рецензент работы
____________ кафедры ___________
__________________________
(должность)
(наименование)
(И.О.Фамилия)
Оренбург
2012
План-оглавление
1 Предпосылки создания Древнерусского
государства………………………………………………………….………… |
3 |
2 Норманнская теория происхождения государства,
ее оценка в историографии ….………………….………………………………………… |
6 |
3 Киевская русь – раннефеодальная монархия…...………………….….…. |
8 |
4 Экономика и общественные отношения…………………………………. |
10 |
5 Первые Киевские князья
………………………………………………….. |
11 |
Библиографический список…………….………………………………….. |
20 |
|
|
1. Предпосылки создания
Древнерусского государства
Древнерусское
государство сложилось в результате
сложного взаимодействия целого комплекса
как внутренних, так и внешних факторов,
социально-экономических, политических
и духовных.
В первую очередь
следует учесть те изменения, которые
происходили в хозяйстве восточных
славян в VIII- IХ вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном
и лесостепном районе Среднего Поднепровья,
приводило к появлению избыточного продукта,
что создавало условия для выделения из
общины княжеско-дружинной группировки
(происходило отделение военно-управленческого
труда от производительного). Славяне
освоили территорию Центральной, Восточной
и Юго-Восточной Европы. Они жили в Лесной
и лесостепной зонах, где в результате
распространения орудий труда из железа
стало возможно вести оседлое земледельческое
хозяйство. Заселив Балканы, славяне славяне
сыграли значительную роль в разрушении
дунайской границы Византии.
На Севере
Восточной Европы, где из-за суровых
климатических условий земледелие
не могло получить широкого распространения,
большую роль продолжали играть промыслы,
а возникновение избыточного
продукта стало результатом развития обмена и внешней
торговли.
Расположенное
на великой Восточно-Европейской
равнине Древнерусское государство
с момента его образования
являлось одним из крупнейших государств
того времени. Оно сыграло важную
роль в истории не только народов
России, но и народов Центральной
и Западной Европы.
Древнерусское
государство образовалось в итоге
длительного процесса развития восточнославянских
племен. Славянские племена -- одно из важнейших
этнических образований Европы.
Самые ранние
известия письменных источников о славянских племенах
относятся к I--II вв. н. э. (Тацит, Плиний,
Птолемей). Под именем венедов славяне
населяли тогда территории в бассейне
реки Вислы и побережья Балтийского моря.
Начиная с 6 в.
источники о славянах становятся
многообразными и достаточно содержательными.
Это находится в прямой связи с той ролью,
какую к тому времени начинают играть
в Восточной Европе славянские племена
и их борьба с Византией, которая, так же
как и Римская империя, но от Рождества
Христова, вполне может считать себя родоначальницей
всех последующих больших и малых имперских
притязаний.
История не знает
славянских нашествий, как и не знает
имен тех народных вождей, которые,
возбуждая у соплеменников триумфальный
восторг и заражая их идеей
мирового господства, оставили бы, подобно римским
императорам, великое, если с завоевательных
позиций, и страшное, если обратиться к
людским страданиям, наследие отгремевших
эпох.
У славянских
племен не было ни триумфальной столицы,
ни триумфальной дороги к ней, по которой
въезжали бы покорители мира, ведя
пленных и чужое богатство, отобранное
для своих нужд. А что касается Третьего
Рима, то, во-первых, это было всего лишь
желание, а не воплощенная действительность.
Во-вторых, желание, связанное, скорее,
с византийскими привнесениями, чем с
идеей доморощенной, тем более народной,
которое потому и не могло прижиться на
русской земле.
История не знает
славянских нашествий, но в ней четко
обозначены другие -- нашествия гуннов,
аваров, печенегов, половцев, татаро-монголов,
французов и немцев.
По византийским
источникам установлено, что славяне
в 6 в. занимали огромную территорию от
Дуная до Вислы. Они делились на три
большие группы: склавинов, антов
и венедов. Первые обитали между
Днестром, средним течением Дуная
и верховьями Вислы, вторые -- в междуречье Днестра
и Днепра, в нижнем их течении и в Причерноморье,
третьи -- в бассейне Вислы. Исследователями
высказано мнение, что указанные три группы
в дальнейшем развитии дали три ветви
славянства: южную (склавины), западные
(венеды) и восточную (анты). Однако источники
VI в. не содержат еще указаний на какие-либо
различия между этими группами, а, наоборот,
объединяют их, отмечая единство языка,
единство обычаев и законов.
