Древний
Египет
- Древний Еги́пет (от др.греч.. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus),
самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt,
tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Kὴμε) —
название исторического региона и культуры
значительной цивилизации Древнего
мира, существовавшей на северо-востоке
Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История
Древнего Египта составляет
около 40 веков и подразделяется исследователями
на додинастический период , династический
период , эллинистический период
и римский период .
- Единство Египта воплощалось
во власти фараонов — неограниченных
хозяев всей страны. Фараон был
главой культов всех богов Египта и сам
был обожествлён. Выражением этого было
строительство в этот период пирамид —
гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса
(Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).
Возросло значение гелиопольского культа
бога солнца Ра, сыновьями которого называли
себя все фараоны .
Доисторический Египет
- Доисторический Египет — период
в истории Египет, от появления человека
до формирования земледельческой египетской
цивилизации (Додинастический Египет).
- Верхний
палеолит представлен в Египте Атерийской (ок.
40000 лет назад) и Хормусанской культурами
(между 40000 и 30000 — ок. 18000 лет назад).
- В период мезолита известны
культуры Халфан (18000 — 15000 до н. э., одна
стоянка датируется не позднее 24000 до н. э.),Каданская, Себиль.
Североегипетская Мушабийская культура
кладет начало палестинскому Натуфу (XII-X
тыс. лет назад), который, возвращаясь,
формирует культура Хариф.
- От времени
с 9000 по 6000 до н. э. не сохранилось почти
никаких памятников.
- Неолит отмечен
в Нижнем Египте существованием культур Фаюм А (ее
носители, вероятно, прибыли из стран Плодородного
полумесяца, неся с собою достижения Неолитической
революции), Меримде (5000—4200
до н. э.), Эль-Омари (V тыс. до н. э.),Маади-Буто (4000—3400
до н. э.),. Верхнеегипетский неолит представлен Тасийской → Бадарийской → Амратской → Герзейской культурами → Нулевой
династией
Доинастический период
- Период
египетской истории до середины IV тыс.
до н. э. называется Доинастическим: в это
время в Египте существовали лишь разрозненные
общины. Люди возделывали участки земли
по берегам Нила, разводили скот, в основном
овец, коз, свиней, и начали рыть оросительные
каналы, чтобы отводить воду из реки на
пашни. Из скоплений поселений, образующих
небольшие области (номы), постепенно сложились
два царства: Верхний Египет на юге и Нижний
Египет на севере. Во главе каждого стояли
цари. В обоих царствах были найдены гробницы
(масштабы) с гладкими стенами и сложной
внутренней планировкой, хранящие богатую
утварь и статуи. Это свидетельствует
о высокой культуре и развитых религиозных
представлениях древних египтян, например
о вере в загробную жизнь.
- Этот горшок
Доинастического периода украшен изображением
крокодила, который, по поверьям египтян,
считался хозяином Нила
Эллинистический Египет
- Эллинистический Египет, иначе Египет Птолемеев (332 до н. э. — 30 до
н. э.) — эллинистическое государство,
образованное на территории Египта после
его завоевания Александром
Македонским в 332 году до н. э.
Столицей Эллинистического Египта стал
основанный им же город Александрия
(Египетская) в дельте Нила,
бывший одним из основных центров греческой эллинистической
культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей
I, использовал местные традиции,
сохранившиеся от династического
периода, для закрепления своей
власти и основал династию
Птолемеев. Эллинистический
Египет просуществовал до римского завоевания
в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в
составе Римской империи.
Римский период
- Первый
префект Египта, Гай Корнелий Галл,
подчинил римской власти Верхний Египет
и установил протекторат над территориями
за южной границей провинции, которые
были потеряны при последних Птолемеях.
Следующий проконсул, Гай Элий Галл,
совершил неудачный поход в Каменистую
Аравию и в Счастливую Аравию
(лат. Arabia Felix,
сов. Йемен). Третий проконсул, Гай Петроний,
произвёл очистку ирригационных каналов,
стимулировав этим возрождение земледелия
в Египте.
- Со времени
правления Нерона для Египта на столетие
настал «золотой век». Наибольшим несчастьем
оказались массовые столкновения между греками и иудеями в Александрии,
которая после разрушения Иерусалима в 70 стала
мировым центром иудейской религии и культуры.
Египетский прокуратор Марк Рутилий Луп смог
лишь выслать легион (III Cyrenaica или XXII Deiotariana)
для защиты Мемфиса. Для восстановления
порядка в Александрии Траян выслал
туда Марция Турбона с
легионом VII Claudia и
военными судами, а для реконструкции
разрушенных храмов пришлось провести
конфискацию иудейского имущества. Адриан,
дважды посещавший Египет, основал город Антинуполь в
память о своём любовнике Антиное,
утонувшем в Ниле.
