Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 06:01, доклад
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Введение. 3
1. Личность Екатерины II и первые годы правления. 4
2. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II. 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Екатерина II как Государыня
православного народа, всегда отличалась
набожностью и преданностью православию.
В Польше жило много православных,
которые подвергались гонениям со стороны
польской католической церкви. Белоруссия
была под властью Польши. Католики
действовали не только методом убеждения,
но и грубой силой. Екатерина II приняла
решение помочь православным, защитить
их от притеснений, дать им возможность
жить спокойно. Дело о православных
в Польше и Белоруссии было поручено
князю Репнину. После множества
хлопот проблема была решена: православным
жителям были предоставлены те же
права, какими пользовались католики.
Здравоохранение тоже
привлекало внимание Екатерины II. Она
постоянно заботилась о том, чтобы
было больше лекарей и аптек, и
чтобы каждый заболевший мог как
можно скорее получить помощь. А
чего стоит прививка оспы, продемонстрированная
на собственном примере. И затем
по Указу сделавшаяся обязательной.
Екатерина II путешествовала
по стране. Старалась все увидеть
своими глазами, все услышать своими
ушами. Также проводились встречи
с народом, она общалась не только
с вельможами, но и с простыми
крестьянами.
Будучи по происхождению
немкой, Екатерина II понимала, что императрица
должна, прежде всего, защищать интересы
России и не отступала от этого
правила.
2. “Просвещённый
абсолютизм” Екатерины II.
Время царствования
Екатерины II называют эпохой “просвещенного
абсолютизма”. Смысл “просвещенного
абсолютизма” состоит в политике
следования идеям Просвещения, выражающейся
в проведении реформ, уничтожавших
некоторые наиболее устаревшие феодальные
институты (а иногда делавшие шаг
в сторону буржуазного
Развитие и воплощение
начал “просвещенного абсолютизма”
в России приобрело характер целостной
государственно-политической реформы,
в ходе которой сформировался
новый государственный и
Задачи “просвещенного
монарха” Екатерина II представляла себе
так: “1. Нужно просвещать нацию, которой
должен управлять. 2. Нужно ввести добрый
порядок в государстве, поддерживать
общество и заставить его соблюдать
законы. 3. Нужно учредить в государстве
хорошую и точную полицию. 4. Нужно
способствовать расцвету государства
и сделать его изобильным. 5. Нужно
сделать государство грозным
в самом себе и внушающим уважение
соседям”.
И это не было лицемерием
или нарочитой позой, рекламой или
честолюбием. Екатерина действительно
мечтала о государстве, способном
обеспечить благоденствие подданных.
И, по моему мнению, с этой задачей
она успешно справлялась. Свойственная
веку Просвещения вера во всемогущество
человеческого разума заставляла царицу
полагать, что все препятствия
к этому могут быть устранены
путем принятия хороших законов.
Российское же законодательство была
крайне запутанным. Формально все еще
продолжало действовать Соборное Уложение
1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100
лет было издано множество законов и указов,
зачастую не согласующихся друг с другом.
Хотя при Петре I, а затем при его преемниках
предпринимались попытки создать новый
свод законов, но всякий раз по тем или
иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась
за эту грандиозную задачу по-новому:
она решила созвать выборных представителей
от сословий и поручить им выработать
новое Уложение. В течении двух лет она
трудилась над программой своего царствования
и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”,
в котором впервые в истории России были
сформулированы принципы правовой политики
и правовой системы.
“Наказ” состоял
из 20 глав, к которым потом добавилось
еще две, главы делились на 655 статей,
из них 294 были заимствованы из тракта
Ш. Монтескье “О духе законов”; 104 из
108 статей в десятой главе взяты
из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях
и наказаниях”. Тем не менее “Наказ”
является самостоятельным произведением,
выразившим идеологию российского
“просвещенного абсолютизма”.
“Наказ” торжественно
провозглашал, что цель власти состоит
не в том, “чтобы у людей отнять
естественную их вольность, но чтобы
действие их направить к получению
самого большего ото всех добра”. Вместе
с тем Екатерина
Значительно решительнее
императрица высказывалась за реформу
судопроизводства. Она отвергала
пытки, лишь в исключительных случаях
допускала смертную казнь, предлагала
отделить судебную власть от исполнительной.
Вслед за гуманистами просветителями
Екатерина провозглашала: “Гораздо лучше
предупреждать преступления, нежели наказывать”.
Однако все рассуждения
о свободе довольно странно звучали
в стране, где значительная часть
населения находилась в крепостной
зависимости, фактически в рабстве.
Императрица уже в 1762 г., почти
сразу после вступления на престол,
издала Манифест, в котором однозначно
заявила: “Намерены мы помещиков
при их имениях и владениях
нерушимо сохранять, а крестьян в
должном им повиновении содержать”.
Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили
зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина
видела в крепостном праве “несносное
и жестокое иго”, “человеческому роду
нестерпимое положение”, чреватыми
серьезными потрясениями для государства.
