Духовная культура тюрков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, реферат

Краткое описание

Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих
тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации,
предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных в
замысловатый узел.
Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство - царство
Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться
легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на южную Месопо¬тамию. На территории
Двуречья снова возникло множество мелких и средних царств, около двух
столетий боровшихся между собой.

Вложенные файлы: 1 файл

ГАЛКИНА ИСТОРИЯ.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

человека.

Искусственное орошение во многом определяло уровень жизни  населения.

Хаммурапи прекрасно  понимал это и гордился тем, что благодаря развитию

ирригации «напоил  и накормил» жителей страны. Как  уже отмечалось, именно по

приказу царя был  вырыт канал, принесший «изобилие  воды Шумеру и Аккаду».

Огромное значение эксплуатации и содержанию ирригационной  системы уделялось в

законодательстве. Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании

властей к данному  вопросу. Местные чиновники несли  даже материальную

ответственность за обеспечение влагой арендованных участков царской земли.

Если причиной невысокого урожая признавалось плохое орошение, то чиновник

обязывался выплатить  за арендатора недостающую часть арендной платы.

Во II тысячелетии  до н. э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые

культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно  развивается садовое

хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные пространства

засаживались финиковой  пальмой.

Наличие богатых  пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи,

луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства.

Картина хозяйственной  жизни Вавилона будет не полной, если не вспомнить про

лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные

участки» находились в ведении его подчиненных, которые  отвечали за

сохранность лесов - источника очень ценных строительных материалов.

Активно развивается  ремесло. Совершенствование ремесел  стимулировало

активизацию роста  научных знаний.

Объединение под  властью Вавилона земель Месопотамии способствовало

расширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно,

что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-

продажи. Среди  немногочисленных сельскохозяйственных товаров, о которых

имеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло,

финики, шерсть. В  начале II тысячелетия до н. э. функции  денег

последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся документам

возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи, когда

наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром

и с работниками, проработавшими в его хозяйстве  долгое время.

Торговцы, тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в их

распоряжении теперь находились помощники, сопровождающие караваны и

занимающиеся розничной торговлей. 

                             ХОЗЯЙСТВО И БЫТ                            

К вопросам описания быта, жилища, характерных для Двуречья рассматриваемого

периода, весьма оригинально  подошли авторы фундаментального труда  — «История

древнего Востока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очаги

рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия» (М., 1983).

Согласно названному источнику, жилище горожан представляло собой

неправильной формы  в зависимости от уже существующей застройки двухэтажные

дома, выходившие на проулки глухими стенами, нижняя часть которых

выкладывалась обожженным кирпичом, что предохраняло строение от размыва.

Внутренние стены  и вторые этажи строились из кирпича-сырца. Под потолком

делались небольшие  окошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практически

через дверной  проем. Крыши были плоскими. Самым  ценным имуществом считались

деревянные двери  и потолочные балки, которые в случае перемены места

жительства владелец забирал с собой.

Планировка предполагала определенные обязательные части. В  жилище более или

менее состоятельного человека дверца с улицы вела в  сени, где стоял кувшин с

водой для омовения ног и хранился хозяйственный  инвентарь, а оттуда,

наискосок от уличной, другая дверь вела во внутренний дворик площадью метров

двадцать: он, как  и сени, по возможности был мощен  обожженным кирпичом, на

двери у выхода из сеней во двор могли укреплять  апотропей (оберегал от злого

духа) — фигурка  демона; в середине дворика могло находиться углубление —

бассейн. На уровне второго этажа по внутренней стене  дома, обращенной во

дворик, тянулась деревянная галерейка (обыкновенно  не кругом, а только с

одной стороны). Со двора мог быть ход в людскую  — помещение для рабов с

глинобитной общей  лежанкой, в кухню с врытым в  землю очагом (здесь же

хранились и каменные зернотерки) и в кладовку. В подавляющем большинстве

домов, однако, ни помещения для рабов, ни кухни  не было (очаги для стряпни

устраивались во дворе). Однако в любом доме напротив выхода из сеней

обязательно располагалась  дверь в парадную горницу; она  могла быть различной

длины, в зависимости  от возможностей владельцев дома, но во всех домах имела

стандартную ширину - 2 м           (4 локтя), так как здесь, по-видимому,

после обрядового семейного или родового пиршенства вповалку укладывали спать

гостей. Лишь в  очень редких домах при горнице  устраивали кладовку для

постельных вещей (скорее всего циновок и паласов) и умывальную... Через

горницу был проход во второй, меньший двор, недоступный  посторонним; часть

его, по-видимому, имела крытый навес, и здесь находился  домашний алтарь; в

этом же дворике по возможности хоронили умерших членов семейства...

