Житие Александра Ярославича Невского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221—1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.

Вложенные файлы: 1 файл

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.docx

— 37.43 Кб (Скачать файл)

 

Точно также в  Комиссионном списке Новгородской 1-й  летописи младшего извода между летописными  известиями вкраплены отрывки из жития «первоначальной» редакции. Приводим здесь описание Ледового побоища  по Комиссионному списку (разрядкой  отмечается текст идентичный тексту Синодального списка Новгородской 1-й  летописи старшего извода):

«В лето 6750. Поиде князь Александр с новгородци и с братом Андреем и с низовци на Чудскую землю на немцив зиме, в силе велице, да не похвалаются, ркуще: «укорим словеньский язык ниже себе». Уже бо бяше Пьсков взят, и тиюне их посажене. И князь Александр зая вси пути до Плескова; и изгони князь Пьсков, и изима Немци и Чюдь, и, сковав, поточи в Новогород, а сам поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полк всь в за житья; а Домашь Твердислалиць и Кербет быша в розгони убиша ту Домаша, брата посадница, мужа честна, и иных с ним избиша, а иных руками изимаша, а инеи к князю прибегоша в полк. Князь же въспятися на озеро; Немци же и Чюдь поидоша по нех. Узрев [233] же князь Александр и новгородци, поставиша полк на Чюдьском озере, на Узмене, у Воронья камени; и наступиша озеро Чюдское: бяше бо обоих множество много. Бяше бо ув Олександра князя множество храбрых; якоже древле у Давыда песаря силни крепци, такоже мужи Александровя исполнишася духа ратна, и бяху бо сердца им акы лвом: и ркоша: «О, княже наш честный и драгыи, ныне присяге время положити главы своя за тя.» Князь же Александр въздев руце на небо, и рече: «суди, боже, и расуди прю мою от языка велеречьна. Помози ми, господи, якоже древле Моисиеви на Амалика и прадеду моему Ярославу на оканьнаго Святополка. Бе бо тогда день день суботный, въсходящю солнцю, и наихаша полк Немци и Чюдь, и прошибошся свиньею сквозе полк, и бысть ту сеча велика Немцом и Чюде, труск от копий ломлениа и звук от мечнаго сечениа, яко и морю померзъшю двигнутися и не бе видети леду: покрыло все кровию. Се же слышах от самовидца, и рече ми, яко видех полк божий и на въздусе пришдешии на помощь Александрове. И победи я помощью божиего и святой Софеи и святую мученику Бориса и Глеба, ею же ради древле крови прольяша; и немци ту падоша, а Чюдь даша плещи; и гонящися биле на 7 веръст по леду до Соболичькаго берега; и паде Чюди бещисла, а Немець 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород. А бися априля в 5, на память святого мученика Феодула, на похвалу святыя богородица, в суботу».19)

В житии Александра в Новгородской 1-й летописи имеются  дополнения, которые не восходят к  известиям Синодального списка: они  добавлены самим составителем Новгородской 1-й летописи младшего извода. Это  распространенные характеристики Александра и его матери Феодосии:

1) «от Феодосиа матери, боголюбивы правом, доброчестива и богоугодна купне якоже суща, великими просвещаетеся делы, якоже иноческого сподобитися ей чина и принопомнемая Феодосиа, мати князя Александра».20)

2) «Богом въспетанного и богочестивого и богом утвержаемого, и поборника суща православнеи христовеи вере, дражаиишага Александра».21)

