Женщины в Индии
Положение Женщины в Индии
является темой, вызывающей повышенный
интерес, посмотрим на историю этого
вопроса и его развитие.
Семьи и индийское
общество в целом рассматривают
женщину как гражданина второго
сорта. Хотя индийцы уважают
и поклоняются женщинам в лице
Сати, Дурги, Сарасвати, Парвати
и Кали, они также надругались
над ней в виде детского
брака, убийства новорожденных
девочек, обряда сати, сексуальных
домогательств и многих других.
Вальмики в Рамаяне
учит, что Равана и весь его род
были уничтожены, потому что он похитил
Ситу. Вьяса в Махабхарате учит,
что все Кауравы были убиты, поскольку
они измывались над Драупади в
общественных местах.
Конечно по сравнению
с очень низким статусом в
период Средневековой Индии изменения
есть, но положение женщин остается
в сущности неравным с мужчинами.
В Индии, где семьи всегда
патриархальна, женщины не получали
каких-либо прав на свободу
и равенство, к ней всегда
относились как к элементу
декора или некому экспонату
в доме. Женщины рассматриваются
в качестве машины для рождения
детей. Положение женщины было
настолько плохим, что если она
родила девочку то даже лечение
ей оказывалась в унизительной
манере, рождение мальчика же "куль-ка-дипак"
(продолжение фамильного рода) делало
ее достойной уважения. Женщины
не только не получали образование,
но им также не позволялось
выйти из дома самостоятельно.
Они ели то, что оставалось
после еды мужа и других
мужчин.
Женщины в Древней Индии
Считается, что женщины
пользуются равными правами с
мужчинами во всех областях
социальной жизни древней Индии.
В начале ведического периода
женщины получили образование,
мы видим подтверждение этому
в работах грамматиков, таких
как Патанджали и Катьяяна. Женщины
выходили замуж в более зрелом
возрасте и также были свободны
в выборе своих мужей.
Писания, такие как
Риг Веда и Упанишады говорят
о многих женщинах мудрецах
и провидцах, в частности, о
Гарги и Майтрейе.
Есть несколько царств
в древней Индии, которая имели
обычаи, такие как nagarvadhu (невесты
города). Согласно этому обычаю девушки
соревновались, чтобы выиграть престижный
титул нагарвадху, наиболее известным
примером нагарвадху была Амрапали.
Женщины в этот период
имеют более высокое положение,
чем их коллеги-мужчины, поскольку
они действительно рассматриваются
как Дурга и Парвати.
Существовала специальная
церемония повязывания шнура
в честь их заслуга, вообще
женщины древней Индии имели
право на ношение священного
шнура свой варны наравне с
мужчинами. Позже этот обряд
был заменен детским браком, что
провоцируется многими священными
текстами, в частности законами
Ману. Согласно историческим данным,
детские браки начинают происходить
с начала шестого века.
После вторжения мусульман
положение женщин ухудшилось. Девушек,
точнее девочек выдавали замуж во
младенчестве и отправляли в дом
мужа, когда они достигли половой
зрелости. Девушкам было разрешено
получать образование. Хотя многие общины
джайнов допускали женщин к образованию
это была капля в море.
Женщины в средневековой
Индии
Положение женщин в
индийском обществе ухудшается
в средневековый период. В это
время детский брак, сати, убийство
новорожденных девочек практикуется
повсеместно.
Изоляции мусульманских
женщин распространяется как
система в целом на всех
индийских женщин. Женщины попадают
в гаремы, где у них вообще
нет прав и видеть мир они
могут только через решетчатые
окна зенана.
Раджпутские женщины
Раджастхана придают большое
значение на чести и достоинству,
поэтому тут практикуется Джаухар.
Джаухар - практика добровольного
заклание всех жен и дочерей
побежденных воинов, во избежание
захвата и последующего сексуального
насилия со стороны противника.
Полигамия, когда мужчина
женится несколько раз, практикуется
уже большинством индуистских
кшатриев.
Женщины в эпоху Великих
Моголов
В это время девушек
выдают замуж в раннем возрасте,
считается, что начиная с 5-6
лет.
