Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:52, реферат
В рай-х первоначального поселения славян на Балканах в VI-VII вв. сформировались первобытнообщинные родоплеменные образования, представляющие собой ед-во географического, этнического и экономического эл-тов. Племена состояли из соседских общин, состоящих в свою очередь из задруг – больших патриархальных семей. Задруга, как писал Энгельс, образовала переходную ступень от семьи, основ-й на групповом браке и материнском праве, к индивидуальной семье современного типа.
1. Образование Сербского государства.
2. Общая характеристика памятника (причины создания, источники, система)
3. Общественный строй Сербии по нормам Законника.
4. Право собственности и обязательственное право.
5. Система преступлений и наказаний.
6. Суд и процесс.
«Законник» устанавливал строго территориальную подсудность (исключая церковь), только для городов давалась привилегия на собственный суд. Судьям предписывалось «судить по Законнику, справедливо и не судить по страху моего царского величества», а также специально – «надзирать и защищать убогих и нищих».
Одна из статей «Законника» оговаривала его верховную силу даже по отношению к новым царским грамотам. Руководствоваться указами и грамотами, отменяющими правила «Законника», судьям не полагалось. Такой приоритет сводного закона, кодекса также был в значительной степени новым не только для Сербии, но и для всего славянского права той эпохи.
«Законник» устанавливал строго территориальную подсудность (исключая церковь), только для городов давалась привилегия на собственный суд. Судьям предписывалось «судить по Законнику, справедливо и не судить по страху моего царского величества», а также специально – «надзирать и защищать убогих и нищих».
Обвинительный процесс сохранился в судах, где сторонами были свободные люди, в частности в городских судах. Иначе было в отношении несвободных, и прежде всего отроков. Они судились своими господами. Зак-к (ст. 103) предписывал передачу отроков, обвиненных в разбое, убийстве и других тяжких преступлениях, царскому суду. Религиозные преступления рассматривались церковными судами.
В больших делах требовалось наличие 24 поротников (присяжных), в малых 12, а в самых меньших 6 (ст. 153). Мирить стороны запрещалось. Законник обязывает поротников либо оправдать, либо обвинить. Решение принималось по большинству голосов. Суд поротников (суд присяжных) был судом сословным и применялся только в спорах между свободными людьми. Законник требовал, чтобы в числе поротников не было ни родственников, ни врагов. За несправедливое оправдание преступника, когда оно было умышленным или по подкупу, поротники несли уголовную ответственность (ст.56). К сторонам, в зависимости от их классовой принадлежности, был различный подход. Властелю следовало сообщить содержание иска или обвинения, в связи с которым он вызывался в суд. В отношении представителей других слоев населения этого не требовалось. Властель должен был быть вызван в суд в подходящее для него время, чтобы у него была возможность подготовить защиту
В судах (царских и церковных) получили свое развитие начала розыскного процесса.