Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:28, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена развитию культуры в годы царствования российской императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). Актуальность этой темы заключается в необходимости более точно прояснить значение культурных изменений в России после эпохи Петра I и закрепившихся в общественной жизни во время правления Елизаветы Петровны.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

С Академией наук тесно связана творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению. Участие в работе Академии Эйлера и другого выдающегося математика – Д. Бернулли превратило ее в крупнейший математический центр мира.

Оценивая  те благоприятные условия, которые  были созданы для членов Петербургской  Академии наук, Л. Эйлер впоследствии писал: “… я и все остальные, имевшие  счастье состоять некоторое время  при Русской императорской Академии, должны признать, что тем, чем мы являемся, все мы обязаны благоприятным  обстоятельствам, в которых там  находились. Что касается меня лично, то при отсутствии столь превосходного  случая, я бы вынужден был заняться другой наукой, в которой, судя по всем признакам, мне предстояло бы стать  лишь кропателем”.  

Гигантский  личный вклад в научную деятельность Академии наук внес, безусловно, М.В.Ломоносов. Будучи первым русским профессором, членом Академии наук ученый проявил  универсальность интересов в  различных отраслях знаний, где достиг крупных успехов, иногда опережавших  его век. Ему принадлежит открытие закона сохранения материи и движения. Он его формулировал так: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте”. И здесь же добавлял: “Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения”.

Как думает К. Валишевский , своей Академией наук, затеей, которую Елизавете Петровне пришлось осуществлять на деле, великий преобразователь Петр толкнул Россию на путь, делающий из нее страну парадоксальных контрастов, роскоши и нищеты, невежества и высочайшей культуры и образованности.

Это сказалось  и на характере просвещения. Система  образования при Елизавете Петровне характеризовалось усилением дворянства, что было связано с общим социальным положением этого сословия, с тенденцией его к замкнутости в отличие  от петровской эпохи. Поэтому часть  учебных заведений, основанных при  Петре I и рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также посадских и разночинцев, постепенно превращались в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизованная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шляхетский корпус для дворянских детей. Позже на базе Артиллерийской и Инженерной школ были организованы Артиллерийский и Инженерный корпуса. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты сословной замкнутости, например Славяно-греко-латинская академия. 

Как отмечает К.Валишевский, что, так же как и  при Петре в елизаветинскую эпоху учителями в этих заведениях было много иностранцев, но только теперь уже не немцев, а французов. Такая перемена национального состава иностранных наставников определялась общим изменением культурной ориентации России в середине XVIII в. и нехваткой собственных кадров учителей. Он пишет: “Дочери Петра удалось лишь заменить одно течение воздуха другим. Она отказалась от немцев, вместо которых в России появились французы… Оказалось, что в отношении науки, литературы и искусства сама Германия еще училась в это время у Франции”.  

Что касается первоначального и среднего образования, то наиболее распространенным типом  начальной школы были гарнизонные  школы, в состав которых влились  сохранившиеся от петровского времени  цифирные школы. Здесь учились дети солдат и средних и низших слоев города и деревни, которые в отличие от дворянских детей не могли платить за начальное обучение. В этих школах учили подростков от 10 до 15 лет чтению, письму, арифметике и основам геометрии.

Еще известны из этого времени горнозаводские школы, созданные на Урале по инициативе В.Н.Татищева. В этих школах детей  “нижних чинов и работных людей” чтению, письму, арифметике, геометрии  и различным “горным делам”.

Несмотря  на многие трудности и неустройства, первые светские и духовные школы  смогли подготовить то число специалистов, которое требовалось для проведения в России реформ. Они дали стране много широкообразованных людей  и способствовали подъему культуры. К середине XVIII в. русская сухопутная армия и морской флот были в основном укомплектованы национальными офицерскими кадрами. Однако в промышленности число национальных технических специалистов оставалось недостаточным.                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Литература  и искусство эпохи Елизаветы  Петровны

 

Во второй четверти XVIII в. русская художественная культура вступила в стадию классицизма, что было свойственно в целом и всей западной цивилизации. В первую очередь классицистские тенденции коснулись литературы, представленной произведениями А.Д.Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Литература теряет прежний анонимный и рукописный характер, появляются профессиональные писатели, печатным словом оказывающие активное влияние на развитие общественной мысли.

