Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 21:25, контрольная работа
В череде столетий европейской истории XVIII век занимает особое место. Были времена более грандиозных свершений, но не было эпохи более завершенной стилево, более, так сказать, «целокупной». Известный искусствовед Н. Дмитриева называет его последним веком господства аристократической культуры. Отсюда его рафинированность и эта самая «стильность», порой в ущерб глубине. И одновременно это эпоха утверждения новых ценностей в жизни европейцев, – ценностей, которые живы и ныне и которые, собственно говоря, определяют сегодняшнее лицо европейской цивилизации.
Политика и Экономика, Западной Европы 18 века
Экономическое развитие стран Европы
Начало промышленного переворота в Англии
Промышленный переворот
Сельское хозяйство
Сдвиги в социальной структуре
Революция в головах
Революция в сердцах
В результате технического переворота как одного из проявлений аграрной революции ручной труд в сельскохозяйственном производстве в значительной мере заменялся машинным. Но и здесь машины раньше всего внедрялись в Англии, затем во Франции и в германии.
Капиталистическая перестройка в аграрной сфере Европы XVIII в. не была прямолинейной, во многих странах сохранялись феодальные методы ведения хозяйства.
Особенностью таких стран, как Италия и Франция, было существование издольщины - краткосрочной крестьянской аренды с преобладанием натуральных платежей, хотя в целом для Европы XVIII в. были характерны изменения структуры аренды: повышение роли капиталистической аренды, значительно большее вовлечение наемного труда; увеличение нормы эксплуатации мелких арендаторов за счет как прямого роста арендных платежей, так и изменения их структуры и формы.
Сдвиги в социальной структуре.
Привилегированные верхи состояли из купцов-пайщиков, финансистов, откупщиков налогов. Удельный вес и политическое влияние этого слоя в разных странах были различными. В раннебуржуазных государствах представители этого слоя фактически стояли у власти, даже если высшие посты в государственном аппарате занимали представители дворянской аристократии. Так было и в Англии, и во Франции. Позиции этого слоя были слабыми в экономически менее развитых государствах Центральной и Северной Европы.
Новым слоем в составе буржуазии стали мануфактуристы, развитие мануфактуры привело и к увеличению численности мануфактурного пролетариата. Общий хозяйственный подъем приводил к демографическому росту. Население Европы увеличилось примерно со ИВ млн. чел. в 1700 г. до 140 млн. в 1750 г. и до 187 млн. в 1800 г. Наиболее быстро росло население Англии, за столетие оно увеличилось вдвое - с б до И млн. Во Франции население возросло с 16 млн. в 1715 г. до 26 млн. в 1789.
Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций.
В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма.
Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась Великая французская буржуазия революция, главной причиной которой стало широкое недовольство всех слоев населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.
в развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. которая опередила другие страны не только по времени социальной революции. но и промышленной - XVIII в. стал началом промышленного переворота, а Англия - его родиной.
Революция в головах
18 век обычно называют
эпохой Просвещения, хотя само это слово
слишком вяло и приблизительно определяет
те процессы, что шли в головах европейцев
между 1700 и 1804 годами (указываю год смерти
И. Канта).
Европейские мыслители
порывают с богословием и отграничивают
сферу собственно философии от естествознания.
Согласно ньютоновой механистической
картине мира, бог нужен лишь как тот, кто
дал первотолчок развитию природы, и дальше
мир покатился от него вполне уже сепаратно.
18 век – век практиков,
вот почему мыслителей не удовлетворяют
пустые схоластические умствования. Критерием
истины выступает опыт. Любой пафос и риторика
кажутся неуместными ни при каких обстоятельствах.
Умирая от рака, маркиза, у которой служил
Руссо, испускает газы, заявляет, что женщина,
способная на такое, еще поживет, – и отдает
богу душу, можно сказать, с дерзко беспечной
улыбкой.
