Жилищное строительство в СССР в послереволюционный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

В статье затрагивается важнейшая социальная проблема – удовлет-
ворение потребностей трудящихся в жилье после победы Октябрьской революции
и в первые годы Советской власти. Стержень государственной жилищной политики
в этот период составляла ленинская формула .богатой квартиры. - жилье должно
было отбираться у богатых и передаваться для заселения .семьям бедного населе-
ния.

Вложенные файлы: 1 файл

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

ЖИЛИЩНОЕ  СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР

В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1917-1926)*

Аннотация: В статье затрагивается важнейшая социальная проблема – удовлет-

ворение потребностей трудящихся в жилье после победы Октябрьской революции

и в первые годы Советской власти. Стержень государственной жилищной политики

в этот период составляла ленинская формула .богатой квартиры. - жилье должно

было отбираться у богатых и передаваться для заселения .семьям бедного населе-

ния.. Автор на конкретных исторических документах показывает, что молодое совет-

ское государство, не имея материальных, финансовых и иных средств для жилищного

строительства, решало жилищную проблему на основе ликвидации всей системы ка-

питалистического хозяйствования, в том числе, ликвидации жилищной собственнос-

ти и ее полного огосударствления.

Ключевые  слова: жилищное строительство, государственная жилищная полити-

ка, жилищная проблема, коммунальные квартиры.

Во всех официальных документах, научных изданиях советского периода по

отношению к жилищной политике государства всегда отмечалось, что в результате

победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были

созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных

проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье. Звучит категорично и

многообещающе. Но не стыкуется с реалиями. Почему?

Разумеется, однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может: наличие

предпосылок и их практическая реализация зависят от множества объективных и

субъективных причин и факторов, без учета которых всякие оценки будут поверхнос-

тными и не отражающими действительно положение дел. В то же время разобраться в

этом сложном хитросплетении причин и факторов исключительно трудно, но необхо-

димо, чтобы иметь истинное представление о такой животрепещущей проблеме, как

строительство жилья для населения нашей страны.

Первые декреты и постановления Советской власти определили содержание

всей последующей политики советского государства в области жилья, радикально

меняющие формы собственности на жилище. Уже в конце октября 1917 года поста-

новлением НКВД .О правах городских самоуправлений в деле регулирования жи-

лищного вопроса. [1] был разрешен жилищный передел: городские самоуправления

получили право вселять в пустующие квартиры нуждающихся в жилье граждан. Пос-

ледующие декреты отменяли право частной собственности на недвижимость в горо-

дах посредством муниципализации и национализации. Муниципализации подлежа-

ли жилые все здания, за исключением жилых строений, составляющих необходимую

принадлежность промышленных предприятий [2] (они переходили в собственность

государства вместе с промышленными предприятиями, оставаясь в их распоряже-

нии и эксплуатации). Результатом этих декретов стал повсеместный вывод жилища

из гражданского ведения и их сосредоточение в руках государства. Таким образом,

жилищное (городское) строительство по решению советского правительства стало

исключительной прерогативой государства: только государственные органы вправе

* c Камолов С.Г.

106

Вестник № 3

были решать, где, сколько и какого качества следует строить.

Иными словами, содержание жилищной политики сразу после Октябрьской

революции 1917 года определялось несколькими факторами [3], главный из которых

связан с политической идеологией советской власти, в которой стержнем было ого-

сударствлении собственности, .экспроприация экспроприаторов., ликвидация всей

капиталистической системы хозяйствования в целом, в том числе и ликвидация жи-

лищной собственности – не только крупные городские жилые дома, но и отдельные

квартиры, и жилые помещения богатых должны были отойти в собственность госу-

дарства.

Особое значение в этом отношении имеет личное указание В.И.Ленина в наброс-

ках к декрету .О реквизиции теплых вещей для солдат на фронте.: .Богатой кварти-

рой считается также всякая квартира, в которой число комнат равняется или превы-

шает число душ населения, постоянно живущего в этой квартире.[4].

Ленинская формула .богатой квартиры., по сути, стала ключевым пунктом в по-

нимании политических предпосылок отношения советской власти к жилищу. В этой

формуле, утвержденной Петроградским Советом 1 марта 1918 года и опубликован-

ной на следующий день в .Известиях. уже по существу заложено основание жилищ-

ной политики не только в данный период, но и на многие последующие годы. Жилье

должно было изыматься у богатых и передаваться для заселения .семьями бедного

населения..