Таким образом, составитель  Новгородской 1-й летописи использовал  житие Александра, сохранившее все  эпизоды, в том числе «о 6 муж  храбрых», и о чуде за Ижорой, полную версию рассказа о погребении и чуде.22) Житие было разбито на отрывки и разнесено по погодным известиям. Из него были выпущены такие рассказы, которые полнее и подробнее изложены в Новгородской 1-й летописи старшего извода. Составитель подошел к своей задаче сознательно, создавая образ местнопочитаемого князя как святого [234] воина Русской земли. На полях старшего Комиссионного списка помета: «Сказание о князе Александре». Так составитель, озаглавил составленную им компиляцию жития и летописи. Эту компиляцию следует считать новой, второй редакцией жития князя Александра. В архетипе списков Комиссионного, Академического, и Толстовского, возникшим не позднее 50-х годов XV века, житие уже содержалось. А. А. Шахматов23) предполагал, что заимствования из «первоначальной» редакции жития попали в новгородскую 1-ю летопись младшего извода из свода 1448 года, а в свод 1448 года житие Александра добавлено из общерусского летописца, такого, как Лаврентьевская летопись. К добавлениям в своде 1448 года А. А. Шахматов относит также «Сказание об убиении Михаила Черниговского», известие о кончине Ярослава Всеволодовича в орде под 1246 годом, краткое сообщение о взятии крестоносцами Царьграда под 1204 годом, рассказ о Куликовой битве под 1380 годом. Однако, позднее А. А. Шахматов24) отказался от гипотезы существования свода 1448 года. А. А. Шахматов, а вслед за ним М. Д. Приселков25) и Д. С. Лихачев26) полагают, что основным источником семьи новгородских летописей — Новгородской 1-й, Новгородской IV, Софийской 1-й — был Новгородско-Софийский свод начала 30-х годов XV века. Д. С. Лихачев полагает, что он составлялся при новгородском архиепископе Евфимии.27)

Очевидно, что в  прямых источниках Новгородской 1-й  летописи младшего извода, в Синодальном  списке и Софийской летописи, составлявшейся при дворе новгородского архиепископа в XII—XIV веках (по А. А. Шахматову —  «Софийский Временник»), жития Александра Невского не было. Оно появилось  в результате дополнительной сверки Новгородской 1-й летописи младшего извода по Новгородско-Софийокому своду 30-х годов XV века.

Софийская 1-я летопись первой редакции, составленная в 40-60-х  годах XV века московскими книжниками,28) сохранилась в двух списках XV века — списках Оболенского и Карамзинском. В обоих списках содержится житие Александра Невского, разбитое на эпизоды и объединенное с летописными известиями 1240—1252 гг., т. е. такое же, как в Новгородской 1-й летописи младшего извода. Если Новгородская 1-я летопись младшего извода поместила житие сразу после летописного известия о женитьбе Александра, то Софийская 1-я летопись поместила житие после летописной статьи о взятии Киева Батыем, следующей после статьи о женитьбе Александра.

В Софийской 1-й  летописи также, как и в Новгородской 1-й летописи, пропущен рассказ жития о том, как Александр поехал в орду отмолить у хана воинскую повинность, не использован рассказ: жития о походе на Юрьев в 1262 году, нет известия жития о болезни и смерти князя. Также, как и в Новгородской 1-й [235] летописи, в Софийской 1-й летописи рассказ о смерти Александра читается дважды под 1252 г. и под 1263 г.29)

А. А. Шахматов30) замечал, что в Софийской 1-й летописи полнее использовано житие Александра Невского, чем в Новгородской. 1-й летописи младшего извода. Например, эпизоды жития, опущенные или замененные летописными известиями, в Новгородской 1-й летописи младшего извода, в Софийской 1-й летописи использованы полностью: о разорении града Копорья в 1241 году, об освобождении Пскова и Ледовом побоище рассказывается ближе к тексту жития, чем в Новгородской 1-й летописи. Использован рассказ «об умножении литовского языка», опущенный в Новгородской 1-й летописи. Таким образом, о войне с литовцами в Софийской 1-й летописи сообщено дважды словами жития под 1242 г. и словами летописи под 1245—1246 гг. Подробнее, чем в Новгородской 1-й летописи, использован в Софийской 1-й летописи рассказ жития о поездке Александра Невского в орду.

Искусно пользуясь  текстом и «первоначальной» редакции, и «особой» или проложной редакции жития,31) летописными известиями Новгородской 1-й летописи старшего извода, автор Софийской. 1-й летописи по возможности полнее украшает повествование об Александре. Вместо «князь Александр» в Софийской 1-й летописи везде употреблен полный титул: «великий князь Александр Ярославич» и полным титулом назван «великий князь Ярослав Всеволодович» и «великая княгиня Феодосия». В Софийской 1-й летописи все московские князья именуются великими, последовательно проведена мысль, что московские великие князья ведут свой род от Владимира Святославича, через Владимира Мономаха, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, Дмитрия Донского. В соответствии с этим свод имеет название: «Летописец Русьской земли».

