Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:28, контрольная работа

Краткое описание

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не было. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману – мифический бог).

Содержание

Введение………………………………………………………...………………3 стр.
Общая характеристика……………………………………………...…………..4 стр.
Структура………………………………………………………………………..6 стр.
Имущественное и обязательственное право………….………………………9 стр.
Брачно-семейные отношения………………………………………………....11 стр.
Уголовное право…………………………………………………….…………12 стр.
Организация суда и правила судопроизводства………………………….…14 стр.
Местное управление…………………………………………….…………….16 стр.
Армия………………………………………………………….……………….17 стр.
Варны и группы населения Индии…………………………………..……….18 стр.
Заключение……………………………………………………….……………21 стр.
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС Законы Ману.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 Допускалось самоуправство (кулачное право), однако при соблюдении некоторых правил. Кредитор мог употребить хитрость, принуждение (путём захвата сыновей, животных либо осады дома должника), силу. О последнем способе в сборнике говорится следующее: «…схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долг» (VIII, 176)

Показания свидетелей учитывались  при наличии их кастовой совместимости. Женщины должны были свидетельствовать  о женщинах, члены касты о равных себе по статусу. Клятвы имели различие в своём словесном оформлении: брахман клялся своей правдивостью, иначе ему угрожал грех, распространяющийся на 100 последующих поколений; кшатрии клялись сохранностью колесниц и оружия, вайшьи – коровами, зерном и золотом, шудры – всеми тяжкими преступлениями. Если не было достаточных вещественных доказательств, сборник советовал следить за тем, как отвечает на вопросы обвиняемый, - «по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи» следовало улавливать его сокровенные мысли (Законы Ману. VIII, 25, 26).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местное управление.

Особой сложностью в  империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним  система местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый  окружным начальником, "думающим о  всех делах", в его обязанности  входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход "с города" (Законы Ману, VII, 119).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армия.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны  и грабеж других народов рассматривались  как важный источник процветания  государства. Почитался царь — мужественный воин, добывающий силой "то, что он не имеет" (Законы Ману, VII, 101). Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат (VII, 97).

Армия комплектовалась  из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий" (VIII, 348).

Армия выполняла и  функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи  с этим среди "двух, трех, пяти, а  также сотен деревень" (VII, 114).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варны и группы населения Индии.

Законы Ману различали  четыре варны, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие образования  – касты. Основные варны:

  • Жрецы (брахманы, «чистые»)
  • Воины (кшатрии)
  • Вайши (ремесленники, земледельцы, купцы)
  • Бедняки (шудра, «нечистые»)

Желая сохранить чистоту  арийского племени, индусы строго соблюдали  варно- кастовое деление, исключая из этой иерархии рабов. Законы Ману объясняли социальную иерархию происхождением каст из отдельных частей высшего существа – Брахмы. Из уст Брахмы созданы брахманы, из рук – кшатрии, из бёдер – вайши, из ног – шудру.

В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания.

 Ст. 415, гл. VIII:

«Захваченный под знаменем (дхваджахарта)1, раб за содержание (бхакта-даса), рожденный в доме (грахаджа)2, купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (паитрика), и раб в силу наказания (данда-даса)3 – таковы семь разрядов рабов.»

Право хозяина распоряжаться  жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой верной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг.

В буддийской и джайнистской литературе древности описывается  высокое положение богатых купцов, которые, вопреки представлениям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и  эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, Законы Ману и Артхашастра – самые известные и самые комментируемые источники древнеиндийского законодательного и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития юридических и политико-прагматических и социологических конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Крашенинникова Н., Жидкова О. «История государства и права зарубежных стран»
  2. Батыр Кабир Ибрагимович, Исаев Игорь Андреевич и др. «История государства и права зарубежных стран»
  3. Графский В.Г. «Всеобщая история государства и права»
  4. Хропонюк В.Н. «Всемирная история государства и права»: учебное пособие для ВУЗов
  5. Аннерс Э. «История европейского права»
  6. Скрипилёв Е.А. «История государства и права Древнего Мира»
  7. Сизиков М.И. «История государства и права»
  8. Коростовцев М.А. «Хрестоматия по истории Древнего Востока»
  9. Каширина Т.В. «История государства и права зарубежных стран»

 

 

 

 

 

 

1 Т.е. военнопленный.

2 Рождённый рабыней.

3 Не могущий уплатить штраф или долг – и за это обращённый в рабство.

 


Информация о работе Законы Ману