Из первого, не священного, дворика на галерейку  вела лестница, а под

лестницей всегда находилось еще одно нужное помещение. Нечистот не оставляли

в доме, их старались  вывести дренажными трубами на улицу...

На втором этаже  находились собственно жилые помещения, но о них мы знаем

меньше всего: почти  ни один раскопанный дом не сохранился до уровня второго

этажа. По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше по площади,

чем первый этаж; для  размещения взрослых и детей обычно семье хватало,

думается, одной-двух горниц, площадью 18-30 кв. м, имея в виду семью средней

состоятельности...

Наряду с описанным  типом дома существовал и другой, меньшего размера; в нем

сени занимали всю ширину постройки, а из узкого дворика дверь вела в

крошечную парадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священный

двор; галерейка  имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что в

домах подобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо,

такой тип домов  возник в результате раздела первоначального семейного

жилища». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА                     

Нет сомнения в  том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев,

защищали их от «строптивого» раба. В средней  древневавилонской семье могло

быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число  доходило до нескольких

десятков. Частноправовые документы свидетельствуют, что  рабы могли

продаваться, обмениваться, их передавали по наследству, дарили, одним  словом,

полностью распоряжались  их жизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом

их семейного  положения. Средняя цена раба составляла 150—250 г. серебра, что

равнялось наемной  плате за вола.

В рассмотренном  выше случае с обрушившимся домом, если жертвой становился

раб, то строитель  должен был выплатить хозяину  возмещение ущерба за убитого

раба. Компенсация  владельцу назначалась и при  нанесении физических

повреждений рабу. Собственнику убитого раба виновный в смерти отдавал другого

раба.

Закон всячески защищал  интересы рабовладельца, имевшего право  обратиться к

властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала

смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность

возлагалась на его  временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба

наказывались самым  строгим образом, им грозила смертная казнь.

Как становится ясным  из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели  клеймо,

сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение или

уничтожение этого  отличительного знака также считалось  тяжким преступлением.

О рабском положении  человека могли свидетельствовать также особая стрижка,

проткнутые уши, табличка на груди.

В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской

силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее

значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в

рабство за ряд  преступлений, например, за нарушение  правил содержания системы

ирригации. Не исключалась  и самопродажа в рабство. Следует заметить, что

превращение в  рабов свободных граждан, как  мы увидим дальше, противоречило

интересам самого государства. В зависимости от владельца  рабы делились на

государственных, храмовых, частновладельческих и  рабов, принадлежащих

мушкену.

Несмотря на исключительно  подневольное положение, рабам представлялась

трудноосуществимая  возможность изменить свой социальный статус. Еще при III

династии Ура  раб в судебном порядке имел право  оспаривать свое рабское

положение. Сохранялась  такая возможность и во времена  Хаммурапи. Правда,

прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало  серьезно подумать о

последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие

неприятности. Рабам  разрешалось создавать семью со свободными женщинами, при

этом и сами жены и дети от этого брака оставались свободными. Сын рабыни,

если на то была воля хозяина, мог стать его наследником. Указанные моменты

скорее свидетельствуют  не об определенных правах подневольной части

населения, а о  привилегированном положении свободных людей.

Свободные граждане в Древневавилонском царстве  не составляли единого класса.

Они делились на полноправных, так называемых «мужей» или «сыновей мужей», с

одной стороны, и неполноправных, с другой. За последними утвердился уже

упоминаемый при  рассмотрении законов Эшнунны термин мушкену («покорный»,

«склоняющийся ниц»). По поводу значения этого термина  у современных ученых

нет единого мнения. Высказывались предположения, что так называли жителей

Информация о работе Духовная культура тюрков