Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:58, контрольная работа
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего.
Введение………………………………………………..………………………………….3
Этническая и политическая картина Восточно-Европейской равнины и Сибири
в І тысячелетии до н.э. – в начале І тысячелетия н.э…………………………..…….4
Великое переселение народов……………………………………………………….17
Теории происхождение славян…………………………………...…………….……22
Заключение…………………………………………………….…………………………25
Список литературы...………………...…………………………………………………..27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
на тему: «Древние народы и государства на территории современной России»
студентка 1-го курса группы ЭУз-131
Специальность: Экономика и
управление организацией
Факультета: Менеджмента
заочного отделения
Буркова Е.П.
Проверила:
Научный руководитель
Кемерово 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………..……
в І тысячелетии до н.э. – в начале І тысячелетия н.э…………………………..…….4
Заключение……………………………………………………
Список литературы...………………...……………………
Введение
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего.
Важнейшими источниками истории России являются летописи. В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Однако такое положение сложилось совсем недавно. Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны мы не найдем даже упоминания имени славян. История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Без знания особенностей исторического, духовного развития древних восточных славян невозможно полностью раскрыть сущность и характер отношений современных славянских народностей между собой и с другими народами.
Киммерийцы. С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения различных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в 8-7 вв. до н. э. и представлявшие собой сильный союз племен. С 7 века Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний: Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапею, Финагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми центрами. Торговля процветала на базе развития земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона была Пантикапея, находившаяся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшаяся долгое время столицей Боспорского царства– единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нынешнего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы.
Скифы. В истории особое место всегда отводилось скифам. В представлении русских историков и литераторов скифы оказывались то нашими предками, то их ожесточенными противниками. Главные сведения о скифах дают археология и книги Геродота. Образовавшись в Азии, этот народ к 8 веку до н. э. распространился до северных берегов Черного моря. Он представлял собой большое племенное объединение и занимал в 7-5вв. до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян. У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры. Скифы являлись типичными европеоидами. По языку принадлежали к североиранской группе.
Сарматы. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины потомки, сарматов, ближайших родственников скифов. Сарматы и скифы оказались непримиримыми соперниками. Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во 2 веке до н. э., сарматы разбили скифов в истребительной войне и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. В течении нескольких последующих столетий остатки скифов растворились среди новых пришельцев – сарматов, аланов, готов.
Готы. Одновременно с сарматами, но с другой стороны – из Прибалтики, в южнорусские степи пришло германское племя готов, вступив в соперничество с сарматами и аланами. Военно-политический перевес готов проявился только через несколько веков. В 4 веке н. э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся от Дуная до Кубани. Готской власти подчинилось разноплеменное население.
Гунны. Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов. Воинственные гунны, оттеснившие готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали через Забайкалье сначала в западную Сибирь, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами, а затем – в Причерноморье. Мощный союз гуннских племен под главенством их вождя Аттилы по второй половине 4 века н.э. ворвался в Европу, произведя опустошения среди встречных народов. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. Одна часть племен, оставшись на Дунае и Причерноморье, постепенно была ассимилирована. Другая часть ушла обратно на восток, где также «потерялась» в круговороте этнических и политических перемен.
Тюркский каганат. В середине 6 века н.э. на Алтае и в Монголии сложился обширный и влиятельный Тюркский каганат военным путем расширивший свою территорию до Китая, рек Аму-Дарьи и Нижнего Дона.
При распаде каганата образовались тюркские племенные союзы, некоторые из них: аварский, хазарский и булгарский – создали развитую государственность.
Авары в 6 веке н.э. повторили путь гуннов из Азии в Центральную Европу – в район между Дунаем и Карпатами, где и было образовано Аварское государство, просуществовавшее до начала 9 века. Движение авар через южнорусские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. Поработив часть славянских племен, авары подвергали их жестокому угнетению. Воинственность авар толкала их на конфликты с Византией, с баварцами и франками. Принесшие массу беспокойства соседним народам и государствам, авары в 9 веке внезапно исчезли, поголовно вымерли от тяжелой эпидемии.