Сати широко практикуется,
и овдовевшая женщина вынуждены
сгорать на костре своего мертвого
мужа.
Пурдан практикуется
среди мусульманских женщин и
их головы полностью закрыты
покрывалами.
Девадаси (девидаси) широко
распространены на юге Индии,
там девушки выходят замуж
за храмовое божество и становятся
фактически проститутками. Девушек
выдают замуж и за деревья.
Эта практика разрушила жизни
многих девочек, и они стали
физической и сексуальной эксплуатации
со стороны мужчин.
Многие женщины,
особенно женщины королевской крови
играли активную роль и женщины преуспели
в искусстве, литературе, музыке. Женщины
также были правительницами княжеств
в средневековой Индии. Некоторые
из них вошли в историю Индии
как великие правительницы: Разия
Султан -единственная женщина-монарха
на престоле Дели, королева Гонда Дургавати
правила пятнадцати лет, прежде чем
была проиграла войну и свергнута
с престола Асафом Али, генералом
императора Великих Моголов Акбара.
Чанд Биби также воевала против Великих
Моголов в 1590. Нур Джахан же правила
Моголами и считается до сих пор
одним из самых лучших правителей.
Несмотря на всех этих успешных женщин
состояния бедных индианок было одинаково
плачевным.
В общинах
христиан, джайнов и буддистов
положение женщин не столь ужасающе,
как у индусов, там женщины
пользуются правом на образование, свободу,
свободу вероисповедания, в общественной
жизни они также пользуются большой
свободой по сравнению с индуистским
обществом.
Позднее, во время
Бхакти движения, положение женщин
становится более стабильным
за счет уважения к женщинам-святым
Рами Джанабаха, Мирабаи, и
др. переносимого на простых индианок.
После движения бхакти, некоторые
религиозные реформаторы, а именно,
Гуру Нанак делают попытки
установить равенство между мужчинами
и женщинами.
С древнейших времен до наших
дней женщина в Индии считается
существом второго сорта. Индийцы
считают, что если вы родились женщиной,
то значит, в прошлой жизни вы
много грешили, и в этой вам
придется отрабатывать свою карму. Рождение
девочки – совсем не радостное
событие для большинства индийских
семей. Хотя в Индии официально запрещено
узнавать пол ребенка до рождения,
но женщины прибегают к различным
уловкам, в частности к услугам
платных клиник, чтобы иметь возможность
узнать и вовремя избавиться от ребенка
«не того пола». Родив мальчика, женщина
обретает почет и уважение со стороны
родни. Ведь мальчик будет заботиться
о родителях в старости, а девочка
отдается в чужую семью, да еще
и нуждается в приданном и
расходах на свадьбу, что может значительно
подорвать семейный бюджет.
За рождение дочери
индийский мужчина нередко может
позволить себе избить жену
или выгнать ее из дома. Женщины
вынуждены пройти под давлением
родственников через череду абортов,
пока не будут уверены, что
точно родится сын. За последние
десятилетия численность женского
населения сократилась настолько,
что в стране началась нехватка
невест, и в поисках невесты
жениху приходится уезжать в
другой регион или искать девушку
в соседних странах.
Скорее замуж
Девушек в Индии
стараются выдать замуж как
можно раньше. Сейчас средний
возраст невесты 18-20 лет, хотя
в древних индийских традициях
были распространены и детские
браки – когда девочек выдавали
замуж в 5-6 лет. Большинство
женщин до сих пор не выбирают
сами себе мужей, и браки
заключаются по договоренности
между семьями жениха и невесты.
Большое значение имеет приданное,
которое должна дать семья
невесты, чтобы брак состоялся.
В качестве приданного служили
деньги, драгоценности, бытовая техника,
машины. Чем престижней образование
жениха и стабильней получаемый
им оклад, тем больше приданного
требовалось от семьи невесты.
Семья жениха могла
отказаться от невесты, если
приданное было выплачено не
в том количестве, что было
обещано. Или начать вымогать
еще большую сумму, угрожая
причинить вред здоровью невесты.
