Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 13:40, курсовая работа
Целью настоящего исследования явилось изучение древнеславянской культуры как способа получения нового взгляда на современность, а также выяснение степени влияния древнего славянского уклада на настоящий окружающий мир.
Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда частных задач:
1) изучение происхождения славянского народа от возникновения первых славянских племён до становления государств;
2) характеристика жизненного уклада древних славян;
Введение……………………………………………………………………с. 3
Глава 1. Жизненный уклад древних славян…………………………… с. 4-9
Глава 2. Верования и религия древних славян…………………… с. 10-12
Глава 3. Взаимодействие и отношения славян с соседними народами и племенами……………………………………………………………… с. 13-16
Заключение………………………………………………………………… с. 17
Список использованной литературы………………………….……. с. 18-19
Славяне верили в так называемый «тот свет». Это было подобие рая, в который верят современные христиане. А вот понятия «ад» у славян не было, так как бог в их понимании был добрым и за грехи не наказывал.
Говоря о языческой культе, нельзя не упомянуть о погребальных обрядах древних славян. Русская летопись очень коротко описывает погребальный обряд северян, кривичей, радимичей и вятичей: «И если кто умирал, то устраивали по нему тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи». Считается, что предки славян были носителями культуры «полей погребальных урн» (II тысячелетие до н. э.). Усопших они сжигали, а прах помещали в глиняный сосуд и закапывали в неглубокую яму, обозначая могилу холмиком. В последующем обряд кремации преобладал, но менялась форма погребений: волотовки (круглые курганы-сопки с деревянной оградкой) -- у словен, длинные родовые курганы -- у кривичей, кремация в ладье и курганная насыпь -- у русов.
С приходом христианства язычество было запрещено, идолы уничтожены. Однако до сих пор мы встречаемся с отголосками древних языческих обрядов. Например, славяне-язычники посвящали свои праздники богам. Богу Солнцу посвятили праздник Масленица, который мы отмечаем и сейчас. Именно с языческими поверьями связан обычай печь блины на Масленицу. Блин был символом бога Солнце. Ещё один языческий праздник в честь бога Солнце, дошедший до наших дней Иванов день, или Иван Купала.
Как видно из проделанных многими учёными-историками исследований древнеславянского язычества религия занимала очень важное место в жизни наших предков и до принятия христианства. С принятием христианства, несмотря на усердную борьбу князя Владимира с язычеством, язычество совсем не исчезло. Оно впитало в себя новую религию, совместив христианские и языческие традиции. Исчезли идолы, но появились иконы, уничтожены требища, но есть храмы и церкви, а Домовой так и остался в новом христианском обществе. Поэтому забыть о язычестве нельзя, так как оно расшифровывает многие наши обычаи, никак несвязанные с православной религией, но гармонично сочетающиеся с ней.
3. Взаимодействие
и отношения славян с
Византийский император Маврикий писал о славянах так: «…Ведя разбойничью жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки... Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показаться в местах открытых и ровных не желают... Они вообще вероломны и ненадёжны в соглашениях, уступая скорее страху...»
Во времена Великого переселения народов наши предки продвинулись к западу, северу и югу до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей, что составляет большую территорию, поэтому соседей у славянских племён было много. С запада с ними соседствовали германские племена. На северо-востоке Европы со славянами соприкасались так называемые балты: литовцы, латыши, пруссы, ятвяги. Это очень древние народы, заселившие прибалтийскую территорию, когда оттуда ушел ледник. Они заняли пустые места и распространились довольно широко, примерно от сегодняшней Пензы и до Щецина. Северо-восточнее жили финские племена.
Большое количество соседей было угрозой для славянских племён. Войны можно было ждать с любой стороны. Набеги на славянские племена были не редки, но и славяне нападали на соседей.
Самым диким из соседивших со славянами племен было финское племя. Учёные предполагают, что оно состояло из монгольской расы. В пределах современной России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию соседствующих с ними племён. Делясь на много маленьких народов (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса, вотяки, зыряне), финны занимали своими редкими и малыми поселениями лесные пространства всего русского севера. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и сливались с ними, или без заметной борьбы уступали им свои владения и уходили от них на север или восток. С постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финны. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но победа была на стороне славян.
Тоже происходило и с литовскими племенами, которые составляют особую ветвь арийского племени и уже в глубокой древности заселяли те места, где позднее их застали славяне. Поселения литовцев занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от Балтийского моря доходили до реки Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Западной Двине, в дремучих лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго сохранили свой первоначальный быт.
Если по отношению к финским и литовским соседям славяне чувствовали свое превосходство, то иначе было дело с хозарами. Кочевое тюркское племя хозар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Когда в VIII веке некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хозарами, хозарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для них легкий доступ на хозарские рынки и втянуло их в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет, находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии этой восточной торговли в VIII--X веках. В именно эти века Русь находилась сначала под прямой хозарской властью, а затем под значительным хозарским влиянием. В X веке, когда хозары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем -- печенегами, русские стали сами нападать на хозар и много способствовали падению Хозарского государства.