Первая фарица Фараон
После смерти
Тутмоса II, четвертого фараона XVIII династии,
на троне воцарилась его деятельная
и властная супруга. Эту первую в истории
Египта женщину-фараона звали Хатшепсут.
Она оставила своему племяннику-пасынку
(сыну Тутмоса II от наложницы) лишь номинальные
права. Известна своим сильным характером, т.к.
при реальном наследнике египетского
трона мужского пола, смогла взять всю
власть в свои руки. Она иногда изображалась
женщиной, иногда мужчиной, но при этом учитывался
ее природный пол. Ее правление было мирным,
известен ее поход в страну Пунт, откуда
было привезено множество ценных товаров.
Также знаменита своим террасовым заупокойным
храмом, возведением обелисков.
Семья Эхнатона
- Множество
тайн окружает семью фараона Эхнатона
и его потомков. Ему наследовал сначала
Семнехкара, а затем девятилетний Тутанхамон,
вместо которого правили в основном сановники
и высокопоставленные придворные.
Тайны Амараны
- Последние
годы правления Эхнатона окутаны тайной.
По всей видимости, некто по имени Семнехкара
был соправителем фараона в конце его
царствования и после его смерти единолично
правил около года. Вероятно, он был сыном
Эхнатона от одной из жен или наложниц.
В любом случае Семнехкара не была женой
фараона.
Недолгое правления мальчика-царя
Взойдя на
трон, Тутанхатон вскоре покинул новую
столицу Ахетатон и вернулся в Фивы. Он
поменял имя и вместо Тутанхатона («живой
образ Атона») стал зваться Тутанхамоном
(«живой образ Амона»). Тем самым юный фараон
показал, что он, а скорее всего, его советники
не хотят иметь ничего общего со странной
религией Эхнатона. Амон-Ра был снова объявлен
главным богом, культ же Атона предан проклятию
и забвению. Большую часть своего недолгого
правления юному Тутанхамону приходилось
следовать советам властных придворных,
Везир по имени Эйе взял всю власть в свои
руки. Когда Тутанхамон умер в 19 лет, не
оставив наследников, этот ловкий сановник
взошел на египетский престол.
Гробница KV55
- Тайна,
окружающая Семнехкару, становится еще
более интригующей в связи с находкой
мумии мужчины, наспех захороненного в
Долине царей, в гробнице, обозначенной
KV55 и обнаруженной в 1907 г. К сожалению,
хрупкая мумия распалась, когда ее небрежно
переносили. Поэтому невозможно установить,
чья она – Семнехкары или Эхнатона. Многие
считают, что это сам Эхнатон, но правду
мы, вероятно, не узнаем никогда. Единственное,
что нам л точно известно: Тутанхамон стал
4 править вскоре после смерти Эхнатона.
Многие ученые полагают, что он был сыном
Эхнатона и Кийи. Фараонам разрешалось
вступать в брак с сестрами, и Тутанхамон
женился на Анхесенпаатон, одной из дочерей
Эхнатона.
Эпоха Древнего царства
- Эпоха Древнего
царства – начало строительства грандиозных
сооружений из камня. Фараоны, чтобы подчеркнуть
свое божественное происхождение и особый
статус как в мире людей, так и в мире богов,
стали возводить величественные гробницы,
вокруг которых сооружались усыпальницы
поменьше -для придворных и вельмож.
Мифы
Египта
С течением времени египетская
религия менялась и развивалась.
Одни боги становились влиятельнее,
другие утрачивали свое значение. Мифы
получали новую трактовку или
складывались в единый цикл. Некоторые
существенные изменения отражали переход
власти к новой династии или пересмотр
принципов правления. Например, возвышение
Фив оказало огромное влияние
на религиозную жизнь в стране.
Бог
Фив
К концу
периода Древнего царства Амон
стал покровителем Фив. В других
регионах до эпохи Нового царства
он не имел большого значения.
Но, придя к власти, фиванские правители.
распространили его культ как верховного
бога и покровителя царской власти по
всему Египту. Женой Амона первоначально
была его сестра-близнец Амаунет, в Фивах
ее заменила Мут, богиня материнства. У
них родился сын Хонсу, бог луны. – Амон,
Мут и Хонсу известны как «фиванская триада». По
мере того как поклонение Амону росло
и распространялось к северу от Фив, Амон
и бог солнца Ра стали отождествляться
и почитаться как один верховный бог Амон-Ра.
Гермопольский
миф
Город Гермополь
имел собственный космогонический миф.
Согласно ему, миром изначально правили
Маат (богиня справедливости, порядка
и правды) и ее муж Тот, бог писцов и мудрости
с головой птицы ибис. У них родилось четыре
пары близнецов: Нун и Наунет (первичный
океан), Хух и Хаухет (пространство), Кук
и Каукет (тыма), Амон и Амаунет (воздух).
