История
«Древней Индии»
Индия является
родиной Цивилизации долины реки Инд и других древних цивилизаций.
На протяжении большей части своей истории,
Индия выступала как центр важных торговых
маршрутов и славилась своими богатствами
и высокой культурой.
В Индии
зародились такие религии как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии
нашей эры на индийский субконтинент также пришли зороастризм, иудаизм, христианство и ислам, которые оказали
большое влияние на формирование разнообразной
культуры региона.
Культура Древней Индии
Культура Древней
Индии в своём истоке, неразрывно
связанна с Арапской цивилизацией предшествовавшей
арийской. В III—II тысячелетии до н. э., а
возможно, и раньше в долине Инда существовала
одна из величайших цивилизаций древности.
Наука узнала об этой малоизвестной культуре
Древней Индии намного позже, чем о других
цивилизациях, — в 20-х гг. XX в., — и вписать
её в мировую историю оказалось не легко:
слишком много трудных и неразрешимых
вопросов задала она исследователям.
Литературные памятники
Значительная
часть первоисточников по истории
древней Индии безвозвратно погибла.
Многие произведения древнеиндийской
литературы были написаны на
берёзовой коре или на пальмовых
листьях и не выдержали неблагоприятных
условий климата, более влажного,
чем в Египте (где мог сохраниться
такой хрупкий материал, как папирус).
С другой стороны пожары, которые
не могли уничтожить собрания
глиняных книг в Передней Азии,
оказались губительными для архивов
древней Индии. Уцелели в подлиннике
лишь те тексты, которые были
вырезаны на камне, а их было
обнаружено сравнительно немного.
К счастью, санскрит, в отличие
от большинства древневосточных
языков никогда не забывался,
литературная традиция на протяжении
тысячелетий не прерывалась. Те
произведения, которые считались
ценными, систематически переписывались
и дошли до нас в поздних
копиях с дополнениями и искажениями.
Этапы Древнеиндийской литературы
Историю древнеиндийской
литературы принято подразделять
на несколько этапов: ведийский,
эпический, период классической
санскритской литературы. Для первых
двух этапов характерно преобладание
устной традиции передачи текста.
Подлинными энциклопедиями индийской
жизни являются две великие
эпические поэмы Древней Индии
"Махабхарата" и "Рамаяна". В
них запечатлены все стороны
жизни древних индийцев. Эпос
вобрал в себя материал, который,
складываясь из устной поэтической
традиции, приобретал дидактический
характер, включал в себя религиозно-философские
произведения и идеи. В последующие
эпохи многие видные художники
Индии, в числе которых был
и знаменитый Калидас, черпали
свое вдохновение из этих сокровищ
мудрости своего народа.
В эпоху классической
санскритской литературы особую
популярность приобрел сборник
рассказов и притч “Панчатантра”,
основанный на фольклоре. Он был
переведен на многие языки, достаточно
рано с ним познакомились и
в России.
Отношение к миру
В области
этики в Упанишадах преобладает
проповедь пассивно-созерцательного
отношения к миру: высшим счастьем
провозглашается избавление души
от всяких мирских привязанностей
и забот. В Упанишадах проводится
различие между материальными
и духовными ценностями, между
благом, как спокойным состоянием
души, и низменной погоней за
чувственными удовольствиями. Кстати,
именно в Упанишадах впервые
высказывается концепция переселения
душ (сансара) и воздаяния за прошлые
действия (карма). Здесь выражено
стремление определить причинно-следственную
связь в цепи человеческих
поступков. Делается также попытка
с помощью нравственных принципов
(дхармы) скорректировать поведение
человека на каждой стадии
его существования. Упанишады по
существу являются фундаментом
для всех или почти всех
последующих философских течений,
появившихся в Индии, так как
в них были поставлены или
разрабатывались идеи, которые длительное
время "питали" философскую мысль
в Индии.
Религиозный культ в Древней Индии
Тысячелетняя
культурная традиция Индии сложилась
в тесной связи с развитием
религиозных представлений ее
народа. Главным религиозным течением
был индуизм. Корни этой религии
уходят в глубокую древность.
О религиозных
и мифологических представлениях
племен ведийской эпохи можно
судить по памятникам того
периода - ведам, содержащим богатый
материал по мифологии, религии,
ритуалу. Ведийские гимны считались
и считаются в Индии священными
текстами, их изустно передавали
из поколения в поколение, бережно
сохраняли. Совокупность этих верований
называют ведизмом. Ведизм не
был общеиндийской религией, а
процветал лишь в Восточном
Пенджабе. Именно она и явилась
создателем “Ригвед” и других
ведийских сборников.
Архитектура и живопись
Первые по
времени памятники архитектуры
и изобразительного искусства
Древней Индии относятся к
эпохе Арапской цивилизации, но
наиболее яркие образцы были
созданы в Кушано-Гуптскую эпоху.
Высокими художественными достоинствами
отличались памятники как религиозного,
так и светского характера.
В эпоху
древности большинство сооружений
возводилось из дерева, а потому
не сохранилось
Древнеиндийское искусство
теснейшим образом было связано с религией
и философией. Кроме того, оно было всегда
обращено к низшей касте - крестьянам,
с целью донести до них законы кармы, требования
дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке
индийский художник отождествлял
себя с природой во всех ее настроениях,
откликался на связь человека и вселенной.
И, наконец, значительное влияние на развитие
индийского искусства оказал религиозный
предрассудок, направленный против изваяний
богов. Веды были против изображения божества,
и образ Будды появился в скульптуре и
живописи лишь в поздний период развития
буддизма.
конец
Презентацию подготовила:
Шорникова Юля
Ученица 11 Б класса 23 школы