Жизнь и взгляды Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:44, доклад

Краткое описание

Бога на земле. Единственное, что от него требуется - строгое соблюдение тех повелений неба, которые, по их мнению, заключаются в старых законах. Как только он пытается изменить эти священные законы, так он перестает быть законным сыном неба, и тогда китаец считает себя не только вправе, но прямо обязанным восстать против такого развращенного "сына неба".

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад на тему.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему: «Жизнь и взгляды Конфуция»

 

Введение

Из всех стран  земного шара Китай может похвалиться самой древней цивилизацией. Цивилизация Китая наверное такая же древняя, как египетская, и без сомнения старше вавилонской и ассирийской. Раннее начало цивилизации заслуживает однако меньшего удивления, чем продолжительность ее в течение нескольких тысячилетий. Царства фараонов и могущественных властителей на Ефрате и Тигре исчезли уже более двух тысяч лет тому назад и не оставили после себя ничего, кроме безобразных каменных груд и исполинских памятников с надписями, свидетельствующими о существовании когда-то могущественных народов. В Китае совсем иное дело. Там мы имеем не только памятники, которые громко свидетельствуют о прошедшем величии, там сохранились в полной силе все те законы, которым управлялись древние китайские государства. Китай действительно единственное крупное государство древности, законы которого пережили все перемены и противостояли всем влияниям, которые могли бы ослабить их резкие национальные черты. Хотя Китай несколько раз был завоеван, но ни один из чужеземных властителей даже не пытался ввести малейшее изменение в его законах или его управлении. Европейцам, знакомым только с историей Греции и Рима и современных европейских государств, это кажется с первого взгляда совершенно непонятным. Римляне управляли завоеванными ими странами по-своему, и этому примеру следовали все европейские завоеватели. Но в Китае ни один завоеватель даже не пробовал этого делать, потому что он этим с самого начала подорвал бы возникающую династию. Причина этого, по-видимому, странного факта, что ни один завоеватель не мог поступать в Китае так, как в других странах, заключается главным образом в своеобразных воззрениях, которые с незапамятных времен китайцы имели на положение владетеля относительно своих подданных. На правителя, часто называемого фуму, то есть отец-мать, они смотрят, как на сына неба. Он в глазах китайцев никто иной, как заместитель Бога на земле. Единственное, что от него требуется - строгое соблюдение тех повелений неба, которые, по их мнению, заключаются в старых законах. Как только он пытается изменить эти священные законы, так он перестает быть законным сыном неба, и тогда китаец считает себя не только вправе, но прямо обязанным восстать против такого развращенного "сына неба".

Китай - самая революционная  страна на свете, так как по воззрениям китайцев, подкрепленным и освященным древними китайскими мудрецами, народ  обязан оказывать открытое сопротивление  своему властителю, как только небо выкажет свое неудовольствие сыном, ниспосылая на страну различные народные бедствия, как например, голод, наводнение и тому подобное; ибо на такие  несчастья смотрят обыкновенно, как на последствия испорченности  государя. Пока государь живет добродетельно  и точно исполняет повеления  неба, страна никогда не может быть посещаема подобными бедствиями. Что же касается физического и  духовного блага народа, то за него государь отвечал только себе самому. Зная, какую серьезную опасность  представляли народные бедствия для  династии, государи старались путем  всенародного покаяния и публичных  молений неба о прощении успокоить  гнев народа насчет их действительной или мнимой испорченности. Государь не только властелитель всей нации, которому все должны слепо повиноваться, пока он пользуется благоволением своего отца, т. е. неба, но в то же время он и посредник между небом и людьми. Он один может приносить так называемые великие жертвы, "предназначенные для неба и земли" и в этом отношении он занимает приблизительно то же положение, какое первосвященники Ветхого завета имели у евреев.