Эти восемь богов и создали из хаоса все
стихии мира. Из них только Амон стал верховным
богом Египта, однако культ Маат и Тота
также распространился по всей стране.
Маат отводилась особая роль на загробном
суде. На весах истины ее перо служило противовесом
сердцу человека. Считалось, что Маат и
Тот во время путешествия Ра по небу стоят
за его спиной в ладье.
Река
крови
Согласно
одному мифу, бог солнца Ра рассердился
на людей за неповиновение и послал
львицу Сохмет покарать их. Она начала
убивать и поедать людей. Ра, глядя на это,
пришел в ужас и раскаялся в своем приговоре.
Он попытался остановить Сохмет, но та,
уже почуяв вкус крови, продолжала свое
ужасное дело. И вот, пока она спала, Ра
вылил в Нил пиво, река стала красной, словно
кровь.
Когда Сохмет проснулась, она подумала,
что воды Нила полны крови, и принялась
жадно пить. Напившись пива, она опьянела,
не захотела больше убивать людей и превратилась
в богиню любви и опьянения Хатхор.
Готов
к загробной жизни
- Египтяне
верили, что жизнь после смерти будет очень
похожа на жизнь земную. Покойному предстоит
жить и исполнять свои обязанности, и поэтому
ему потребуются многие вещи, которыми
он пользовался в этом хмире: одежда, еда,
утварь, предметы обстановки. Очевидно,
люди надеялись, что в загробном мире жить
будет гораздо лучше – урожаи будут всегда
богатыми, а жизнь – приятной и спокойной.
Но на всякий случай, если все-таки придется
выполнять тяжелую работу, рядом с телом
помещались маленькие фигурки (ушебти)
слуг и работников умершего, которые по
его приказу будут все делать.
Гробы
и саркофаги
- Всякий
состоятельный египтянин заказывал гроб
для своей мумии. Во времена Древнего и
Среднего царства гробы были прямоугольными,
ярко раскрашенными и имели уджат – око,
помещавшееся па боковой стороне гроба
на уровне головы, чтобы умерший мог видеть
происходящее вокруг. Во времена Среднего
царства египтяне стали изготавливать
гробы, повторявшие формы человеческого
тела. Уджат теперь стал не нужен, поскольку
у саркофага было свое «лицо» – маска
с изображением покойного. Для тех, кто
был богат или принадлежал к царской фамилии,
после смерти делали несколько гробов.
аккуратно вкладываемых один в другой.
Иногда они помещались в большой саркофаг
– внешний гроб, сделанный из камня. Обычно
гробы были прямоугольными, но в Позднее
царство некоторые обрели пропорции человеческого
тела.
Внутри
Гробницы
- Гробницы
имели самый разнообразный вид и размеры,
начиная от кирпичных мастаб раннего периода
до удивительных царских пирамид и вырубленных
в скалах гробниц. Гробницы строили для
богатых; бедных хоронили в песке. Все
гробницы имели погребальную камеру, куда
помещался саркофаг или гроб. В некоторых
из них были и другие камеры, «часовни»,
где оставляли пищу для Ка покойного. Сама
погребальная камера опечатывалась, но
египтяне считали, что Ка способен проникать
внутрь камеры и выходить наружу. Внутри
рисовалась или вырезалась ложная дверь,
через которую человек и Ка могли войти
в загробный мир.
- Фрески,
надписи и рельефы на стенах гробниц служили
не только украшением. Они воспроизводили
в улучшенном виде сцены быта покойного,
чтобы и в загробном к мире он мог вести
привычный образ жизни. Ведь посмертное
существование было продолжением земного:
вельможа оставался вельможей.
- Надписи
на стенах гробниц должны были направлять
покойного в его трудном путешествии в
загробный мир. Во времена Древнего царства
внутри царских пирамид и гробниц вельмож
вырезали заклинания и молитвы. Эти надписи
получили название «текстов пирамид».
В эпоху Среднего царства эти надписи
наносились и на сами саркофаги (такие
адаптации получили название «тексты
саркофагов») и были доступны каждому
египтянину, способному приобрести саркофаг.
В Новое царство заупокойные заклинания
и молитвы писались на папирусах и коже. Эти
свитки известны как «Книга Мертвых»,
где речь шла о погребении, возрождении
умершего, приобщении его к загробному
миру, а также помещался перечень молитв
(чтобы обезопасить мумию) для чтения в
течение всего года. При XVIII-XIX династиях
«Книга Мертвых» была заменена другими
сборниками – «Книгой врат», «Книгой дня»,
«Книгой ночи», «Литаниями Ра».