Содержание и формы духовной деятельности
Духовная жизнь общества и человека
СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
- Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты — духовными ценностями.
Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности этих вещей.
ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ГЛАВНЫЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИХ ИДЕАЛЬНОСТИ.
Вещественный
материал, в который облекаются
духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного
содержания.
Древнегреческий философ
Платон:
учение об идеях,
в котором духовные ценности,
такие как благо, истина,
красота, представлялись в виде
автономного идеального мира, существующего
параллельно с миром реальных вещей и
определяющего сущность последних.
Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию.
- Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды.
- Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.
- Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.
Духовная сфера современного общества.
- Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями: мода и реклама, средства массовой информации, Интернет.
- В XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.
Особенности духовных ценностей
- общественный характер духовных ценностей (создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий).
- В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается.
- духовное общение возможно поверх пространственных и временных барьеров.
- содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.
(Ф. Ницше и его последователи-нигилисты (от лат. слова nihil, что значит «отрицаю») выступили с тезисом об относительности всех духовных ценностей).
- Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем.
основные исторические формы духовной деятельности
- религия
- мораль
- искусство
- наука
- философия
- право
- Политическая
идеология
Историческими они
называются потому, что отражают
определенную последовательность
духовного становления человечества.
Каждая из этих
форм удовлетворяет специфические
духовные запросы людей и использует
своеобразные символические, знаковые
средства выражения.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПОДОБНЫХ ПОПЫТОК.
В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса истории, когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.
Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе?
Свой ответ обоснуйте.
Виды духовной деятельности
специализированная духовная деятельность.
- развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п.
неспециализированная духовная деятельность
- Вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://www.dynpsychology.ru/Page-5.html
http://www.riddlezone.ru/user/annoch/news/
http://www.trozo.ru/tag/obereg
http://zolotayanitka.ru/catalog220_3.html
http://www.ru.all-biz.info/enterprises/50033/bg1003143/
Источники:
Боголюбов Л.Н. Обществознание
10 класс профильный уровень
М., «Просвещение», 2008 г.