Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:13, доклад
Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур вМесопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э.
Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур вМесопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э.
Развитие дорожной сети связано
с появлением вьючного и колёсн
К началу нашей эры
в Европе и Азии сложилась
достаточно развитая дорожная
сеть, включавшая
Знаменитые торговые пути
Исторические торговые пути | ||
Древний мир |
Морской путь • Царский путь • Оловянный путь • Янтарный путь • Путь благовоний • Индо-римская торговля |
|
Средние века |
Великий шёлковый путь • Дороги рахдонитов • Вол | |
Новое время |
Дорога специй • Манильские галеоны • Серебряный флот • Треугольная торговля • Сибирский тракт |
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. до н.э. до 15 в. страны Евразии – от Западной Европы до Китая.
Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.
Формирование Шелкового пути.
Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше. Согласно данным современной археологии, с 3 тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый путь», по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца 2 тыс. до н.э. начал работать «нефритовый путь» – торговля самоцветами из Центральной Азии (из района Куньлунь на территории современного китайского Синьцзян-Уйгурского района) по восточному пути, в обмен на шелк из Китая. В середине 1 тыс. до н.э. эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга. В формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 до н.э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (на территориях современного Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.
Хотя Чжан Цянь не смог добиться от контролировавших Бактрию юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 до н.э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»). Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;
– северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.
Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу.
Факторы эволюции Великого шелкового пути.
Развитие Шелкового пути зависело как от экономических, так и от политических факторов. В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь в период зрелого феодализма, с 11 в., в Западной Европы снова стали активно покупать восточные товары. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании. Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями.
История Великого Чайного пути
Чай был известен в Китае почти 5000 лет. Долгое время считалось, что Китай является единственной родиной чайного куста и чайной культуры. В 1825 году заросли дикого чая были обнаружены в горных джунглях Северо-Восточной Индии (Ассаме), Бирмы, Вьетнама и Лаоса, а также на южных склонах Гималаев. В 50 годах прошлого столетия дикий чай был обнаружен на юго-западе Китая, в провинциях Гуйчжоу, Сычуань, Юньнань. Мнения ученых разделились. Сегодня принято считать, что родиной чая является Юго-Западный Китай (Юньнань), примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая (Вьетнама). Из этого «чайного треугольника» чай распространился по двум географическим направлениям: на север и на юг.
Документальные свидетельства о чае, как о продукте потребления встречаются в источниках, датированных 770 г. до н.э. В 300-200 г.до н. э. привычка пить чай укоренилась ср еди жителей государства Шу (ныне провинция Сычуань). При династии Хань (2-1 века до н.э.) чай ф игурировал в качестве предмета торговли. В на¬чале эры напиток вошел в церемониал китайского императорского двора. В 5 веке чаем платили дань императору, а в 782 г. на ставший ходовым продукт, был введён налог. Это подтверждается записями неизвестного арабского путешественника, посетившего Китай в конце 9 века: «Китайский император получает подати с cоли, и одного растения, листья которого, отваренные в горячей воде, употребляются в напиток и которое продаётся в больших количествах во всех городах Китая, за, что выручается большое количество золота. Растение это, называемое «ча», есть кустарник, превосходящий гранатовое дерево богатством листьев, запах которого чрезвычайно приятен, но которые имеют некоторую горечь. Напиток из него приготовляют, обливая листья кипятком, и он служит лекарством от многих болезней».
Чай долгое время был своеобразным напитком-лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы в буддизме. Культовое и бытовое употребление чая разделяет несколько веков. Сведения о производстве чая сохранялись в Китае в секрете. Чай выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными.
Лишь к 9 веку чай превратился в национальный напиток китайцев. В 16 веке чай стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая, и чай постепенно распространился во всем мире.
То же самое происходило в Корее и Японии, куда чай был завезен из Китая в 510 и 520 годах. Здесь как культовый напиток он стал применяться с 9 века, а широкое распространение он получил не ранее 17 века, после того, как вошёл во всеобщее употребление в европейских странах. В 527 году чайный напиток появился и в Индии, но так и не вышел за пределы узкого круга буддийских монахов. Широкие народные массы познакомились с чаем лишь в конце 17 века в основном через англичан.
В Западную Европу чай впервые
был завезён из Китая португальскими
мореплавателями в 1517 году, но за пределы
Португалии он не вышел, оставаясь в
течение более 100 лет напитком, который
изредка употребляли при
Первые известия о чае в других частях Европы появились в 1550 году, когда один из персидских купцов рассказал об этом Джовани Батисте Pa¬музио, знаменитому итальянскому географу того времени. В 17 веке у китайских берегов появились первые корабли из Европы. Вслед за португальскими разведчиками сюда устремились испанцы и голландцы. В 1664 году Ост - Индийская Компания прислала в подарок английскому королю, как величайшую редкость 2 фунта чая, перекупленного у голландцев.
Европе для распространения чая понадобился немалый срок, хотя и гораздо менее долгий, чем на родине чая - в Азии. В Европу чай проникал двумя путями - с запада морским путем и с востока через Россию. Лишь в начале 18 века чай перестал быть придворным напитком и начал распространяться среди мелкого дворянства и купечества. С середины 18 века чаепитие из Англии как новая мода стало проникать и в другие страны Европы.
Во Франции, Испании, в итальянских, австрийских, немецких землях чайный напиток натолкнулся на сильную конкуренцию кофе и какао. И то и другое привозилось из заморских колоний Бурбонов и Габсбургов, различные ветви которых правили в странах южной и центральной Европы.
Сведения о Руси в Китае и о Китае в Руси стали появляться в 15 веке со времени появления в Китае солдат русского полка, сформированного из захваченных монголами в плен русских. В русских летописях 15 в. имеется только упоминание о Китае, как государстве, покоренном монголами. Связи Московского государства со странами Востока начали постепенно налаживаться после изгнания монголов с территории Руси. В 1472 г. сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.
В 16 веке интерес к Китаю возрос и в Европе и в Русском государстве. В Европе стали искать более короткий и ме¬нее опасный морской или сухопутный путь в Китай через Россию. Главная заслуга в продвижении на Восток - далее от Сибири к Тихому океану принадлежала служилым людям, и в первую очередь томским казакам-землепроходцам. В 1б19 г. в Москве казак И.Петлин представил подробную «Роспись Китайскому государству и Лобинскому и иным государст¬вам жилым и кочевым, и улусам и великой Оби, и рекам и до¬рогам». Кроме «Росписи» И.Петлин привез «Чертеж Китайского государства» и грамоту от императора династии Мин. С этого времени русское правительство получило обширные сведения о Китае.
Монгольские послы в Москве сообщали подробные данные о торговле с Ки¬таем, о большом интересе китайцев к закупке пушнины, за которую они щедро платили дорогими шелковыми тканями. В конце З0-ых - начале 40-ых годов 17 века активизировались поиски торговых путей в Китай и предпринимались новые попытки установления торговых связей с Китаем. Хотя эти попытки не привели к созданию прочных дипломатических отношений между двумя странами, тем не менее, они способствовали развитию ограниченной торговли между ними, дали много полезных сведений о Китае и путях следования туда, внеся коррективы в прежние представления об этих путях.
Императоры китайской династии Мин приветствовали торговлю русских в Китае. К этому времени владения России на востоке расширились за счёт приобретения территорий в Приамурье. Границы обоих государств сблизились, хотя их и разделяли довольно обширные земли, заселённые независимыми кочевыми и лесными племенами.
Информация о работе Древние дороги и знаменитые торговые пути