Единство
славян находило выражение в их общественном
устройстве. Славяне в 6 в. переживали последнюю
стадию развития общинно-родового строя.
Основой общественной организации у славян
стала патриархальная семейная община.
Государства у славян в 6 в. еще не было.
Наряду с народным собранием существовали
племенные вожди или князья. Вожди славянских
племен принадлежали к зарождавшейся
родоплеменной знати. В 6 в. племенная раздробленность
еще не была преодолена славянами. Но тенденция
к созданию более прочного единства у
них уже имелась. Этому в немалой степени
способствовала та обстановка постоянной
войны, которую вели славяне против Византии
на протяжении почти всего 6 века. В ходе
этой борьбы создавались союзы славянских
племен.
Основным
занятием славян являлось земледелие,
ставшее уже повсеместно пашенным.
Обработка земли велась с помощью тягловой силы
орудиями плужного типа, возделывался
широкий круг зерновых культур: пшеница,
рожь, зернобобовые и волокнистые культуры.
Подсека и перелог, игравшие еще большую
роль, особенно в северных районах, начинали
вытесняться двух- и трехпольной системой
с паровым клином. Большое значение в хозяйстве
славянина имело животноводство. Охота
и рыболовство были распространены повсеместно.
Распространение
пашенного земледелия на всей территории
расселения славян означало огромный
прогресс по сравнению с подсечной системой,
бытовавшей прежде.
Другим важным
показателем роста производительных
сил у восточных славян было развитие
ремесла. В некоторых славянских
поселках обнаружены десятки домниц,
в которых выплавлялось железо. Раскопки
показывают, что в славянских домах занимались
прядением, выделывали меха, кожи, производили
посуду. Часть произведенного продукта
шла на обмен.
Ремесленное
производство создало предпосылки
для возникновения городов как
центров ремесла. К началу 10 в. некоторые
славянские города-укрепления, такие
как Киев, Смоленск, Новгород, Чернигов
превратились в центры ремесленного производства.
Вместе с
тем VII--IX вв. явились временем развития
внешних экономических связей восточных
славян со странами Востока, Византией,
а также со странами Прибалтики. Великий
Волжский торговый путь связал землю восточных
славян с племенами Среднего Поволжья
и дальше -- через Хвалынское (Каспийское)
море -- с Востоком. Днепровский путь связал
восточных славян с Византией. И к концу
IX в. как Волжский торговый путь, так и
Днепровский путь «из варяг в греки» получили
свое продолжение на север вплоть до Прибалтики,
превратившись тем самым в торговые пути
общеевропейского значения.
По археологическим
данным, существенной чертой общественного
строя славян 8--9 вв. является наличие уже
повсеместно сельской или территориальной
общины как союза индивидуальных хозяев
(малых семей), в собственности которых
находятся жилище, орудия труда, продукт
труда обрабатываемый участок земли.
Частная собственность
и основанный на ней индивидуальный труд
с неизбежностью вели к имущественному,
а значит, и социальному неравенству. Выделение
из общины имущественной верхушки свидетельствовало
об образовании экономически сильной
группы, которая стремилась ослабить роль
народного собрания и передать власть
своим представителям.
Этот процесс
нашел свое выражение в появлении
к концу 9 -- началу 10 в. богатых славянских
погребений наряду с бедными, обнаруженных
археологами в крупнейших славянских
городах, и в образовании на территории
славянских поселений обособленных
укреплений -- замков, где жили выделившиеся
из общины представители экономически
могущественной верхушки. Все эти явления
отразились в замечательном памятнике
древнерусского права -- Древнейшей Русской
Правде, записанной в XI в. при Ярославе
Мудром, но в своей основе относящейся
к кануну образования Древнерусского
государства.
Древнейшая
Русская Правда представляет общество
правящего слоя и остального населения,
еще не освободившееся до конца от
оболочки родового строя. Существует еще такой важнейший
институт родового строя, как кровная
месть и круговая порука. Но родовые связи
уже начинают заменяться территориальными
связями. Основная общественная организация,
с которой имеет дело Древнейшая Правда,
-- это «мир», территориальная сельская
община (слово «мир» сохранило в русском
языке значение территориальной сельской
общины вплоть до XX в.). Но население этих
«миров» уже перестало быть однородным
по своему социальному составу.