Специфически был разрешен вопрос с размером комнат в квартире, которые

в домах .буржуев. даже по меркам сегодняшнего дня были достаточно большими

– 25-30 и более квадратных метров. Заселять такие площади из расчета .один человек

– одна комната. было нерационально, поэтому была установлена норма – 20 кв. ар-

шин (10 кв. метров) на взрослого и ребенка до двух лет и 10 кв. аршин (5 кв. метров)

на ребенка от двух до двенадцати лет. [5]. Согласно этой норме, большие комнаты

делились на так называемые .нормальные., в которые заселялась, как правило, одна

семья. Так возник феномен .коммунальной квартиры..

Позже, в 1919 г. эта норма была откорректирована - усилиями Наркомздрава

РСФСР была установлена минимальная величина кубатуры воздуха, необходимой че-

ловеку для нормального самочувствия после ночного сна – примерно 25 - 30 куб. мет-

ров (при меньшем объеме воздуха человек, усваивая за ночь весь кислород и испыты-

вая его недостаток, утром просыпался с головной болью). Исходя из этой кубатуры,

определялась минимальная площадь, необходимая одному человеку. Она составляла

8,0 кв. метра. Эта цифра и стала ориентиром в дальнейших расчетах и решениях по

распределению жилья для органов, занимающихся созданием нового жилища.

Предлагались и другие подходы. Так, в первой половине 1920 г. Научное Бюро

Отдела градостроительства Петрогубсовкомхоза объявило конкурс на составление

проекта планировки участка в 3-й зоне Петрограда с жилищем для пролетариев. В про-

грамме, в частности, указывалось: .Объем воздуха в спальнях должен быть не менее 2

куб. саженей на человека для взрослых и 1 куб саженей для детей. Ни одна из жилых

комнат, в том числе и кухня, не должны содержать менее 2 куб. саженей воздуха. [6].

Эта кубатура, при указанной в задании высоте жилых помещений не менее 4 аршин

(2,84 метра), соответствует 6,83 кв. метрам. В 1920 - июне 1921 г. то же Научное Бюро

проводило в Петрограде конкурс на составление проектов планировки и застройки

образцового поселка-выставки на территории Выборгского района. В программе кон-

курса также было выставлено требование, что кубатура воздуха должна определяться

из расчета 2 куб. саженей на одного взрослого и 1,5 куб. саженей на одного ребенка

[7], что соответствует тем же 6,83 кв. метра на взрослого и 5,12 кв. метра на ребенка.

Вестник № 3

107

В Москве санитарная норма жилой площади, согласно постановлению Прези-

диума Моссовета от 28 июля 1924 года, устанавливалась в 16 кв. аршин, то есть в 8

кв. метров [8]. Эта норма жилой площади являлась юридическим основанием для

дальнейшего разделения больших комнат .богачей. - соответственно увеличивалось

число коммуналок. Все, кто проживал на площади свыше 8 кв. метров, обязаны были

потесниться и сдать излишек жилой площади для заселения нуждающимися, либо

самостоятельно вселить к себе на излишки площади любого человека, даже не родс-

твенника. При этом вселенный жилец обретал право на площадь в данном жилище.

Право на .самоуплотнение. необходимо было реализовать в течение двух недель. За-

тем вопрос о вселении на излишки площади решал не ее съемщик, а домоуправление:

.В случаях, когда площадь помещения дает возможность уплотнения жильцов, со-

гласно существующих норм, квартиро- и комнатопользователям предоставляется 2-х

недельный срок для подыскания сожителей и самоуплотнения. [9].

Таким образом, официальная власть активно использовала инициативу масс

для исполнения своих решений – не нужно ждать пока сотрудник Жилищного Отде-

ла выяснит, что где-то появилась жилая площадь, доступная к заселению, нужно са-

мостоятельно занимать ее, заселяя своими родственниками или знакомыми. Если же

жилая площадь будет занята незаконно, то есть не в соответствии с существующими

предписаниями власти, то, опять же, власти не следует беспокоиться – жильцы дан-

ной квартиры или дома (заинтересованные в обретении оспариваемой площади) сами

донесут куда следует и призовут власть справедливо их рассудить и удовлетворить их

притязания [10].

Несмотря на наличие официальной общероссийской нормы в 8 квадратных мет-

ров, реально, по данным всесоюзной переписи населения в СССР от 17 декабря 1926

г., в среднем на одного человека приходилось 5,9 кв. метра (в Москве - 5,2 кв.метра).

Для провинциальных городов этот показатель был несколько выше – 6.3 кв. метра, а

для фабричных центров, таких, например, как Иваново-Вознесенск, Богородск, Нико-

ла-Павловск (Урал), и Калужское бумажное предприятие и пр., значительно ниже – от

4,5 до 1,5 кв. м.. По данным переписи 1926 г., 158 городов с населением свыше 20.000

жителей имели среднюю площадь 3,7 – 6 кв.м. на 1 чел. [11].

