Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:28, реферат
Данная работа посвящена развитию культуры в годы царствования российской императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). Актуальность этой темы заключается в необходимости более точно прояснить значение культурных изменений в России после эпохи Петра I и закрепившихся в общественной жизни во время правления Елизаветы Петровны.
С Академией наук тесно связана творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению. Участие в работе Академии Эйлера и другого выдающегося математика – Д. Бернулли превратило ее в крупнейший математический центр мира.
Оценивая
те благоприятные условия, которые
были созданы для членов Петербургской
Академии наук, Л. Эйлер впоследствии
писал: “… я и все остальные, имевшие
счастье состоять некоторое время
при Русской императорской
Гигантский личный вклад в научную деятельность Академии наук внес, безусловно, М.В.Ломоносов. Будучи первым русским профессором, членом Академии наук ученый проявил универсальность интересов в различных отраслях знаний, где достиг крупных успехов, иногда опережавших его век. Ему принадлежит открытие закона сохранения материи и движения. Он его формулировал так: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте”. И здесь же добавлял: “Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения”.
Как думает К. Валишевский , своей Академией наук, затеей, которую Елизавете Петровне пришлось осуществлять на деле, великий преобразователь Петр толкнул Россию на путь, делающий из нее страну парадоксальных контрастов, роскоши и нищеты, невежества и высочайшей культуры и образованности.
Это сказалось
и на характере просвещения. Система
образования при Елизавете
Как отмечает К.Валишевский, что, так же как и при Петре в елизаветинскую эпоху учителями в этих заведениях было много иностранцев, но только теперь уже не немцев, а французов. Такая перемена национального состава иностранных наставников определялась общим изменением культурной ориентации России в середине XVIII в. и нехваткой собственных кадров учителей. Он пишет: “Дочери Петра удалось лишь заменить одно течение воздуха другим. Она отказалась от немцев, вместо которых в России появились французы… Оказалось, что в отношении науки, литературы и искусства сама Германия еще училась в это время у Франции”.
Что касается первоначального и среднего образования, то наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились сохранившиеся от петровского времени цифирные школы. Здесь учились дети солдат и средних и низших слоев города и деревни, которые в отличие от дворянских детей не могли платить за начальное обучение. В этих школах учили подростков от 10 до 15 лет чтению, письму, арифметике и основам геометрии.
Еще известны из этого времени горнозаводские школы, созданные на Урале по инициативе В.Н.Татищева. В этих школах детей “нижних чинов и работных людей” чтению, письму, арифметике, геометрии и различным “горным делам”.
Несмотря
на многие трудности и неустройства,
первые светские и духовные школы
смогли подготовить то число специалистов,
которое требовалось для
2.3. Литература и искусство эпохи Елизаветы Петровны
Во второй четверти XVIII в. русская художественная культура вступила в стадию классицизма, что было свойственно в целом и всей западной цивилизации. В первую очередь классицистские тенденции коснулись литературы, представленной произведениями А.Д.Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Литература теряет прежний анонимный и рукописный характер, появляются профессиональные писатели, печатным словом оказывающие активное влияние на развитие общественной мысли.
Новым явлениям
в области литературы способствовали
перемены в настроениях российского
образованного общества. Идеи просветителей
стали достаточно быстро проникать
в Россию. Значительно повысились
умственные запросы русского общества,
чему способствовал подъем книжного
дела. Целый ряд положительных
изменений произошел в области
культуры; целенаправленными
Идя
навстречу интеллектуальному
Классицизм является общеевропейским литературным направлением XVII – XVIII вв. Его характерные особенности состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, считавшегося мерилом ценности человека, в проповеди просвещенного абсолютизма, что было созвучно некоторым представлениям Елизаветы Петровны. Классицисты изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков или добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, жестокость и человеколюбие и т.п.
Русский классицизм, зародившийся позже западноевропейского, наряду с общими с ним чертами имел и ряд особенностей. Представители русского классицизма в меньшей мере обращались к античным сюжетам, отдавая предпочтение национальной тематике, стояли ближе к современной им жизни и делали попытки отражать ее проявления в своих произведениях, теснее были связаны с традициями устного народного творчества. Наиболее распространенной формой произведений русских классицистов была стихотворная: сатиры, оды, лирические песни, басни.
Первый
профессиональный писатель России В.К.
Тредиаковский (1703 – 1769 гг.) прошел тяжелый
жизненный путь. Литературная деятельность
Тредиаковского началась с перевода
романа французского писателя Поля Тальмана
“Езда в остров Любви” – первого
печатного художественного
Ломоносов вошел в литературу в 1739 г., когда написал знаменитую оду “На взятие Хотина”. Вслед за этой одой последовали другие не менее талантливо написанные, в которых Михаил Васильевич достиг своих поэтических высот. В его дальнейшем творчестве русский классицизм достиг наивысшего расцвета. Поэзию Ломоносова отличали оптимизм, высокая гражданственность, глубокая вера в будущее России, гордость за победы русского оружия. Он твердо верил в творческие способности русского народа и был убежден, что может “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать”.