К числу соседей и сожителей русских славян принадлежали варяги. Они жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Такие выходцы стали появляться в IX веке среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. С середины IX века среди наших предков было так много варягов, что к ним славяне уже привыкли, и варягов можно было бы назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали. То варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море», на их родину. Бытует мнение, что первые русские князья были родом из варяжских племён. В летописях сказано, будто новгородцы приглашали на свой престол князей в момент образования Руси. По другим сведениям первые князья были по происхождению руссами - выходцами из племени, которое сделало своим промыслом набеги на соседей.
Помимо военных действий славяне вели и мирное сотрудничество с соседями. Например, упомянутых выше печенегов в 944 и 971 киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. Восточнославянские племенные союзы вели оживлённую торговлю со своими соседями. Именно в VIII - IX веках в результате этого зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры - Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в истории Руси.
Таким образом, близкое соседство с другими народами оказало воздействие на внешнюю и внутреннюю политику славянских племён, а впоследствии и государства. Частые набеги на славян помогли образованию славянских городов, которые сначала служили крепостью, огораживающей население от разорителей, а после стали новыми культурными и торговыми центрами. Мирное сотрудничество с иноплемённиками открыло для наших предков такие новые возможности, как появление торговых путей, новых территорий, а также совместная борьба против врагов. В результате военных столкновений, которые не всегда оказывались выигрышными для славян, наши предки многое теряли, но и приобретали опыт в боевых действиях, а также совершенствовали своё умение в ведении сражений. Подводя итог рассмотрению проблем взаимодействия и взаимоотношений славян с соседями, можно посчитать, что сотрудничество с другими народами, так или иначе, шло славянам на пользу, в некоторых случаях усиливая темп их развития.
Заключение
Проделанное исследование позволяет взглянуть по-новому на древних славян - наших предков. Углубленное рассмотрение их жизни, позволило разрушить существующее мнение о том, что быт древних славян был примитивен. Уже в те ранние годы наши предки были на ступень выше в общем развитии культуры, чем многие другие соседние племена, а также у них быстрее начался процесс образования городов.
Подробное исследование взаимодействия славян с соседними народами показывает, как сливались племена воедино, как появлялись новые народы, смешивались между собой, занимая новые территории. Данные факты позволяют считать, что современные русские люди не являются потомками одного племени славян. Это результат активного межплеменного сотрудничества, которое позволило не только сохранить племя славян, так как в те времена маленькая обособленная группа не могла бы выжить, но и обогатило культурное наследие наших предков, не помешав им при этом сохранить свою самобытность.
Резюмируя всё вышеизложенное, можно подытожить, что, изучая историю своих предков - древних славян - мы видим, как изменялась культура, а вместе с ней и жизнь, сменялись события, которые привели к тому мы, что происходит сейчас и к тому, как мы живём сегодня. Анализ это временной цепи событий представляется важным, потому что мы, живущие сейчас и те, кто жил задолго до нас, и те, кто ещё будет жить после нас, составляем единый народ и, следовательно, единую историю.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
1. Ожегов С.И. Словарь русского
языка: 53 000 слов - 24-е изд., испр. / Ожегов
С.И.; [под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова].
- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО
«Издательство «Мир и
2. Валянский С.И. Явление Руси / С.И. Валянский, Д.В. Калюжный, - М.: КрафтЛеан, 1998. - 252 с.
3. Гумилёв Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории / Л. Н. Гумилёв - М.: Экопрос, 1992. - 336 с.
4. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIII вв.) / В. П. Даркевич // Вопр. истории. - 1994. - № 10. - С.50 - 60.
5. Кондрашов Н.А. Славянские языки: учеб. пособие для студентов филол. спец, пед. ин-тов. / Н.А. Кондрашов -- 3-е изд., перераб. и доп.--М.: Просвещение, 1986. - 239с.
6. Личман Б.В. История России. Теории изучения. С древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие, книга первая / Б. В. Личман - Екатеринбург: СВ-96, 2001 г. - 368 с.
7. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Путилов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 368 с.
8. Пятецкий Л.М. История России: восточные славяне в древности / Л. М. Пятецкий.- М.: Моск. лицей, 1995. - 91 с.
9. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. / Б. А. Рыбаков - М.: Наука, 1987. - 307 с.
10. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию: учеб. пособие для филол. фак. универ. / А.Е. Супрун, А. М. Калюта. - Минск: Высшая школа, 1981. - 432 с. ил. 22 см.
11. Чудакова Н.В. Я познаю мир: дет. энцикл.: история / Н.В. Чудакова, А.