Архиепископ Спиридон назван «Новгородским», царство Батыя  — «державой», в словах митрополита  Кирилла «заиде солнце земли Суздальской», «Суздальской» заменяется на «Русской». В заключительной фразе после слов «иже много тружеся за землю Рускую и за Новъгород и за все городы и за Пысков» добавлено «и за все великое княжение, отдавая живот за правоверную веру». В Софийской 1-й летописи житие Александра начинается с небольшого предисловия, встречающегося еще только в списке сборника Н. П. Лихачева32) и в «особой» редакции: «О велицем князи нашем Александре Ярославиче, о умном и кротком и смысленом, о храбром, тезоименитом царя Александра Макидоньского, подобнике царю Алевхысу, крепкому и храброму. Сице бысть повесть о нем, ему же бяше бог лета приолжил по его правде. И угобзи ему бог дни и чьсти в славу его».

Отдельные места  «первоначальной» редакции жития распространены. [236]

Первоначальная редакция. (по списку, изданному В. И. Малышевым):

Софийская 1-я летопись:

«Тако же князь Олександръ бе побежая непобедим».

«Тако же великий Александр Ярославич бе побежал везде, а непобедим николиже».


Так же читается это  место в «особой» редакции и в  Лихачевском списке. Распространено было описание славы князя Александра.

Первоначальная редакция (по списку, изданному В. И. Малышевым):

Софийская 1-я летопись:

«И нача слышати имя Олександрово по всем страницам и до меря Хуложьскаго и до гор Аравитцких, и обону страну моря Варяжьского и до Рима».

«И нача имя слыти великого князя Александра Ярославича по всем странам: от моря Варяжьскаго и до моря Понтьскаго и до моря Хупожьскаго и до страны Тивериискыя и до гор Араратьских, обону страну моря Варяжьского и гор Аравитьскых, даже и до Рима великого. Распространи бо ся имя его пред тмы тмами и перед тысяща тысящами».33)


Все эти украшения  и добавления, очевидно, привлечены не только с декоративными целями, а с целью возвеличения и прославления Александра Ярославича, как общерусского святого воина. Общерусский характер подвигов Александра в житии проступает на первый план. В создании этих украшений  чувствуется опытная рука московского  книжника, перерабатывавшего новгородский свод. За основу им был взят Новгородско-Софийский  свод 30-х годов XV века, включивший житие  в летопись, но в более полном виде, чем Новгородская 1-я летопись младшего извода.

Таким образом, Новгородская 1-я летопись младшего извода и Софийская 1-я летопись дают нам два варианта совершенно новой редакции жития, значительно  отличающейся от «первоначальной» редакции жития. Назовем их первым и вторым видом второй редакции.

Можно предполагать, что переработка в Новгородской 1-й и в Софийской 1-й летописях  жития Александра Невского связана  с деятельностью архиепископа Евфимия II,34) который пытался поднять интерес к новгородской старине и к местным святым, учредив обряд поминания новгородских князей и святителей, в том числе Варлаама Хутынского и архиепископа Иоанна, князя Александра и его матери Феодосии, похороненной в Юрьевском монастыре. Обработка жития святого князя Александра связана с притязанием [237] Евфимия на исключительную роль Новгорода и старшинство новгородской архиепископской кафедры.

Итак, жития Александра Невского не содержалось в Новгородских летописных сводах XIII—XIV веков. Новая, вторая редакция жития Александра Невского составлена для летописи в 30-е годы XV века сводчиком Новгородско-Софийского свода на основе списка жития «первоначальной» редакции, близкого к списку жития, изданному В. И. Малышевым,35) и известий Новгородской 1-й летописи старшего извода.

При использовании  второй редакции жития князя Александра Невского в качестве исторического  источника необходимо принимать  во внимание, во-первых, новгородский характер этой редакции, во-вторых, ее вторичность (по отношению к тексту «первоначальной» редакции). Изучению древнейшей «первоначальной» редакции жития по всем спискам в  сборниках и летописях необходимо посвятить специальное исследование.


Информация о работе Житие Александра Ярославича Невского