Хазары. Около 7 века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге сложилось Хазарское государство. В течении двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом. В Хазарии было построено несколько крупных городов: город Беленджер на реке Сулак, города Семендер и Итильна на Волге и другие. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей с Востока и из Византии к славянам, балтам, финнам. Взимание больших таможенно-транзитных пошлин составляло важную статью доходов кагана. Значительные средства давало казне взимание дани с соседних народов, а также с жителей Боспора, северокавказских племен, буртасов, эрзи, черемисов, булгар и сувар. И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля, заставлявшая охотиться за «живым товаром». Тесно была связана с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Русской равнине. В вассальной зависимости от него находилась Волжская Булгария. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего и сталкивание печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии и с Арабским халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов.
Обострившиеся споры Хазарского каганата с Византией по поводу смежных районов в Крыму и враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале 9 века н.э. к серьезному политическому шагу – официальному принятию иудаизма – религии, в одинаковой мере холодно воспринимаемой и в Византии и в Халифате. Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской торгово-ростовщической верхушки. Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Против правительства образовалась своеобразная христианско-мусульманская фронта. Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникновением в его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей Русью. В 965 году киевский князь Святослав нанес тщательно спланированный мощный удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. В 10 в. сын Святослава Владимир подавил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии.
Потомки хазар (мусульмане) смешались с другими тюркскими народами, частично влились в состав русского этноса. Часть хазар (иудеи) эмигрировало в Западную Европу, и частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы).
Булгары. Булгарские племена по языку были родственны аварам и хазарам. Около 7 века булгары разделились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в этногенезе балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправилась на Балканы, где слились с дунайскими славянами, передав им свои этноним. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинило ряд местных финно-угорских племен. Здесь было создано государство Волжская Булгария.
У волжских булгар кроме скотоводства за счет заимствования навыков у соседей и перехода к оседлости развились пашенное земледелие и различные ремесла. Столица – город Булгар – являлась крупным торговым центром, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточными кочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими ислама. Волжская Булгария была многонациональным государством.
Булгары и финно-угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассимилируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями в то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 13 веке не подверглось разгрому со стороны монголо-татар. После этого название «булгары» в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляторских процессов. Но не исчез народ, когда-то носивший это имя: потомками волжских булгар являются чуваши и казанские татары. Булгарский элемент заметен и в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов.
Печенеги. В 9 веке н.э. в Днепрово-Донском междуречье появились печенеги, сразу же заявив о себе как военно-политической силе. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915 году, после чего был заключен мир. Воевать с печенегами было трудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны, грабеж которой принес бы им выгоду. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. Печенеги грабили Русь, вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес им серьезное поражение. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил успех у стен Киева, фактически уничтожив печенежскую опасность. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине 12 века эти три этноса объединились в союз, получивший в русской летописи имя Черных Клобуков. Монголо-татарское нашествие привело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами.
Половцы. В 11 веке н.э. из степей Прииртышья и Восточного Казахстана через Поволжье к южной границе Руси подошли половцы (куманы), заняв берега Среднего и Южного Донца, где имелись удобные пастбища для кочевого скотоводства. Весь 11 век половцы осваивали степь, захватывая новые земли. Половцы сразу же вошли в соприкосновение со славянским миром. Свое название они получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» – солома). Обычаи половцев выглядели в глазах русичей весьма своеобразными. В пищу половцы употребляли «хомяки и сусолы» – по выражению русского летописца, пораженного этим фактом. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стеллобразные каменные скульптуры. Постепенно половецкие мастера достигали необычного искусства, изготовляя известняковые и мраморные скульптуры, максимально приближенные к оригиналу. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек. Вплоть до 17 века они были необходимой частью и украшением степного пейзажа (с тех пор многие скульптуры были уничтожены, несколько тысяч попало в музеи). К середине 12 века ареал половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно-политическую силу, с которой считались и Русь и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале 12 века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разоренные половцы отступили за Волгу и Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднепровье. Два половецких хана – Боняк и Тукорган объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь, грабя их окраины. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Боняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.
Информация о работе Древние народы и государства на территории современной России