Философы восхищаются
совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно
критикуют его (энциклопедисты), поют осанну
разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер)
и объявляют прогресс и разум врагами
естественных прав человека (Руссо). Но
все эти теории сейчас, на дистанции лет,
не кажутся взаимоисключающими. Все они
вертятся вокруг человека, его способности
понять окружающий мир и преобразовать
его в соответствии со своими потребностями
и представлениями о «наилучшем».
При этом весьма долго
философы пребывают в уверенности, что
человек разумен и благ от природы, что
в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства».
Грамотность и картошку насаждают сами
монархи. Общий настрой европейской философии
18 века можно назвать «осторожным оптимизмом»,
а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому
«возделывать свой сад».
Увы, кровавые ужасы
Французской революции заставят в корне
пересмотреть благодушное заблужденье
философов, – но сделает это уже следующее
столетие. Однако чисто европейская идея
прав личности утвердится тогда, в 18 веке,
– утвердится как самая базовая ценность.
Революция
в сердцах
«Век разума» не состоялся
бы во всем своем блеске без революции
в сердцах. Личность постепенно эмансипируется,
осознает свой внутренний мир как важный
и ценный. Эмоциональная жизнь европейцев
становится все насыщенней и утонченней.
Бессмертным свидетельством
этого стала великая музыка 18 века, – быть
может, одно из высочайших достижений
в истории человечества.
Замечательный французский
композитор начала 18 века Ж.Ф. Рамо первым
сформулировал самоценную роль музыки,
которая прежде считалась лишь подспорьем
для слова. Он писал: «Чтобы по-настоящему
насладиться музыкой, мы должны полностью
раствориться в ней» (цит. по: Г. Кенигсбергер,
с. 248).
Музыка гораздо точнее
и тоньше выражала эмоции времени, чем
зажатое условностями подцензурное слово.
Для образованного европейца она стала
насущной необходимостью. В библиотеках
чешских и австрийских замков наравне
с книгами теснятся на полках нотные папки:
музыкальные новинки читались здесь с
листа, как газеты, – и так же жадно!
Музыка 18 века еще полна
массой условностей, заданных формул.
Именно наличие этих общих мест позволяло
композиторам быть такими плодовитыми
(свыше 40 опер у Г.Ф. Генделя, более 200 концертов
для скрипки у А. Вивальди, более 100 симфоний
у И. Гайдна!) Одновременно она еще настолько
демократична, что дает шанс даже и дилетантам:
Ж.Ж. Руссо сочиняет оперу, которая пользуется
успехом при дворе, и сам король, страшно
фальшивя, напевает оттуда свою любимую
ариетку.
Музыка 18 века теснейшим
образом была связана с жизнью и бытом.
Бах рассчитывал, что его духовную музыку
может исполнить хор прихожан в церкви,
а самый любимый бытовой танец менуэт
становится неотъемлемой частью любой
симфонии вплоть до эпохи Бетховена…
Каждая страна в 18 веке
именно через музыку осознает свою самобытность.
Немец Г.Ф. Гендель привез пышную итальянскую
оперу-сериа в туманный Лондон. Но античные
сюжеты показались британской публике
чересчур отвлеченными и нежизненными.
Практически не меняя музыкальную форму,
Гендель переходит к созданию ораторий,
– которые как бы являются теми же операми,
но только в концертном исполнении, при
этом они написаны на горячо пережитые
слушателями сюжеты из Библии. И самая
широкая публика с восторгом откликается
на это, – духовные оратории Генделя делаются
национальным достоянием, их исполнение
выливается в патриотические манифестации.
Итогом музыкального
развития 18 века становится творчество
В.А. Моцарта. Гениальный австриец вводит
в музыку новую тему – тему судьбы своего
творца, то есть вводит личность современника
с его простыми и насущными желаниями,
радостями и страхами. «Вообще Человек
– тварь божья» благодаря этому превращается
в музыке в человека конкретной эпохи,
обретает черты реальной личности и судьбы…
Сайты:
http://crossmoda.narod.ru/
http://xreferat.ru/35/10137-1-
http://www.library.ru/2/liki/
http://www.myshared.ru/slide/
Информация о работе Европа 18 века: новации в хозяйствовании, образе жизни, социальных нормах