Древнейшая
Правда ярко отразила появление внутри
славянских «миров» привилегированного
слоя. Основное внимание она уделяет защите
интересов «мужей» -- термин, которым в
Древнейшей Правде обозначена социальная
верхушка общества славян. «Муж» тесно
связан с общиной. Он живет «в своем миру».
Но в противоположность рядовым общинникам
«муж» не является человеком труда -- земледельцем.
Это преимущественно военный человек.
Живет «муж» в «хоромах», окруженный многочисленной
«челядью», которая работает на него.
Основную
массу «челяди» составляют рабы, хотя
в ее составе все больше появляется
и нерабов из числа общинников, которые,
разорившись, потеряли свою свободу и
попали в зависимость от богатых «мужей».
«Хоромы» были не только жилищем «мужей»,
но и центром владений земель, лугов и
различных угодий, на которые накладывал
свою руку «муж», захватывая их у общины
и превращая в свою наследственную частную
собственность -- «отчину» (термин, от которого
произошло слово «вотчина» -- обозначение
феодальной земельной собственности в
России). Вместе с ростом экономического
богатства росла и политическая мощь «мужей».
Возникновение имущественного неравенства
у славян шло одновременно с образованием
государства.
Из византийских
источников можно заключить, что
у антов VI в. государства еще не
было, их князья являлись военными предводителями, не нарушавшими
прав народных собраний, их войска составлялись
из всего вооруженного народа. Дружина
у князей еще отсутствовала. Военная добыча
в основном доставалась воинам: ценности
и пленные делились, а завоеванная земля
заселялась победителями.
В процессе дальнейшего
развития славянских племен в 7--9 вв. на
Восточно-Европейской равнине постепенно
изжились элементы народоправства. Выделившаяся
верхушка из славянской общины -- «мужи»
(по терминологии Древнейшей Русской
Правды), захватила в свои руки органы племенного
самоуправления. Группируясь вокруг племенного
князя, «мужи» составляли его вооруженную
дружину, с помощью которой князь мог уже
противопоставить свою власть пережиточным
органам родового самоуправления и использовать
их в интересах народившихся господ. Нормы
обычного права, сложившиеся в общине,
изменились применительно к новым условиям.
Защита складывающейся феодальной собственности
-- главная цель этих изменений. Рядовой
общинник, ведущий свое мелкое хозяйство,
потерял черты воина и стал земледельцем.
Война являлась делом князя и дружины.
Так в ходе длительного развития складывались
отдельные элементы государственного
аппарата.
В целом имеющиеся
источники (Русская летопись, арабские
источники) делят славянские племена
на две группы: южную, состоявшую из полян,
северян и вятичей, и северную, состоявшую
из словен, кривичей и включавшую в себя
ряд неславянских племен. Эти два союза
славянских племен явились ядром складывавшегося
Древнерусского государства.
2. Норманнская теория
происхождения государства, её оценка в историографии
Нет в истории
России вопроса, который не вызвал бы
столь продолжительные, ожесточенные
и с участием многих ученых споры,
чем вопрос, «откуда есть пошла
земля русская», кто такой Рюрик
и его «варяги», отождествляемые русскими летописями
с «Русью».
Письменные
источники относят возникновение
Древнерусского государства к IX веку.
По данным Повести временных лет
ильменские словене и их соседи -
финские племена мери - платили
дань варягам,а южные племена
находились в зависимости от хазар. Но
затем, не желая терпеть насилия, «...В год
6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали
им дани, и начали сами собой владеть, и
не было среди них правды, и встал род на
род, и была у них усобица, и стали воевать
друг с другом. И сказали себе: "Поищем
себе князя, который бы владел нами и судил
по праву". И пошли за море, к варягам,
к Руси. Те варяги назывались русью, как
другие называются шведы, а иные норманны
и англы, - вот так и эти прозывались. Сказали
руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля
наша велика и обильна, а порядка в ней
нет. Приходите княжить и владеть нами".
И избрались трое братьев со своими родами,
и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел
старший, Рюрик, в Новгороде, а другой,
Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор,
- в Изборске"».