Непосредственно с развитием литературы оказались связанными и другие виды искусств. Все они в большинстве своем находились под сильным влиянием франко-итальянского культурного элемента. Широкую известность приобрела итальянская опера под управлением Арайя, которая имела многочисленную труппу. В 1754 г. во время пребывания императрицы в Москве, ввиду явного предпочтения, отдаваемого публикой французскому театру, был закрыт немецкий театр, существовавший в этом городе. Как определяет этот факт К.Валишевский: “Не трудно объяснить быстрое усвоение этой формы искусства. Но вне ее, в области пластики России, история искусства времен Елизаветы сливается … с историей французских и итальянских артистов… Петр Великий набирал главным образом инженеров, архитекторов и ремесленников; его дочь имела другие заботы и добивалась иного, хотя она и смотрела на знаменитых художников и скульпторов, которыми она старалась себя окружить, лишь как на украшение своего двора…”
Однако
вскоре произошло событие, оказавшее
большое влияние на будущность русского
искусства в этом направлении. В
1747 г. воспитанник Кадетского корпуса
А.П.Сумароков поставил русскую трагедию
своего сочинения “Хорев”; сюжет
ее был заимствован из русских
былин. В 1750 г. Сумароков набрал труппу
русских актеров положил начало
созданию в России национального
театра. Сумароков жил исключительно
театром и печатью. Он управлял первой
русской сценой, затем стал редактором
первого литературного
Время императрицы Елизаветы Петровны оставило на память потомкам много прекрасных дворцов, храмов и сооружений с роскошным декоративным оформлением, с парками, садами и скульптурными украшениями, ошеломляющих своей грандиозностью, масштабностью и подчеркивающих величие этой эпохи и лично императрицы. Поражают своей красотой творения Б.К. Растрелли: Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец В Петергофе, Царскосельский дворец, Екатерининский Дворец, Собор Смольного монастыря, дворцы елизаветинских вельмож Воронцова, Строганова Штагельмана в Петербурге. В 1755 г. В Царскосельском дворце была смонтирована знаменитая Янтарная комната, подаренная когда-то Петру I прусским королем Фридрихом I.
2.4. Придворная жизнь эпохи Елизаветы Петровны
Став императрицей, Елизавета сразу же увеличила штат придворных слуг: фурьеров, камер-юнкеров, камердинеров, фрейлин, гувернанток, музыкантов, песенников-бандуристов и многочисленных лакеев.
“Ассамблеи”, введенные Петром I, были оставлены его ближайшими преемниками. Елизавета воскресила этот обычай, наряду с другими, но от прежних собраний, где московский аскетизм, германская тяжеловесность и грубые или страшные шутки хозяина создавали невыносимо тягостную атмосферу, осталось одно их название. Теперь же законом стали французские образцы и французская грация. По словам К. Валишевского: “После государственного переворота совершилась еще и другая революция; как сущность, так и форму ее создали торговцы модных товаров, “мадамы” и учителя танцев, и западная цивилизация, поскольку Елизавета и ее современники были способны ее понять, не выходила из рамок, созданных этими цивилизаторами. Зато рамки эти были чрезвычайно блестящими”.
Елизавета прививала вкус к развлечениям, к некоторым утонченным удовольствиям. В частности, это были маскированные балы с танцами и игрой в карты, сопровождавшиеся зваными ужинами. Жесткого этикета разработано не было. Все виды изящества и роскоши быстро развились при дворе Елизаветы. Она навсегда изгнала из своего дворца грубые оргии в духе ее отца. Она пожелала иметь хороший стол.
На время
своего коронования Елизавета
Во всем Елизавета в своей придворной жизни пыталась копировать нравы французского королевского двора, особенно в роскоши обстановки. Главным своеобразием придворной жизни дочери Петра были ее частые поездки из Петербурга в Москву со всем своим двором.
Зимой государыня наслаждалась другими национальными увеселениями: посиделками, святочными играми и подблюдными песнями.
Но, пожалуй, самым важным моментом придворной жизни российской императрицы являлся фаворитизм в духе французских королей XVIII в. К. Валишевский утверждает, что фаворитизм в России не был скандалом; это было государственное учреждение, которое в силу своей публичности, последовательности и приобретенного авторитета переставало быть скандальным и поднималось до уровня других элементов, составлявших двор, общество, государство.
2.5. Народное творчество и народные обычаи эпохи Елизаветы
В эпоху Елизаветы Петровны быт широких слоев населения, особенно крестьянства, характеризовался традиционностью. Основной ячейкой сельского и городского населения оставалась семья. Отношения между ее членами строились на обычном праве. Старший по возрасту мужчина, как и раньше, являлся главой семьи. Он руководил ее производственной деятельностью, распоряжался ресурсами и семейно-брачными отношениями.