Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:09, реферат
Будущий император родился 12 декабря 1777 года. Екатерина II, ожидавшая появление своего внука с нетерпением, спешила сообщить об этом событии королю Густаву III: «Господин Александр родился 12 декабря 1777, в начале зимы. Я взяла его на руки и после того как его вымыли, унесла в другую комнату, где и положила его на большую подушку. Его обернули очень легко, и я не допустила, чтобы его спеленали иначе, как посылаемая при сем кукла…»1.
Введение……………………………………………………………….2
Детство Александра I…………………………………………………3-4
Детство Константина I………………………………………………..5
Образование…………………………………………………………...6
Внучки Екатерины II Александра Павловна и Елена Павловна…..7-8
Заключение…………………………………………………..9
Список литературы……………………………………….10
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат на тему:
«Екатерина 2 как воспитатель и наставник в частной жизни»
Выполнил: Алиева М.М.
Студент группы ИИ-301
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Детство Александра I…………………………………………………3-4
Детство Константина I………………………………………………..5
Образование…………………………………………………
Внучки Екатерины II Александра Павловна и Елена Павловна…..7-8
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Детство Александра I
Он был сыном императора Павла I и внуком Екатерины II. Матерью Александра была вторая жена Павла I Мария Федоровна, урожденная принцесса София Доротея Вюртембергская.
Будущий император родился 12 декабря 1777 года. Екатерина II, ожидавшая появление своего внука с нетерпением, спешила сообщить об этом событии королю Густаву III: «Господин Александр родился 12 декабря 1777, в начале зимы. Я взяла его на руки и после того как его вымыли, унесла в другую комнату, где и положила его на большую подушку. Его обернули очень легко, и я не допустила, чтобы его спеленали иначе, как посылаемая при сем кукла…»1.
Будущий император рос практически вне семьи, вне материнской ласки, так как Екатерина повторила поступок Елизаветы она, по существу, отобрала сына у родителей и определила ему жить в Царском Селе, подле себя. Восторги Екатерины как бабушки Александра, не могли заменить ему настоящих родителей, а это в свою очередь не могло не отразиться на характере будущего императора.
Екатерина боготворила внука; по ее настоянию он был назван в честь Александра Невского, покровителя Санкт- Петербурга. Она усердно занималась его воспитанием, сама составила ему «Азбуку», в которой были даны не только конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. В письме к барону Гримму она пишет: « Несмотря на занятость законотворчеством, я для своего удовольствия решила составить для господина Александра маленький букварь, он, право, недурен. Все, кто видел его, отзываются очень хорошо.…Нанизывая правила, одно за другим, как бусинки на ниточку, мы узнаем самые разные вещи; я преследую этим две цели: расширить кругозор впечатлениями от разных предметов и возвысить душу, формируя характер».
Трудно не признать, что эти принципы были сформулированы проницательным, широким и свободным умом. Воспитание Александра I было основано на принципах естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального здорового быта. В воспитатели, по рекомендации Дидро, к будущему императору был приставлен Ф.Ц. Лагарп. Великий князь рос с верой в идеалы Просвещения и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. По настоянию Екатерины, будущий император изучал Декларацию прав человека и гражданина.
В пять лет Александр
уже умел читать и писать, о чем
свидетельствуют письма Екатерины
своим европейским
Раннее детство Константина Павловича
27 апреля 1779 год родился второй внук Екатерины - Константин, названный так в надежде на престол. В ожидании этого события Екатерина писала: « Мне все равно, будут ли у Александра сестры, но ему нужен младший брат!»2. К тому времени у императрицы появился план полного изгнания турок из Европы и восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе, поэтому второго ее внука при крещении нарекли Константином.
Екатерина, как и Александра, берет Константина под свою опеку. О своем отношении к внукам она подробно описывает в письмах барону Гримму, который оставался респондентом императрицы до конца ее жизни.
По убеждению Екатерины, ее второму внуку предстояло восстановить христианство в новой империи, воссозданной на руинах Византии. Братья росли и воспитывались вместе. В физическом и умственном и нравственном развитии внуков Екатерина видела дело государственной важности и поэтому вершила его продумано.
С раннего детства императрица старших внуков проявляет серьезную заботу об их образовании. Уже в 1783 году она приглашает на почетную должность главного наставника великих князей Николая Николаевича Салтыкова, личность, обладающую несомненным педагогическим даром. Назначая графа Салтыкова на должность воспитателя, Екатерина II писала: « В главные приставники над воспитанием искали мы особу добронравную, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и который с детьми умел бы обходиться приятно и ласково…»3.
Образование внуков
Будучи занятой образованием Константина и Александра, Екатерина в 1784 году передает Салтыкову собственноручную написанную инструкцию. Этот документ должен был послужить к воспитанию не просто детей, но и великих князей.
