Древний Египет: история становления государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:22, реферат

Краткое описание

Древний Египет – государство, интересное современному человеку своей самобытностью и загадочностью, оставило огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе.

Вложенные файлы: 1 файл

Египет история.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА 

 

ФАКУЛЬТЕТ ТУРИЗМА, РЕКРЕАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

 

РЕФЕРАТ

«Древний Египет: история становления государства»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса

группы Т13Т 

Мансурова Татьяна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск - 2013

Введение

 

Древний Египет – государство, интересное современному человеку своей самобытностью и загадочностью, оставило огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привел к возникновению науки египтологии, а так же привнесло в мир свою самобытную культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

          Прежде чем говорить о становлении государства, я считаю, что следует обозначить источники, которые  представляется возможным использовать современному человеку,  изучающему данный вопрос.

 

         Историю и культуру Древнего Египта на 'протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.

 

Можно обозначить семь типов источников:

 

1. Письменные источники: исторические труды, художественная  литература, научные и религиозные  тексты, документы, инструкции и  др.

 

2. Памятники материальной культуры: руины крепостей, храмов, гробниц; жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др.

 

3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.

 

4. Данные языка: заимствования  из других языков, различные временные  пласты в языке и т. д.

 

5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся  из далеких времен в более  позднее время.

 

6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического  типа людей на древних фресках  или рельефах.

 

3

7. Изменения географической  среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и  прочего.

 

         Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж. Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории.            

 

         Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амо-на-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования: он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

 

          Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона, написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах.

 

4

Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств, но периодизацию мне представляется правильным рассмотреть позже.

 

Помимо исторических трудов ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве.

          Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени.

Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара, (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

 

          Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних

5

районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н. э.; архив жреца Хека-нахта).

         Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) — столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском, международном дипломатическом языке, середины II тысячелетия до н. э.

Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств.

         Ценность документов из Ахетатона повышается еще и потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около совр. Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации. Материалы эль-амарнского архива помогают установить время правления упомянутых фараонов, азиатских царей, важных событий, поскольку в них приводятся датировки по местным летоисчислениям, из которых многие надежно определяются по астрономическим данным.

      

           Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора. (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.— Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью.

6

           Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-го нильского порота), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречеству нескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления была составлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н. э.; «Большой папирус Харрис»).

         В гробнице Рехмира, одного из визиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

         Для изучения ливийско-саисского времени (первая половина I тысячелетия до н. э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династия, VII—VI вв. до н. э.).

          О завоевании Египта царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате. Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.

         Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные — надежная основа для восстановления египетской истории.

7

 

Еще немаловажным мне представляется рассмотреть как источники «поучения» и «пророчества», которые являются весьма распространенным видом египетской литературы, В целом их можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклео-польского царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства; «поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну, как вести себя в обществе, как делать карьеру, достичь богатства и благополучия.

         Особой же разновидностью дидактической литературы стали так называемые «пророчества», наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти».

       «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Различные бедствия, о которых «пророчествуют» авторы Ипусер и Неферти, настолько реалистичны и живы, красочны и точны, что исследователи считают их описанием подлинных народных восстаний против существующего порядка, которым авторы придали форму пророчества. Как свидетельства о взрывах народного возмущения «Речение Ипусера» и «Речение Неферти» являются ценнейшими историческими источниками по истории Древнего Египта.

         Произведения собственно художественной литературы, как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на   

8

наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества.

          Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, скорее всего в загадочную страну Пунт, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными поручениями.

           Сохранились два отчета о реальных экспедициях. Один из них был записан на стенах храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри с подробным изложением подготовки, пребывания в Пунте и возвращения экспедиции в Египет (XVI в. до н. э.). Другим примером является «Путешествие Уну-Амона в Библ» (XI в. до н. э.), рассказывающее о злоключениях египетского посла в Финикии и Сирии. Подлинные описания путешествий позволяют не только, получить сведения об окружающих Египет странах, но и определить степень политического влияния Египта в тогдашнем мире.

 

          Сохранилось множество произведений религиозного характера. Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V—VIII династий (XXIV— XXII вв. до н. э.).

Информация о работе Древний Египет: история становления государства