Новым явлениям в области литературы способствовали перемены в настроениях российского  образованного общества. Идеи просветителей  стали достаточно быстро проникать  в Россию. Значительно повысились умственные запросы русского общества, чему способствовал подъем книжного дела. Целый ряд положительных  изменений произошел в области  культуры;  целенаправленными государственными мерами последовательно стимулировалось  развитие искусства, науки и образования, сама императрица Елизавета Петровна уделяла вопросам культуры большое  внимание.

 Идя  навстречу интеллектуальному спросу  читающей публики президент Академии  наук К. Разумовский 27 января 1748 г. получил устный указ императрицы,  гласивший о необходимости организовать  при Академии перевод и печатание  на русском языке иностранных  книг для чего должны приглашаться  все желающие, способные это делать. Со временем издательская деятельность  так возросла, что старая академическая  типография не в состоянии  была выполнять всех заказов.  Академия наук не ограничилась  только изданием переводных книг, а попыталась выпускать в свет  и самостоятельные произведения  русского пера. С 1753 г. при Академии  наук стал издаваться журнал  “Ежемесячные сочинения” под  редакцией Миллера.

Классицизм  является общеевропейским литературным направлением XVII – XVIII вв. Его характерные особенности состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, считавшегося мерилом ценности человека, в проповеди просвещенного абсолютизма, что было созвучно некоторым представлениям Елизаветы Петровны. Классицисты изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков или добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, жестокость и человеколюбие и т.п.

Русский классицизм, зародившийся позже западноевропейского, наряду с общими с ним чертами  имел и ряд особенностей. Представители  русского классицизма в меньшей  мере обращались к античным сюжетам, отдавая предпочтение национальной тематике, стояли ближе к современной  им жизни и делали попытки отражать ее проявления в своих произведениях, теснее были связаны с традициями устного народного творчества. Наиболее распространенной формой произведений русских классицистов была стихотворная: сатиры, оды, лирические песни, басни.

Первый  профессиональный писатель России В.К. Тредиаковский (1703 – 1769 гг.) прошел тяжелый  жизненный путь. Литературная деятельность Тредиаковского началась с перевода романа французского писателя Поля Тальмана “Езда в остров Любви” – первого  печатного художественного произведения на светскую тему, появившегося в России. Перу Тредиаковского принадлежит большое  количество од, пышно и торжественно воспевавших добродетели и величие  императриц.

 Ломоносов вошел в литературу в 1739 г., когда написал знаменитую оду “На взятие Хотина”. Вслед за этой одой последовали другие не менее талантливо написанные, в которых Михаил Васильевич достиг своих поэтических высот. В его дальнейшем творчестве русский классицизм достиг наивысшего расцвета. Поэзию Ломоносова отличали оптимизм, высокая гражданственность, глубокая вера в будущее России, гордость за победы русского оружия. Он твердо верил в творческие способности русского народа и был убежден, что может “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать”.

  Непосредственно с развитием литературы оказались связанными и другие виды искусств. Все они в большинстве своем находились под сильным влиянием франко-итальянского культурного элемента. Широкую известность приобрела итальянская опера под управлением Арайя, которая имела многочисленную труппу. В 1754 г. во время пребывания императрицы в Москве, ввиду явного предпочтения, отдаваемого публикой французскому театру, был закрыт немецкий театр, существовавший в этом городе. Как определяет этот факт К.Валишевский: “Не трудно объяснить быстрое усвоение этой формы искусства. Но вне ее, в области пластики России, история искусства времен Елизаветы сливается … с историей французских и итальянских артистов… Петр Великий набирал главным образом инженеров, архитекторов и ремесленников; его дочь имела другие заботы и добивалась иного, хотя она и смотрела на знаменитых художников и скульпторов, которыми она старалась себя окружить, лишь как на украшение своего двора…”

Однако  вскоре произошло событие, оказавшее  большое влияние на будущность русского искусства в этом направлении. В 1747 г. воспитанник Кадетского корпуса  А.П.Сумароков поставил русскую трагедию своего сочинения “Хорев”; сюжет  ее был заимствован из русских  былин. В 1750 г. Сумароков набрал труппу русских актеров положил начало созданию в России национального  театра. Сумароков жил исключительно  театром и печатью. Он управлял первой русской сценой, затем стал редактором первого литературного обозрения, появившегося в России: “Трудолюбивая  Пчела”. Здесь он печатает свои театральные  пьесы, критические статьи, оды, элегии, эпилоги, басни и эпиграммы.

