Древняя Русь и степные кочевники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса определила цель нашей работы: проанализировать особенности взаимоотношений Древней Руси со степными кочевниками в период с конца IX – начала Х в. по XII века.
Основные задачи нашего исследования сформировать представление о начале существования Древней Руси, о её этнических корнях, культуре и религии. Показать политическую ситуацию в IX-XII вв. во взаимоотношениях нашего государства с кочевыми народами и пограничными государствами, отобразить хронологию исторических событий, а также проследить влияние этих отношений на развитие культуры и политики в Киевской Руси.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1.Древнерусское государство. Его образование и особенности………5
2. Степные кочевники……………………………………………………10
3. Отношения Древней Руси с кочевыми народами в период IX-XII…12
4. История развития русско-половецких отношений………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ (1).docx

— 50.62 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Санкт-Петербургский  архитектурно-строительный университет

 

Кафедра истории

 

 

Дисциплина: Отечественная  история 

 

 

 

Реферат

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И  СТЕПНЫЕ КОЧЕВНИКИ

 

 

Студент группы 5-М-1

И.Е.Чуев

Руководитель:

канд.ист. наук, доцент,

В.Ю.Жуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение …………………………………………………………………3

1.Древнерусское государство.  Его образование и особенности………5

2. Степные кочевники……………………………………………………10

3. Отношения Древней Руси  с кочевыми народами в период IX-XII…12

4. История развития русско-половецких  отношений………………….

Заключение ……………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимоотношений  Киевской Руси с кочевым миром  восточноевропейских степей давно  привлекает к себе внимание. Ее изучение, начатое около двух столетий назад, никогда не прерывалось. Интерес  к этой стороне исторического  прошлого неслучаен: политические, экономические, культурные и иные контакты между  Русью и кочевниками не только играли большую роль в повседневной жизни государств, государственных  образований, племенных союзов, народностей, но и оказали существенное влияние  на их исторические судьбы.

Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они  способствовали освоению Ойкумены, распространению  различного рода инноваций, внесли свой вклад в сокровищницу мировой  культуры, в этническую историю народов  Старого Света. Однако, обладая огромным военным потенциалом, оказали также  существенное деструктивное влияние  на исторический процесс. В результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и  цивилизации.

Русское государство вплоть до XX века так или иначе было связано с кочевниками. Более того, исследователи утверждают, что основное население современной России - потомки двух крупных этнообразований: славянского, оседло-земледельческого и тюркоязычного, кочевнического.

Под влиянием динамического  взаимодействия этих этносов шло  складывание Российской государственности. Но, к сожалению, как в российской историографии, так и  в мировой  подобная точка зрения не нашла своего отражения. Внимание к народам, населяющим Россию, вообще, и тюркских, в частности, оказалось невостребованным. Официальная историография XIX в. относила кочевые народы к разряду "неисторических". Более того, виднейшие ее представители считали, что кочевники "никогда не будут занимать высокого места во всемирной истории" [3, с.16]. Долгие годы правления Советской власти оказали свое влияние на развития российской историографии в целом и на трактовку отношений  различных этносов и их роль в историческом развитии   государства.

Невнимание к особенностям развития народов, декларативное объявление о формировании единой нации "советский  народ" привело к затушевыванию  все более назревающей проблемы межнациональных отношений. Не случайно, как только власть слегка ослабила режим, эти проблемы проявились фактически во всех национальных районах Советского Союза.

И сегодня, национальные вопросы, став политической программой многих партий, остаются предметом политических спекуляций. Очевидно, что, не поняв  сложности взаимоотношений разнокультурных народов, населяющих Россию, за весь период их сосуществования, мы неизбежно будем сталкиваться с национальными проблемами, проявлениями сепаратизма и центробежными стремлениями народов.

Актуальность данного  вопроса определила цель нашей работы: проанализировать особенности взаимоотношений  Древней Руси со степными  кочевниками в период с конца IX – начала Х в. по XII века. 

Основные задачи нашего  исследования  сформировать представление  о начале существования Древней  Руси, о её этнических корнях, культуре и религии. Показать политическую ситуацию в IX-XII вв. во взаимоотношениях нашего государства  с кочевыми народами и пограничными государствами, отобразить хронологию исторических событий, а также проследить влияние этих отношений на развитие культуры и политики в Киевской Руси.

В своем реферативном исследовании мы опирались на работы М.И. Артамонова, С.А. Плетневой, Л.Н. Гумилева и др.

 

  1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ОБРАЗОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

 

Ученые до сих пор спорят, где находится прародина славян, в какое время и какими путями происходит их расселение на просторах  Восточно-европейской равнины. Наиболее распространенной точкой зрения является та, что прародиной славян являются Карпатские горы, верховья рек Вислы, Одры (Одера), Днестра, Припяти и далее на восток до Днепра, куда в третьем тысячелетии до нашей эры они пришли с полуострова Индостан.

По историческим источникам можно проследить, что в VII—VIII вв. у славян идет интенсивный процесс  разложения  родоплеменного строя. Так, из начальной летописи мы знаем  о крупных восточнославянских племенных группах. Среднее течение Днепра занимали поляне (Киевщина), поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне (Полтава-Новгород-Северский Донец), обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; на Западной Двине жили полочане - в бассейне р.Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р.Соже (приток Днепра) и Вятко - на р.Оке; ильменскиесловене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет» [10].

В данном случае речь идет не о племенах, а о более крупных  племенных союзах, образование которых  непосредственно предшествует возникновению  государства. У каждого из этих союзов было свое "княженье". Это еще  не княжества в более позднем, феодальном смысле слова, и князьями первоначально именовались племенные вожди[4].

