Жизненный путь князя Олега

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

Почему выбрана именно эта тема? Я сама себе много раз задавала этот вопрос. Для себя обратила, определила несколько причин, заставивших меня обратиться к этой теме. Одна из них, наверное, решающая, это интерес к данному историческому периоду. Ведь именно о нем складывались легенды и сказания. Кто такой этот правитель Древнерусского государства Олег Вещий. Я попытаюсь изобразить облик в государственном или общественном управлении, его намерения и цели. Каким он был человеком как политик и государственный деятель.

Вложенные файлы: 1 файл

Жизненный путь князя Олега.docx

— 19.75 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

Почему выбрана именно эта тема? Я сама себе много раз  задавала этот вопрос. Для себя обратила, определила несколько причин, заставивших  меня обратиться к этой теме. Одна из них, наверное, решающая, это интерес  к данному историческому периоду. Ведь именно о нем складывались легенды  и сказания. Кто такой этот правитель  Древнерусского государства Олег Вещий. Я попытаюсь изобразить облик  в государственном или общественном управлении, его намерения и цели. Каким он был человеком как  политик и государственный деятель.

 

Жизненный путь князя Олега

КНЯЗЬ ОЛЕГ - ПРАВИТЕЛЬ (879 - 912гг.)

Весть об успехе Рюрика привлекла многих варягов на Русь. Вероятно, среди его окружения находился и Олег, ставший править Северной Русью после смерти Рюрика. Олег пошел завоевывать в 882 г. днепровские земли, захватил Смоленск - город вольных кривичей, и древний город Любеч (на Днепре). Олег хитростью овладел Киевом и убил Аскольда и Дира, а полянам он показал маленького Игоря, сказав при этом: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Судоходный Днепр, удобство иметь сношения с разными богатыми странами - с греческим Херсоном (в Крыму), хазарской Тавридой, Болгарией, Византией пленили Олега, и он сказал: "Да будет Киев матерью городов Российских" (летопись). Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь - с мерей, меря - с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. - днепровских северян, в 885 г. - радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель. На Киев напали угры (венгры), некогда обитавшие близ Каменного пояса (Урала), а в IX в. - восточнее Киева. Они искали новые места жительства. Олег без военных столкновений пропустил этот народ. Венгры переправились через Днепр и завладели землями между Днестром и Дунаем. К этому времени Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство. В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М.Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви. Олег решил напасть на Византию. В 907 г. он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями ("море крови"), осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г.). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства. Этот мир, выгодный русским, был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег со своими воинами - оружием и богами славянского народа - Перуном и Волосом. В знак победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и возвратился в Киев. Народ тепло встретил Олега и единодушно назвал его вещим, то есть мудрым. Затем Олег отправил в Византию своих послов (и как повествуют поздние пересказы летописей) с грамотой, из которой видно, что русские уже не представлялись дикими варварами. Они знали святость чести и имели свои законы, утверждавшие личную безопасность, собственность, право наследия, силу завещаний, вели внутреннюю и внешнюю торговлю. Олег, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждения всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствие. И в старости он казался грозным. Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказав: "Его ли мне бояться?" Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег, в самом деле, был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия. Если владения Рюрика простирались от Эстонии и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова, то Олег завоевал все земли от Смоленска, рек Сулы, Днестра до самых Карпат. Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога). Некоторые современные отечественные историки пытаются по-новому истолковать знаменитую летопись Нестора "Повесть временных лет", говоря, в частности, о "приписывании" Олегу многих побед над соседними племенами и заслуге присоединения к Руси обширных земель. Не соглашаются они также с тем, что именно Олег совершил поход на Царь-град, отдавая лавры первенства Аскольду и смещая дату события с 907 на 860 г. Можно, конечно, сеять сомнения, но не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современника.

 

 
Как можно сказать выразительнее  в похвалу умершего государя. Вещий  Олег вошел в историю России как  истинный герой, деяния которого возвеличили  ее. Уважение к памяти великих мужей  и любопытство знать все, что  до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег, в самом деле, был  ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов  или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей  древности. Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. Присоединив  к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей, Князь  был истинным основателем ее величия. История признает ли его незаконным Властелином с того времени, как  возмужал наследник Рюриков? Великие дела и польза государственная, не извиняют ли властолюбия Олегова? И права наследственные, еще не утвержденные в России обыкновением, могли ли ему казаться священными?.. Но кровь Аскольда и Дира осталась пятном его славы. Но как бы то ни было, Олег остался в русской истории как объединитель северной и южной Руси в одно государство, слава о котором гремела и в Византии, и на Европейском Севере. Из всего этого следует, что Олег был первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, нанес первый ощутимый удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец пытались навязать совершенно чужую русскому народу идеологию - исповедуемый хазарами иудаизм.

Как писала ранее, что с 882 г. по 907 в летописи нет никаких  данных. Но если исходить данными В.Н. Демина «Русь летописная», то князю  Олегу мы обязаны письменностью. Вернее он опирается на летопись Нестора, где в 898 г. Нестор соединил появление  письменности на Руси со времен княжения Олега. Имена солунских - братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом.

Из всего выше описанного можно сделать вывод, что деяния Олега Вещего, верховного правителя созданной им державы, сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными событиями в истории Руси: и тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами поверженного Царьграда, и тем, что именно во время правления получила хождение русская азбука. Он заключил договора с Византией. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут Государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное». Сильно сказано! И главное- правильно! Вот только где же эти герои в наши дни? Где созидатели?

К несчастью, в последнее  время у нас перед глазами  мелькали одни разрушители….

Так склоним же голову в  знак неоплатной признательности перед  великим сыном русской земли  – Вещим Олегом: одиннадцать веков  назад князь – язычник и  воитель жрец сумел подняться  над собственным религиозно –  идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое  стало неизбежным после обретения  ими своего священного сокровища  – славянской письменности и русской  азбуки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

1.И.Н.Ионов «Российская  цивилизация».

2.Н.М. Карамзин «История  государства Российского»

3.Е.В. Пчелов Рюриковичи история династии «1000 лет одного роду»

4.А.Н. Сахаров «Дипломатия  Древней Руси»

5.В.Н. Демин « Русь  летописная»

6.И.Н. Данилевский «Древняя  Русь глазами современников и  потомков (IX-XII вв.)»

7.http://hrono.ru

8.http://www.hronos.km.ru

 


Информация о работе Жизненный путь князя Олега