Правда, и “генеральное освобождение”
она считала несвоевременным
и опасным, а для “приготовления
умов” к освобождению императрица
за 34 года своего царствования раздала
генералам, сановникам и фаворитам
около 800 тыс. казенных крестьян обоего
пола, распространила крепостное право
на Украину.
В духе “Наказа” проходило
и его обсуждение. Еще в период
работы над ним Екатерина показывала
свое произведение сподвижникам и под
влиянием их замечаний сожгла добрую
половину написанного. Однако главное
обсуждение этого документа намечалось
на заседании специальной Комиссии для
кодификации законов.
Комиссия начала
свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был
выслушан с восхищением, некоторые
депутаты даже прослезились. Тогда
и было принято решение преподнести
императрице титулы Великая, Премудрая,
Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа
делегация депутатов
Хотя комиссия в
дальнейшем была распущена, она всё
же имела важное значение, так как её
члены ознакомили Екатерину с мнениями
и желаниями русского общества. Императрица
воспользовалась этими сведениями при
осуществлении крупнейших реформ, касавшихся
губернских учреждений и сословий. Эти
действия Екатерины II ещё раз доказывают,
что она стремилась к власти, думая больше
о развитии государства, чем о власти как
таковой.
При Екатерине полностью
изменилась судебная система. Она была
построена по сословному принципу:
для каждого сословия свой суд. Дворян
судили верхний земской суд в губернских
городах и уездный суд - в уездных. Горожан
- соответственно губернский и городовой
магистраты, государственных крестьян
- верхняя и нижняя судебная расправы.
В губерниях создавался совестный суд
из представителей трех сословий, который
выполнял функции примирительной или
третейской инстанции. Все эти сословные
суды были выборными. Более высокой судебной
инстанцией являлись создаваемые в губерниях
судебные палаты - гражданская и уголовная,
члены которых не избирались, а назначались.
Высшим судебным органом империи был Сенат.
Стремясь создать
наиболее реальные гарантии просвещённой
монархии, Екатерина II начала работать
над жалованными грамотами
Екатерина II внесла
существенный вклад в развитие культуры
и искусства в России. Сама она
получила прекрасное домашнее образование:
обучение иностранным языкам, танцам,
политической истории, философии, экономики,
права и считалась умной и
образованной женщиной. При Екатерине
была создана Российская Академия,
Вольное экономическое
Ряд мероприятий
эпохи “просвещённого абсолютизма”
имел прогрессивное значение. Так, например,
основанный по почину Шувалова и Ломоносова
в 1755 году Московский университет сыграл
огромную роль в развитии просвещения,
русской национальной науки и
культуры, выпустив большое число
специалистов по разным отраслям знаний.
В 1757г. начала обучение Академия художеств.
Секуляризация церковного землевладения
значительно улучшала положение
бывших монастырских крестьян, получивших
пашню, луга и другие угодья, на которых
они до этого отбывали барщину, избавляла
их от повседневных наказаний и истязаний,
от службы в дворне и насильственных
браков.
Во время правлении
Екатерины II творят такие мастера, как
Василий Лукич Боровиковский, который
приобрел известность портретами императрицы,
Державина, многих вельмож, Дмитрий
Григорьевич Левицкий, в 60-е годы
стол академиком, преподавал в Академии
художеств, Федор Степанович Рокотов,
который работал вместе с Ломоносовым,
написал коронационный портрет
Екатерины II, который очень ей понравился.
Я привёл далеко не все
дела совершённые Екатериной II. Чтобы
сделать это потребовалось бы
написать новую книгу. Но и перечисленные
деяния Екатерины, ставят её в ряд
действительно великих
Заключение
К концу правления
Екатерины Россия имела уже 52 губернии,
учреждено свыше 150 новых городов,
ставших губернскими и уездными
центрами. Для каждого были разработаны
новые штаты, типовые генеральные
планы развития. Все это происходило
под личным контролем Екатерины
II
Конечно, последствия
новосоздавемых учреждений не всегда
были однозначно хороши. Кое-что разрушилось
уже при Петре 1, время показало
ненужность некоторых судебных инстанций.
Многократно, хотя и закономерно, возросла
численность чиновничьей братии
с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность
их была относительной, а руки загребущие,
да и нравы весьма "свободные".
За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.
Список используемой
литературы
Заичкин И.А., Почкаев
И.Н. “Русская история от Екатерины
Великой до Александра II” М.,1994.
“Трёхсотлетие дома
Романовых 1613-1913” (Репринтное воспроизведение
юбилейного издания 1913 года). М., 1991.
Борзаковский П. “Императрица
Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.
Брикнер А. “История
Екатерины Второй”, М., 1991.
Платонов С.Ф. “Лекции
по русской истории” М.,1993.
Каменский А.Б. “Жизнь
и судьба императрицы Екатерины
Великой”, М, 1997г.
Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991г.