Соседями восточных славян  были западные славяне (поляки, словаки, чехи и др) и часть южных славян (болгары)

На северо-западе, в Прибалтике, жили предки литовцев, латышей и  эстонцев.

На Средней Волге  поселились племена булгар, которые были одними из предков татар Среднего Поволжья и чувашей.

Все южные степи были заняты кочевниками – тюрками, аварами, хазарами, а с IX в. – печенегами.

Кочевники не пускали земледельцев в степь, но проникая в земли славян, конные отряды кочевников грабили, сжигали  поселки земледельцев, угоняли пленных, продавая их потом в рабство.

Итак, первыми славянскими  поселенцами, являются древляне и поляне, жители лесов и жители полей; эти  «местные» причины обуславливали  разницу в нравах обоих племен, большую дикость древлян, большую  склонность их жить за счет соседей, от чего терпели «убытки» поляне. Это  последнее племя приобрело особенное  значение потому, что городок, среди  него основанный, Киев, стал главным  городом Русской земли.

К 882 году, в период военной  демократии, у древних славян происходит разложение родовых общин на территориальные  или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов. В это  время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Большинство  историков признает, что в VII-IX вв. происходит объединение славянских племен в союзы и союзы союзов. К IX в. под властью руссов оказался целый ряд славянских племенных союзов. Эти союзы испытывали натиск состороны хазар и других кочевников. Киевские князья возглавили борьбы против кочевников, и это содействовало сплочению племен. Возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.

Завоеванный в 882 г. новгородским князем Олегом Киев стал центром Древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Сравнительно легкое утверждение власти Олега  в Поднепровье свидетельствует о том, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения. То есть объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Несомненно, очень важную роль в образовании Древнерусского государства сыграли варяги. Они явились связывающим элементом и на первом этапе составляли опору великого князя, их представителя. Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей стали, во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен; во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов; и в третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

В развитии Киевской Руси исследователи выделяют 5 этапов:

до 882 г. - образование феодального  государства со столицей в г. Киеве, которое охватывало еще не всех славян;

882-911 гг.- захват власти в Киеве князем Олегом;

911-1054 гг.- расцвет Киевской  Руси, принятие Христианства Владимиром I в 988 году, принятие первого кодекса  законов «Русская правда» Ярославом Мудрым и его сыновьями;

1054-1093 гг. - появление первых  элементов распада (политической  дезинтеграции);

1093-1132 гг. - последнее усиление Киевской Руси.

1134 – распад государства  в результате множества причин [6].

 

Политическая  структура государства в этот период выглядит следующим образом: во главе государства - Великий князь; на местах - его наместники; главная опора князя - дружина, старшая часть которой формирует Боярскую Думу и боярство, а младшая - впоследствии составит дворянское сословие; в городах князем посажены тысяцкие, сотские, десятские, городские военачальники «старцы градские». Так выглядит высший военно-правительственный класс.

Социальный состав Киевской Руси: элита общества - это князья, дружина, из которой формируется совет при князе Боярская Дума; основное население Киевской Руси составляли горожане (ремесленники и купцы), сельчане (крестьяне и ремесленники разных категорий); к бесправным слоям населения относятся челядь и холопы.

Занятия. Еще до образования Древнерусского государства славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. В южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи [6; 7; 11].

Также, наряду со скотоводством  славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются многие ремесла. Обжигание глиняных изделий, кузнецкое дело, вырезание посуды из дерева, плотничество. Все эти  мастерства, в основном осуществлялись для поддержания быта населения, а не для красоты. Особое значение для судеб восточного славянства имеет внешняя торговля, развивавшаяся  как на Балтийско-Волжском пути, так  и на пути «из варяг в греки».

Религия. Язычество и переход к Христианству. До возникновения Древнерусского государства и принятия Христианства в основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, "творец молний", который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был "населен" многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

До середины Х века на Руси господствовало язычество, поэтому  власть первых русских князей носила не только государственный, военно-политический, но и сакральный характер. Прозвище князя Олега «Вещий» свидетельствует  о том, что, вероятно князья одновременно являлись жрецами. Первые упоминания о  христианах на Руси появляются уже  при князе Игоре, его жена княгиня  Ольга стала первой христианкой  в княжеской династии. Летопись описывает  её крещение во время посещения Царьграда (Константинополя). В середине Х века в Киеве уже существовала христианская община, однако Древняя Русь еще  долго была языческой. Переход к  монотеистической религии сопровождался  становлением нового типа государства  на Руси. С принятием православия  оно становится доминантной формой объединения (интеграции) Древнерусского государства. Крещение Руси стало одним  из поворотных событий в истории  нашего народа. Принятие христианства (православия) на Руси всегда рассматривалось  как событие, которое принесло ей новую историческую судьбу, позволив покончить с языческим варварством и на равных войти в семью христианских народов Европы [1; 5].

Летописные источники  сообщают нам подробности «крещения  Руси»: В 987 г. византийский император  Василий II просил помощи у русского князя Владимира в подавлении мятежа Варды Фоки, который пытался захватить императорский трон. За эту помощь он обещал отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну, но при условии обращения его в православную веру. Князь Владимир помог византийскому императору, окрестился сам и окрестил свою дружину в Византии. А по возвращении из похода женился и в 988 г. окрестил киевлян [10].

Информация о работе Древняя Русь и степные кочевники