Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:34, реферат
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.
Законы Ману - это один из известнейших памятников древнеиндийской литературы и исторический источник.1 Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Законы Ману: общая характеристика………………………………..4
Публичное право по законам Ману…………………………………..7
Уголовное право и процесс по законам Ману……………………….8
Обязательственное, наследственное и вещное
право по законам Ману…………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………14
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершённое над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора или ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и нанесение телесных повреждений. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Но Законы Ману знали необходимую оборону: убийство при защите себя, женщин, детей и брахманов, охране жертвенных даров не наказывалось.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы Ману устанавливают суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законами Ману предписано применять наказание с учётом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».
Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание определялось кастовой принадлежностью как преступника, так и пострадавшего. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется позором, выражавшимся в бритье головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение живым, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительные наказания (отсечение пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.
Законы Ману дают общее представление о судебном процессе того времени. В Древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные.
Отделение суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами и наиболее близкими советниками. Более низкой в судебной иерархии была особая коллегия - «сабха» - во главе с брахманом, кроме которого, в её состав входило ещё трое судей. Все они должны были принадлежать к кастам «дважды рождённых». Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Царь как высший судья имел право ежегодно объявлять амнистии.
Законы Ману называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие, не отдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом; спор о границе участка; клевета и оскорбление, прелюбодеяние, насилие, кража; раздел наследства, игра в кости и битьё об заклад (всего называется 18 поводов судебного разбирательства). Дела тяжущихся сторон рассматривались согласно порядку каст.
Во всех административных единицах (в том числе в общине, объединявшей каждые 10 деревень) должна была назначаться судебная коллегия из трёх человек. Кроме того, специальные судьи разбирали дела о преступлениях, они же «осуществляли надзор за ворами». Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных притонах.
Большинство дел рассматривалось общинными судами, носившими также кастовый характер.
Основным источником доказательства служили свидетельские показания. Законы Ману весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала кастовой принадлежности свидетеля. Тяжким грехом считалось лжесвидетельство, равно как и несообщение суду известных сведений. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательства мог применяться «божий суд» (ордалии), виды которого в Законах Ману указаны следующие: испытание огнём, весами, водой и некоторые другие.
4.Обязательственное, наследственное и вещное право по законам Ману.
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:
Виды договоров:
Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.
В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности, мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении десяти лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, все нормы Законов Ману имели кастовый характер. В Древней Индии кастовая принадлежность человека значила даже больше, чем то, являлся ли он свободным или рабом. Каста имела значение в обязательственных нормах (так, чем выше каста должника, тем ниже взимался процент по договору займа и тем легче были условия возврата долга), а также в уголовном праве.
Для Законов Ману характерно отражение развитых собственнических и обязательственных отношений. Например, широко регулируется договор займа, известны договоры работы по найму, аренды (преимущественно это относилось к земле), купли-продажи. Также в уголовном законодательстве существует разделение умышленного и неосторожного преступления, понятие повторного совершения преступления и соучастия, но степень тяжести преступления определяется рядом условий, в том числе и кастовой принадлежностью преступника и пострадавшего. Наиболее значительной регламентацией отличается ответственность за посягательство на личность и на собственность.
В то же время присутствуют черты, которые характерны для всех древних кодификаций: религиозный характер норм права и их неотделимость от поучений, не носящих правового характера; отсутствие различия между гражданским и уголовным процессом; сохранение ряда старых традиций, в том числе «божьего суда», порядка коллективной ответственности общины; отсутствие разделения уголовных и политических (государственных) преступлений; допускается по договору займа получение кредитором своего долга любыми способами, в том числе и хитростью (кредитор мог даже похитить у должника какое-либо имущество или даже кого-то из членов его семьи, чтобы обеспечить возвращение долга); в качестве одного из семи оснований приобретения права собственности входит получение милостыни и др.
Список литературы.
1 1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учебник по специальности «История». – М.: Высшая школа, 1994.
2 Древние индийские афоризмы/Сост. и пер. А.Л.Сыркина. – М.: 1999. – С.20, 22.