Древо жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:13, реферат

Краткое описание

Потребность знать историю своего рода обусловлена многими причинами, прежде всего, отечественной историей ХХ века с ее многочисленными войнами, революциями, потерями родственных связей. Стремление ухватить ускользающую нить своего рода, достойно продолжить его, желание гордиться своими предками и на их примере воспитывать подрастающее поколение – вот, по сути, главные мотивы человека, составляющего свое родословное древо сегодня. Школа, несмотря на присущий ей консерватизм, является открытой социальной системой, откликающейся на изменения и преобразования в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

выступл.docx

— 20.36 Кб (Скачать файл)

Потребность знать историю своего рода обусловлена  многими причинами, прежде всего, отечественной  историей ХХ века с ее многочисленными  войнами, революциями, потерями родственных  связей. Стремление ухватить ускользающую нить своего рода, достойно продолжить его, желание гордиться своими предками и на их примере воспитывать подрастающее поколение – вот, по сути, главные  мотивы человека, составляющего свое родословное древо сегодня. Школа, несмотря на присущий ей консерватизм, является открытой социальной системой, откликающейся на изменения и  преобразования в обществе. Выдвинувшиеся  на первый план воспитательные цели образования  подталкивают учителя к поиску новых  тем и форм организации воспитательной работы со школьниками.

Для современных  школьников это знание приобретает  новое значение: как не потеряться в огромном информационном пространстве и сохранить семейные ценности? Как  сформировать ребенку этот главный  духовный стержень, который бы удержал  его от распада под влиянием необратимых  глобализационных процессов? В ситуации сложных социально-экономических преобразований общество с надеждой смотрит на учителей, в чьих руках будущее страны. Однако в отечественной истории школа и семья – это два важнейших, но, по большому счету, существующих параллельно, социальных института. Поэтому современному учителю так важно найти корректные точки соприкосновения с семьей, касающиеся не только успеваемости, но и воспитания подрастающего поколения.

Многие педагоги пытались привлечь своих учеников к генеалогическим исследованиям, но по разным причинам оставляли это, по мнению большинства, увлекательное и познавательное занятие. Попробуем обобщить основные проблемы изучения своей родословной школьниками в образовательном учреждении.

Во-первых, утеряно воспитательное значение генеалогических знаний. Испокон  веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали не только общую историю страны, но и познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения и ценности передавались из поколения в поколение. В старину говорили, где сам не устоишь, род удержит. Если же в роду были какие-либо трудности – пьянство, обездоленность, семейные разводы, то человек осознавал свою цель в жизни, что через него можно возродить свою родовою линию к спасению, взяв ответственность за дальнейшую судьбу рода. Называть современных школьников Иванами, не помнящими родства, не совсем этично со стороны взрослых, т.к. отношение к своему роду – это не врожденное качество, а результат воспитания.

Во-вторых, школа и семья традиционно, на протяжении почти всего ХХ столетия, существовали параллельно. Являясь самостоятельным социальным институтом, они оказывали свое воспитательное воздействие на ребенка. Несмотря на разговоры о сотрудничестве и взаимодействии школы и семьи, до сих пор сохраняется традиция советской педагогики - «ученики все равны». При этом необходимо знать, что изучение своей родословной выдвигает человека на другой уровень сознания, где появляется чувство собственного достоинства, гордость за своих предков. Поэтому так сложно на практике осуществить полный систематический курс по составлению своей родословной школьниками. Чаще всего, знакомство с генеалогией ограничивается классным часом по составлению родословного древа или небольшим спецкурсом в старших классах, на котором ученики знакомятся с методическими приемами изучения родословных на примере известных фамилий: Пушкина А.С., Сталина И.В. и других.

В-третьих, сегодня знание родовой  истории является привилегией двух категорий граждан: тех, кто может  посвятить составлению родословного древа все свободное время (чаще всего, пенсионеры), и тех, кто в состоянии платить большие деньги за выполнение этой работы генеалогам-профессионалам. Немногочисленные издания по составлению своей родословной для учителя и учащихся, для начинающих летописцев своего рода представляют собой практические пособия. Вопросы методики преподавания основ родословия не выходят за рамки журнальных статей. Поэтому, изучение школьниками своей родословной в образовательном учреждении, даже если имеет определенные результаты, до сих пор носит скорее спонтанный несистематический характер, используемый в качестве дополнения к краеведческим курсам.

Однако в данном направлении  есть довольно радужные перспективы, обусловленные  государственной поддержкой гражданско-патриотического  и духовно-нравственного воспитания. 

Все это  позволяет говорить об актуальности исследования на научно-методическом уровне.

Проблема исследования: как обеспечить эффективное формирование нравственно-духовных ценностей учащихся в процессе информационного образования?

Осмысление  данной проблемы, изучение психолого- педагогической литературы и анализ образовательной практики послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся основной общеобразовательной школы».

Цель  исследования: выявление педагогических условий организации учебной  деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся среднего звена.

Объект  исследования – генеалогическая  культура  учащихся основной школы.

Предмет исследования – педагогическое обеспечение  процесса формирования генеалогической  культуры учащихся.

Задачи  исследования:

  1. изучить и проанализировать состояние проблемы формирования генеалогической культуры учащихся в педагогической теории и практике;
  2. выявить наиболее оптимальных программ для исследования родословной;
  3. исследовать по средствам внеклассных мероприятий уровень генеалогической культуры учащихся.

 

 

 

 

Генеалогия  помогает и самоидентификации человека, ибо, как отмечает Е.В. Пчелов, «...пока человек живёт в обществе, он неизбежно будет ощущать необходимость в познании своих генеалогических связей, т.е. в причислении себя к какой-то более широкой, чем отдельная личность, системе, совокупность которых это общество и составляет. Следовательно, генеалогия неотделима от самой психологии человека как «существа общественного» и будет актуальна всегда, пока существует человеческое общество»

На протяжении Государственной практики в рамках внеклассных занятий по информатике  были проведены «уроки генеалогии». Целью этих занятий было исследование родословных учащихся, знакомство и  работа в программе «Genopro». Задачи внеклассных занятий:

Образовательные

1) ознакомить  с понятием генеалогия, генеалогическое  древо;

2) ознакомить  с типологией родословных древ;

3) ознакомить  с понятиями родства

4) ознакомить  со способами составления генеалогического  древа с помощью Microsoft Word

5) ознакомить  со способами составления генеалогического  древа с помощью специальных  программ

Развивающие

1) формировать и развивать личность;

2) развивать  творческой активности учащихся; умения планировать последовательность  действий для достижения поставленной  цели;

3) развивать  умение применять ранее полученные  знания при изучении нового  материала;

4) развивать  умения анализировать, обобщать, делать выводы;

5) развивать партнерские отношения с семьёй.

Воспитательные

1)воспитывать  любовь и уважительное отношение  к родителям и предкам;

2) воспитывать  интерес к изучаемому предмету.

Во время проведения занятий  школьники приобретали новые  знания в такой научной дисциплине как генеалогия. Знакомились с  различными понятиями, знакомились  с родословными известных деятелей. Также учащиеся познакомились с  основами исследования родословных, после  чего самостоятельно начинали строить  семейные древа. На каждом занятии подростки  демонстрировали промежуточные  результаты своих исследований на различных  носителях информации.

 


Информация о работе Древо жизни