Советская власть активно поддерживала также процесс появления коммун ра-

бочей молодежи: в октябре 1920 г. III съезд РКСМ предложил в целях рационального

улучшения положения подростков-одиночек и вообще рабочей молодежи в жилищ-

ном отношении провести государственное декретирование домов-коммун для рабо-

чей молодежи. В августе вопрос об организации домов-коммун для рабочей молоде-

жи был рассмотрен Центральной комиссией по улучшению быта рабочих, а в сентябре

1921 г. IV съезд РКСМ уже счел необходимым отметить в программе, что дома-ком-

муны способствуют социальному воспитанию рабочей молодежи, так как освобож-

дают ее .из-под разлагающего влияния улицы, мелкобуржуазных настроений семьи,

тяжелых материальных условий … домашнего существования. [12]. Такая политика

дала свои плоды: в 1923 году в Москве в 1075 официально зарегистрированных домах-

коммунах проживало более 40% молодых рабочих (более 100 тысяч рабочего населе-

ния) [13]. Проживание в коммуне в первые годы советской власти было признаком

принадлежности к новому социальному строю.

Специфически решался жилищный вопрос по отношению к советской партий-

ной элите, для которой также создавались коммуны, называемые Домами Совета и

Отелями Совета, для которых использовались самые крупные и наиболее благоуст-

роенные гостиницы. Дома Совета были привилегированным жилищем. Они имели

структуру общежитий с отдельными комнатами, общей столовой и общими кухня-

108

Вестник № 3

ми и были предназначены исключительно для постоянного проживания советских

служащих. Так, в Петрограде, в Первом Доме Совета (бывшая гостиница .Франция.)

в 1917-1920 гг. проживали и работали крупные партийные и советские работники

– Ю.П.Берзин, Н.И.Бухарин, А.С.Бубнов, Ф.Э.Дзержинский, Г.Е.Зиновьев. В Москве

гостиница .Националь. была преобразована в общежитие-коммуну для работников

советского и партийного аппарата - Первый Дом Совета, в котором, по свидетельству

С.З.Гинзбурга, проживали В.И.Ленин, Н.К.Крупская, Я.М.Свердлов, М.И.Ульянова.

Во Втором Доме Совета (бывший отель .Спартак.) имели право проживать только

следующие лица: 1) члены ВЦИК; 2) Члены ЦК РКП; 3) Члены Губкома РКП; 4) Члены

Областного бюро ЦК РКП; 5) Члены Губисполкома; 6) Заведующие отделами Губис-

полкома и их заместители; 7) Члены коллегий отделов Губисполкома; 8) сотрудники

ВЧК и ПВО; 9) командировочные высоких рангов.

Для советских и партийных работников, не занимавшим большие должности и

с небольшим партийным стажем предназначались Отели Совета, имевшие структуру

общежитий комнатной системы с общими кухнями. В 1921 году в Домах и Отелях

Петросовета постоянно проживало 800 человек [14]. В отдельные периоды, связанные

с тяжелой жилищной ситуацией, связанной с массовым разрушением жилого фонда

и постоянным расширением аппарата партийных и советских работников, проводи-

лись .чистки. Домов Совета от .посторонних. лиц с целью оставить в них лишь ра-

ботников с большим революционным и служебным стажем [15].

Таким образом, вскоре после установления советской власти в результате Ок-

тябрьской революции 1917 года в области жилищной политики были заданы пара-

метры, которые окажутся по своей сути неизменными на протяжении нескольких

десятилетий. Будучи лишь нанимателями жилых помещений (в те годы чаще приме-

нялся термин .квариросъемщики. и .комнатосъемщики.), граждане лишались права

самостоятельно решать вопрос об увеличении своего жилища. При этом жилые поме-

щения представлялись по распределению, основанному на экспроприации излишков

жилой площади у их бывших собственников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. СУ РСФСР. – 1917. - №1. – Ст.14. – С.12.

2. Декрет ≪Об отмене прав частной собственности на недвижимости в городах≫ //СУ РСФСР. – 1918.

- №62. – Ст.674.

3. Хотя начало обсуждения жилищного вопроса в России и даже создание общественных организаций,

призванных способствовать его решению, относится к середине XIX века, жилищный вопрос в его

современном понимании возник в России после реформ 60-х годов, связанных с отменой крепостно-

го права и быстрым ускорением России в ее движении по пути экономической и социальной модер-

низации.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.54. – С.380.

5. Известия. – 1918. – 2 марта.

6. Из истории советской архитектуры. 1917-1925 гг. Документы и материалы /Отв. ред. К.Н.Афанасьев.

- М., 1963. - С.78-79.

Информация о работе Жилищное строительство в СССР в послереволюционный период