Тяжелая ответственность, которую, чувствует всякий китайский  правитель, всегда умеряла произвольные и деспотические мероприятия  и породила зависимость государей  от их министров. Чтобы быть в состоянии  исполнить обязанности своего высокого сана, государь должен быть, по мнению китайцев, самым добродетельным и  в то же время мудрейшим и ученейшим  человеком во всем государстве; и  действительно, в древнейшие времена  государь имел обыкновение избирать себе в преемники самых добродетельных и мудрых из своих подчиненных. Выбранные  таким образом государи, как например, Иау, Хун и Иу, считаются недосягаемыми идеалами добродетели, называются "мудрыми государями", а время их управления считается золотым веком. Их история менее легендарна, чем можно ожидать, судя по отдаленности того времени, когда они жили. Китайцы ведут правильные летописи, и исторические записи начинаются с древнейших времен. Самая древняя из них отмечает вступление на престол Иау, относимое приблизительно к 2230 году до Р. X. Он царствовал всего три года и назначил себе в преемники своего главного помощника. Из этого мы видим, что царская власть еще не была наследственна; это продолжалось, однако, недолго, и уже в 2.204 году до Рождения  Xриста вступает на престол сын умершего властелителя. Вслед за тем мы встречаемся с наследственностью не только императорского сана, но и четырех других званий: герцогского, звания князя, графа и барона. Этих наследственных званий можно было достичь и особыми заслугами или выдающимся умом. Первый министр получал звание герцога, другие высшие чиновные лица - князя, ученые первого разряда - графа и барона! Ученые подразделялись на три класса, из которых лица первого класса получали значительное жалование от государства. Китайцы с древнейших времен высоко ставили ученость, и почти все государи покровительствовали ей. Вообще любовь к науке, особенно к изучению древности, была отличительной чертой китайцев с древнейших времен по сию пору. Благодаря этому рвению к учению, Китай может похвалиться, сравнительно с другими народами, чрезвычайно обширной и весьма разнообразной литературой, касающейся вопросов истории, филологии, философии, политики, естествоведения, искусств и т. д.

Лучшим выразителем китайских  идей и понятий был тот великий  человек, который известен европейцам под именем Конфуций. Очень немногие из всей многомиллионной массы китайского народа не согласились бы искренне повторить заключительные слова  первой главы популярной истории  этого мудреца: "Конфуций, Конфуций! Сколь велик был Конфуций! Ни до, ни после него не было подобного  ему! Конфуций! Конфуций! Сколь велик  был Конфуций!" Все китайцы  считают его совершеннейшим человеком, какой когда либо существовал; он для них воплощение добродетели, совершенства и мудрости. Никогда еще мудрец, не создавший нового учения, не пользовался таким огромным влиянием на народ, какое имел Конфуций на Китай. Его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в его отечестве. В этом и заключается актуальность данной темы.

 

Жизнь великого Конфуция

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве  Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия. 
 
Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция. 
 
Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать. 
 
Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: "Он не имел учителей, но лишь учеников". При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. "Мои счета должны быть верны - вот единственно о чем я должен заботиться", - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. "Быки и овцы должны быть хорошо откормлены - вот моя забота", - таковы были слова мудреца. 
 
"Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься". 
 
В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников "целостными людьми", полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: "Почему тот, кто не задает себе вопросы "почему?", заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: "Почему я его должен учить?" 
 
"Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, - я для того не повторяю". 
 
Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: "Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника". 
 
Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. "Подобно Сократу, он не отбывал "рабочее время" со своей философией. Не был он и "червем", зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа". В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой. 
 
Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее. 
 
Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: "Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом" 
 
Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках: 
"В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. 
В 30 лет - я обрёл прочную основу. 
В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений. 
В 50 лет - я познал волю Неба. 
В 60 лет - я научился отличать правду от лжи. 
В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала".

 

В этом высказывании весь Конфуций - человек и идеал  традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание "воли Неба" к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, "небесными", стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

Учение Конфуция

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. 
 
Учение о человеке

 

Учение Конфуция можно разделить на три тесно  взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное  во всех трех учениях - само Учение о  человеке. 
 
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы: 
  

  1. Распущенные.
  2. Сдержанные.
  3. Глупцы.

 

Приводя примеры, характеризующие  поведение людей, принадлежащих  к определенной группе, доказал это  утверждение и попытался найти  причины данного явления, и, как  следствие, силы, движущие людьми в  процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот  к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в  достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что  ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся". Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: "Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя". На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому. 
 
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

 

  1. Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
  2. Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
  3. Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

 

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу". 
 
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: "Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета". Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: "жэнь" и "вэнь". Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как "благорасположенность". По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - "человечность". Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. "Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица". 
 
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению "жэнь", человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам. 
 
"Вэнь" - "культура", "литература". Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения "вэнь": "Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость". Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних "жэнь" - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних "вэнь" - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность. 
 
Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип "хэ" и противоположного ему "тун". Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах. 
 
"Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ". 
 
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: "Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив". 
 
Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями. 
 
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.  
 
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т.д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.  
 
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать. 
 
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: "Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей". Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать "установленному для них Дао". Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения. 

Информация о работе Жизнь и взгляды Конфуция