Время императрицы  Елизаветы Петровны оставило на память потомкам много прекрасных дворцов, храмов и сооружений с роскошным  декоративным оформлением, с парками, садами и скульптурными украшениями, ошеломляющих своей грандиозностью, масштабностью и подчеркивающих величие этой эпохи и лично  императрицы. Поражают своей красотой творения Б.К. Растрелли: Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец В  Петергофе, Царскосельский дворец, Екатерининский Дворец, Собор Смольного монастыря, дворцы елизаветинских вельмож Воронцова, Строганова Штагельмана в Петербурге. В 1755 г. В Царскосельском дворце была смонтирована знаменитая Янтарная комната, подаренная когда-то Петру I прусским королем Фридрихом I. 

 

 

 

 

 

2.4. Придворная  жизнь эпохи Елизаветы Петровны

 

Став  императрицей, Елизавета сразу же увеличила штат придворных слуг: фурьеров, камер-юнкеров, камердинеров, фрейлин, гувернанток, музыкантов, песенников-бандуристов  и многочисленных лакеев.

“Ассамблеи”, введенные Петром I, были оставлены его ближайшими преемниками. Елизавета воскресила этот обычай, наряду с другими, но от прежних собраний, где московский аскетизм, германская тяжеловесность и грубые или страшные шутки хозяина создавали невыносимо тягостную атмосферу, осталось одно их название. Теперь же законом стали французские образцы и французская грация. По словам К. Валишевского: “После государственного переворота совершилась еще и другая революция; как сущность, так и форму ее создали торговцы модных товаров, “мадамы” и учителя танцев, и западная цивилизация, поскольку Елизавета и ее современники были способны ее понять, не выходила из рамок, созданных этими цивилизаторами. Зато рамки эти были чрезвычайно блестящими”. 

Елизавета прививала вкус к развлечениям, к  некоторым утонченным удовольствиям. В частности, это были маскированные  балы с танцами и игрой в  карты, сопровождавшиеся зваными ужинами. Жесткого этикета разработано не было. Все виды изящества и роскоши  быстро развились при дворе Елизаветы. Она навсегда изгнала из своего дворца грубые оргии в духе ее отца. Она  пожелала иметь хороший стол.

На время  своего коронования Елизавета выстроила  в Москве оперный театр, вмещавший  пять тысяч зрителей. Оперные представления, где рядом с итальянскими певцами  выступали молодые придворные, обученные  в местной консерватории, чередовались с интермедиями и аллегорическими  балетами.

Во всем Елизавета в своей придворной жизни пыталась копировать нравы  французского королевского двора, особенно в роскоши обстановки. Главным  своеобразием придворной жизни дочери Петра были ее частые поездки из Петербурга в Москву со всем своим  двором.

Зимой государыня наслаждалась другими национальными  увеселениями: посиделками, святочными играми и подблюдными песнями.

 

Но, пожалуй, самым важным моментом придворной жизни  российской императрицы являлся  фаворитизм в духе французских королей  XVIII в. К. Валишевский утверждает, что фаворитизм в России не был скандалом; это было государственное учреждение, которое в силу своей публичности, последовательности и приобретенного авторитета переставало быть скандальным и поднималось до уровня других элементов, составлявших двор, общество, государство.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Народное  творчество и народные обычаи  эпохи Елизаветы

 

В эпоху  Елизаветы Петровны быт широких  слоев населения, особенно крестьянства, характеризовался традиционностью. Основной ячейкой сельского и городского населения оставалась семья. Отношения  между ее членами строились на обычном праве. Старший по возрасту мужчина, как и раньше, являлся  главой семьи. Он руководил ее производственной деятельностью, распоряжался ресурсами  и семейно-брачными отношениями.

Информация о работе Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.)