Первый раздел инструкции посвящен сохранению здоровья детей. Екатерина здесь следует взглядам Локка, что замечали многие исследователи. Но, помимо этого, императрица руководствуется здравым смыслом и житейским опытом. «Одежда должна быть не слишком простой, удобной и не слишком теплой, пища - простая, но здоровая, и чтобы царевичи не кушали когда сыты, и не пили, не имея жажды…».
Следующие разделы
инструкции посвящены
Инструкция ориентирована именно на нравственное, а не на религиозное воспитание маленьких цесаревичей.
Не менее серьезные требования предъявлялись императрицей и к качествам воспитателей. Люди, осуществлявшие воспитание великих князей, должны были обладать высокой нравственностью и служить добрым примером: « Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтобы дети переняли…».
Внучки Екатерины II Александра Павловна и Елена Павловна
После рождения двоих сыновей - Александра и Константина, в семье Павла и Марии Федоровны появились две дочери, Александра и Елена.
Великая княжна Александра Павловна родилась 29 июля 1783 года.
Через полмесяца после ее рождения Екатерина писала барону Гримму: «Моя записная книжка на днях умножилась барышней, которую назвали в честь ее старшего брата Александрой. По правде сказать, я несравненно больше люблю мальчиков, нежели девочек…»4.
Опеку над «Сашенькой», как в случае с Александром и Константином, Екатерина. Опасаясь, что Александра, находясь при матери, женщине нравственной и доброй, но сентиментальной и наивной, попадет под влияние немецкой принцессы и с самого начала будет лишена того масштаба, какой необходим великой княжне, Екатерина забрала девочку к себе, чтобы воспитать должным образом.
Для этого, императрица вызвала в Санкт-Петербург из под Риги графиню Шарлотту Карловну Ливен. Екатерина выбрала ее за то, что она была образованной женщиной и матерью шестерых детей. Ливен сразу же покорила Марию Федоровну, убедившуюся в том, что она может быть спокойна за свою дочь.
Переписка Екатерины
2 с Гриммом позволяет
«До шести лет, она ничем не отличалась особенным, но года полтора тому назад вдруг сделала удивительные успехи: похорошела, выросла и приняла такую осанку, что, кажется старше своих лет. Говорит на четырех языках, хорошо пишет и рисует, играет на клавесине, поет, танцует, 3учится без труда и выказывает большую кротость характера. Меня она любит больше всех на свете…»5
В 1784 году родилась Елена Павловна. Об этом свидетельствует письмо Екатерины Гримму: « У нее необыкновенно правильные черты лица, она стройна, легка, ловка и грациозна от природы. Характер у нее очень живой и шаловливый, сердце доброе. Братья и сестры любят ее за веселый нрав»6.
Как и все дети августейшего семейства, Елена получила наилучшее, но из-за юного возраста не до конца доведенного образование под присмотром императрицы-бабушки и прекрасной воспитательницы - баронессы Ливен. Великая княжна превратилась в одну из самых завидных невест в Европе.
Заключение
В результате дворцовых переворотов на престол вступила Екатерина II, а ее наследником был объявлен Павел. Она не была привязана к своему сыну, поскольку сразу после его рождения, Павла на воспитание забрала Елизавета. Екатерина полностью повторила поступок Елизаветы Петровны, взяв на себя опеку сначала над Александром, а затем и над всеми внуками.
Следует упомянуть и то, что Екатерина сама дала имена своим внукам. Она возлагала большие надежды на внуков, особенно на Александра.
К старости
она чаще задумывалась над
тем, кого оставить на
Екатерина была не только прекрасной правительницей, но и любящей бабушкой, вырастившей своих внуков как родная мать.
Список литературы
1.Балязин В.
«Екатерина Великая и ее
2. С.Е. Нечаев «Александр I» Ярославль, 2010 г
3. «Бабушкина Азбука великому князю Александру Павловичу».-М, МГИ им. Е.Р Дашковой,»2004
4. М. А. Кучерская «Константин Павлович». Серия: Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 2005.
1 «Бабушкина Азбука великому князю Александру Павловичу».-М, МГИ им. Е.Р Дашковой,»2004.стр.88
2 С.Е. Нечаев «Александр I» Ярославль, 2010 г
3 «Бабушкина Азбука великому князю Александру Павловичу».-М, МГИ им. Е.Р Дашковой,»2004.стр.8
4 Балязин В. «Екатерина Великая и ее семейство».-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.- стр. 106
5 Балязин В. «Екатерина Великая и ее семейство».-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.- стр. 107
6 Балязин В. «Екатерина Великая и ее семейство».-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.- стр. 108
Информация о работе Екатерина II как воспитатель и наставник в частной жизни