Были случаи, когда невесту обливали
керосином и поджигали, потому
что родители были не в состоянии
выплатить деньги, которые от
них требовали. Ежегодно в Индии
регистрировалось более 7000 преступлений,
связанных с приданным, поэтому
законодательство сделало попытки
запретить традицию давать приданное
за невесту.
Численный перевес
мужского населения послужил
тому, что деньги за невесту
теперь нередко приходится платить
жениху. Но женщинам от этого
становится не легче. В бедных
семьях, где два или три сына,
зачастую невеста покупается
одна на всю семью, то есть
братья также могут сексуально
ее использовать. Для девушки
такая насильная продажа замуж
всегда психологическая травма.
Но еще ужасней, когда семья
продает дочь заниматься проституцией
в большой город.
Жизнь после свадьбы
После свадьбы женщина
переезжает в дом мужа, где
ей предстоит выполнять разнообразную
работу под строгим присмотром
свекрови. Рождение сына повышает
ее статус – теперь она мать
и может получить власть и
уважение в своей семье. Недаром
в Индии всегда почитался образ
матери. Женщина-мать отождествлялась
с Шакти – божественным женским
началом. Для сына слово матери
всегда являлось неписанным законом.
Остаться вдовой –
огромное несчастье для женщины.
Она теряет своего кормильца
и защитника. По индийским традициям
вдова после похорон должна
отказаться от всех удовольствий,
спать на голом полу и питаться
мучной похлебкой, проводить все
дни в молитве. Индийцы считают,
что смерть мужа – наказание
женщины за ее грехи. К ней
относятся как к изгою. Может
быть, по этому в Индии до
сих пор, несмотря на официальный
запрет, происходят случаи сати
– обряды сожжения себя вдовами
на погребальном костре мужа,
названные в честь богини Сати,
сжегшей себя на костре, за
ее оскорбленного мужа Шиву. Многие
вдовы покидают свои семьи,
поселяясь в так называемых
домах для вдов, где живут впроголодь
и без всяких удобств.
Поэтому при жизни
жены буквально молятся на
своих мужей, относясь к ним
как к своему самому большому
сокровищу. Они совершают специальные
обряды, охраняющие здоровье мужа,
омывают ему ноги, едят только
после того, как он поел, обращаются
к мужу всегда на Вы, практически
никогда не называя его по
имени, чтобы не подслушали
злые духи и не смогли ему
навредить.
Знай свое место
Вообще положение и
степень свободы женщины в
Индии во многом зависит от
того, к какому слою общества
и к какой религиозной общине
она принадлежит. Женщины из
низших слоев вынуждены работать
вне дома, что дает им гораздо
больше свободы и возможности
отстаивать свои права, поскольку
их заработок пополняет семейный
бюджет. Женщины низших каст не
гнушаются выполнять мужскую
работу – дробят и шлифуют
камни, работают в шахтах, пашут
землю, занимаются гончарным ремеслом,
хотя оплата женского труда
существенно ниже, чем мужского.
В высших слоях общества (особенно
в мусульманской религиозной
традиции) предназначение женщины
по-прежнему видится в замужестве
и материнстве и считается,
что женщина не должна работать
за плату. Но и там, получившие
образование девушки, предпочитают
искать работу вне дома в
крупных городах.
Без родственных связей
женщине в Индии невозможно
добиться успеха в карьере,
тем более в политической и
общественной сфере. Даже самые
известные женщины Индии, какие
как Индира Ганди и Манека
Ганди, лишь подтверждение этого
факта. В патриархальном индийском
обществе Индира Ганди никогда
не стала бы премьер-министром,
если бы не была дочерью
премьер-министра ДжавахарлалаНеру,
а Манека Ганди не стала
бы министром экологии, если бы
не была невесткой Индиры Ганди.
Власть в Индии всегда была
в руках мужчин. И даже сейчас,
когда Пратибха Патиль стала
первой женщиной-президентом Индии,
многие считают, что ее власть
– всего лишь формальность, поскольку
все государственные решения
принимает правительство и премьер-министр.