Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:23, контрольная работа
Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редак¬ции к середине II в. н.э.
Целью данной работы является изучение и, в результате, понимание данной темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ МАНУ 4
2. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 8
3. ВАРНЫ И ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ В ИНДИИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ МАНУ 4
2. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 8
3. ВАРНЫ И ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ В ИНДИИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ВВЕДЕНИЕ
В Древней Индии
понятие права как
Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.
Целью данной работы
является изучение и, в
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ЗАКОНОВ МАНУ
"Законы Ману" (Манава-дхарма-шастра, или Ману-смрити) – самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами–индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. 1 Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний. В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родовые институты, происходили изменения в идеологии и т.д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры, основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль – лапидарность. Дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармашастры – правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э. – II в. н.э. в науке утвердилась. При том не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (ХП-XIII вв.), Нараяны (XIV в.). Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (ХVП-ХУШ вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. Многочисленные манускрипты с текстом “Законов Ману”, сохранившиеся в Индии, отличаются единством – различия в них невелики. Источник написан на санскрите в виде стихов (шлок).
Законы Ману были составлены в I в. до н.э. в форме двустиший. Окончательную редакцию текста датируют серединой II в. н.э. Авторами законов считаются жрецы одной из древнейших брахманских школ. Этот источник объединял 12 глав, состоявших из 2685 статей. Кроме правовых норм источник содержал обширную информацию относительно морали, религии, этики и политике. Сами правовые нормы переплетались с религиозными текстами.
Структура законов Ману:
Глава I содержит сведения о мироздании, о происхождении 4 варн и главенстве брахманов.
Глава II повествовала о воспитании индуса путём приобщения его к ведической культуре. Только после изучения Вед индус считался подготовленным к дальнейшей духовной жизни. В этой же главе говорится о роли обычаев, ритуалов, о «священной мудрости» дхармашастр (писаний о дхарме).
Глава III содержит предписания семейной жизни, рассказывает о правильных (анулома) и неправильных (пратилома) браках.
Главы IV-VI излагают способы сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о поддержании порядка, содержит советы по налоговым, военным, административным делам.
Глава VIII раскрывает 18 поводов для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребёнка, женщины и священника-брахмана).
Глава IX рассказывает о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.
Глава X содержит общие требования к поведению дваждырождённых (три высшие варны); семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие для всех четырёх варн.
Глава XI регулирует образ жизни касты неприкасаемых (четвёртая варна - шудры).
Глава XII содержит предписания относительно культа, ритуалов, говорит об ответственности человека за недостаточный контроль над своими мыслями и словами.2
Согласно толкованиям знатоков Вед, дхарма входит в состав риты (рты), основного справедливого закона, направляющего жизнь Вселенной и всего, что в ней содержится. Дхармы имеют несколько разновидностей. Сакральные дхармы (учение, приношение жертв и раздача даров) входят в обязанности прежде всего брахманов. Дхармы мирские включают уплату налогов (в шестую долю доходов), охрану всех живых существ (в том числе родственников, душевнобольных, неспособных к оплодотворению и др.) В обязанности кшатриев входит исполнение наказаний (X, 70). Однако существуют дхармы для всех четырёх варн одновременно. В шлоке 63 гл. X говорится: «Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырёх варн, - объявил Ману». И рядом, в шлоке 58, даётся перечень запретных поступков и чувств: «Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению». Таким образом, исполнение обязанностей и правильное поведение с точки зрения морали порождают правильные последствия и сохраняют гармонию человека с вселенским порядком, с правилами (рта) и долгом (карма).
Веды и связанную с ними литературу создали пришлые племена ариев (вначале «арья» означало «земледелец», затем – «благородный»). Они же участвовали в распространении учения и варнах и четырёх степенях земного совершенства (стадиях прохождения земного пути):
2. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Большое внимание в Законах Ману уделялось брачно-семейным отношениям. Брак носил патриархальный характер. Женщина была лишена имущественных, личных, гражданских прав. Глава семьи мог продать в рабство как жену, так и детей. Древнеиндийское общество знало две основные формы брака: брак, основанный на взаимном согласии супругов и заключённый в торжественной обстановке, и похищение невесты. Правильным считался брак между представителями одной варны. Смешанные браки осуждались и влекли утрату привилегированного статуса одного из супругов. Для женщины брак был нерасторжимым. Мужчина мог оставить жену в оговорённых законом случаях: если жена была бесплодной в течение 8 лет, если она рожала мёртвых детей в течение 10 лет, если она рожала только девочек в течение 11 лет, если супруга была сварлива и ненавидела мужа. Закон запрещал вдовам повторно вступать в брак. На мужчин этот запрет не распространялся.4 Власть отца в семье была значительной и беспрекословной. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты верёвкой и бамбуковой палкой» (VIII, 229). Наследство делилось поровну между сыновьями. Имущество, приобретённое учёным трудом или в виде дара от друга, а также свадебный подарок считались неделимыми. Дочерям выделялось приданое. В случае смерти жены муж женился на её сестре. По Законам Ману сыновья умершего наследовали в равных долях. Дочери получали свою часть наследства в виде приданого.
3. ВАРНЫ И ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ В ИНДИИ
Законы Ману различали четыре варны, которые, в свою очередь,
подразделялись на более мелкие образования – касты. Основные варны:
Желая сохранить чистоту арийского племени, индусы строго соблюдали варно- кастовое деление, исключая из этой иерархии рабов. Законы Ману объясняли социальную иерархию происхождением каст из отдельных частей высшего существа – Брахмы. Из уст Брахмы созданы брахманы, из рук – кшатрии, из бёдер – вайши, из ног – шудру.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания.
Ст. 415, гл. VIII:
«Захваченный под знаменем дхваджахарта (т.е. военнопленный.), раб за содержание бхакта-даса, рожденный в доме грахаджа(Рождённый рабыней.), купленный крита, подаренный датрирна, доставшийся по наследству паитрика, и раб в силу наказания данда-даса (Не могущий уплатить штраф или долг – и за это обращённый в рабство.) – таковы семь разрядов рабов.»6
Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой верной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг.
В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки представлениям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов».7 О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Законы Ману – самые известный и самые комментируемыей источник древнеиндийского законодательного и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития юридических и политико-прагматических и социологических конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.
Так, изучив данную тему можно сделать вывод, что Законы Ману, хоть и достаточно категоричны, и некоторые из них можно назвать совершенно неприемлемыми, но и некоторые из них неплохо было бы ввести числу современных законов. Например те, что касаются уважения старших, супружеской верности и др. Конечно, наказания в Законах очень жестоки, и это можно объяснить тем, что в противном случае они не были бы так чтимы. Ну и помимо всего этого не стоит забывать о том, что помимо Законов Ману действовали ещё и традиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История государства и права зарубежных стран., Батыр К.И., Исаев И.А., Кнопов Г.С. и др., 2003г
2. Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежных стран): Учебник. 2-е изд., Черниловский З.М., перераб. И доп.- М.: Высш.шк., 1983.
3. Хропонюк В.Н. «Всемирная история государства и права»: учебное пособие для ВУЗов
4. Всеобщая история государства и права. Учебник для ВУЗов., Графский В.Г., Издательство: «Норма» , г.Москва 2003г
5. История государства и права зарубежных стран: Учеб. Пособие. Шатилова С.А. ИНФРА, Москва, 2005г