Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 10:18, задача
В 328 г. до н.э. римский гражданин С. заключил договор "нексум" с римским гражданином Д. Когда через год пришел срок уплаты долга, гражданин отказался его выплачивать, ссылаясь на неурожай. Как в этом случае должен поступить гражданин Д. согласно Квиритскому праву? Какую роль во взыскании долга играл суд? Какова судьба договора "нексум"?
ВАРИАНТ № 4.
Гражданин Д. должен обратиться в суд с иском. По трактовке законов 12 таблиц, поле признания должником долга или после вынесения по делу судебного решения должнику будут даны 30 льготных дней в течении которых он обязуется вернуть долг. Если в период этого времени он его не возвращает, то истец приводит должника в суд (наложение руки). После этого, если никто не поручится за должника, то истец ведет его к себе и одевает на него колодки или кандалы. В оковах должник содержится до 60 дней, ему дается право примирится с кредитором. В течение этого срока должника выводят на Комиций к претору три базарных дня подряд, и при этом объявлялась сумма его долга (может, кто захочет вернуть за него долг). В третий базарный день должника продавали в рабство или предавали смертной казни. [Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, Законы 12 таблиц. 3 таблица].
Нексум -- (лат. nexum) — в древнейшем римском праве (по законам Двенадцати таблиц) долговое обязательство под залог личной свободы, т.е. самозаклад должника. Это долговое рабство отмечалось особой суровостью. Ликвидация долгового рабства стала острым вопросом борьбы. Римский историк Тит Ливий рассказывает, что как-то кредитор вывел на площадь старого воина, истощенного от «бедности и худобы». Оказалось, что разорение его постигло от войны, податей и непосильных процентов. Должник показал обезображенную от побоев спину. Видя и слыша это народ поднял сильный крик. Должники в оковах и нет, бросились на площадь и стали просить защиты у квиритов. Римская правящая верхушка пошла на уступки. В 326 г. До н.э. (через 250 лет после реформы Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). С этого времени ответственность должника ограничивается его имуществом.
Салическая правда -- представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и поэтому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев. Судебник состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав.
Основными областями судебного контроля стали преступления на личной или имущественной основе и соответствующие наказания за них, имущественные обязательства и наследование, обязанности родственником по оказанию помощи по возмещении имущественного ущерба или лично-телесного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба.
Салическая правда, по легенде, cоставлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания.
Сборник был написан на латыни, это давало возможность заимствования из римских правовых конституций при общей сохранности права.
Весь сборник заполнен в
В салической правде в системе
наказаний отдавалось
Под преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.
Главная цель штрафа у германцев – предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».
«Каролина» (судебное уложение императора Карла V) – представляет собой судебно-наказательное уложение законов империи, предназначенное для руководства в судах империи для судей и шеффенов. Оно состоит из 219 статей, примерно треть из них посвящены карательному праву, остальные – судебно-процессуальному регулированию.
Уложение составлено в жанре наставления императора, написанное по его же просьбе учеными-юристами и предназначенного для использования на всем пространстве империи.
Рассматривая «Каролину» в уголовно-правовом аспекте можно сказать, что данный источник права имел очень разветвленную и сложную систему наказания за совершенные преступления. Жестокость наказаний была необычной даже для мрачной эпохи средневековья. В зависимости от тяжести совершенного преступления «Каролина» включала следующие виды наказания:
1. Смертная казнь:
— отсечение головы;
— повешение;
— сожжение;
— утопление;
— четвертование;
— колесование;
— забивание кольями;
— закалывание;
— сажание на кол;
— погребение заживо.
2. Членовредительные и телесные.
— отрезание языка;
— обрезание ушей;
— обрезание носа;
— выкалывание глаз;
— обрубливание пальцев и рук.
3. Позорище:
—
выставление у надзорного
4. Изгнание из страны.
5. Штраф.
В качестве дополнительных мер наказания использовалось:
— тюремное заключение;
— терзание каленными клещами;
— волочение к месту казни.
Особое предпочтение отдавалось физическим наказаниям с особой жестокостью.
Рассматривая два свода законов «Каролина» и «Салическая правда» принятых соответственно во Франкском феодальном государстве и в Германии в период перехода к феодальному государству, мы видим очень большую разницу в системе преступлений и наказаний и в производстве судебного процесса.
После
рассмотрения германского
Отличительной чертой «Салической правды» является неполнота, фрагментарность изложенных норм права. Правовые обычаи записывались в форме конкретных юридических казусов. Казуальная форма построения. Штрафные санкции за преступления были строго установлены в определенном количестве солидов.
Что касается уголовного процесса, то «Салическая правда» носила обвинительный характер, в то время, как «Каролина» заменила состязательный процесс на инквизиционно-пыточный характер. Пытка официально признавалась универсальным способом получения доказательств, признания. В свою очередь такое признание считалось главным доказательством вины.
В период развития феодальных отношений в основном все своды законов были направлены против низших слоев населения (крестьян, рабов), а также на улучшение положения феодалов, что еще раз подтверждало о привилегии высших слоев населения перед низшими слоями.