Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:37, контрольная работа
Кодекс царя Хаммурапи является одной из значительных вех мировой истории. Хаммурапи правил в долине Евфрата, автохтонными жителями которой были шумеры. Этот народ создал высокоразвитую цивилизацию. Они начали строить дома из кирпичей на тысячу лет раньше любого другого народа, жили семейными общинами и создали города-государства.
Введение. _______________________________________________________3
Государственный строй Вавилона. ________________________________4
Законы Хаммурапи.______________________________________________4
Право собственности. ____________________________________________5
Обязательственное право. ________________________________________6
Брачно-семейное право и наследственное право. ____________________7
Уголовное право и процесс._______________________________________9
Заключение ____________________________________________________11
Список использованной литературы ______________________________11
Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него.
Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами. И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство .
Известными имущественными
Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи.
Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел, а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание.
Уголовное право и процесс.
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Клятва могла освободить от преследования человека, "не удержавшего беглого раба", пастуха, не сохранившего стадо по не зависящим от него причинам, разрешить спор между арендатором и арендодателем о взыскании убытков, снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, и пр.
Отказ от дачи клятвы в суде означал потерю спорной вещи или суммы, отказ от ордалии — признание вины. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию.
Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:
- против личности;
- имущественные;
- против семьи.
Среди преступлений против личности законы
называют неосторожное убийство (об умышленном
ничего не говорится). Довольно подробно
в законах говорится о различного рода
членовредительствах: о повреждении глаза,
зуба, кости. Во всех случаях при определении
наказания действовал принцип талиона:
виновного постигала та же участь, что
и потерпевшего. В случае причинения побоев
с преступника взимался определенный
штраф.
К имущественным
преступлениям, указанным в законах, следует
отнести кражу скота, рабов. Укрывательство
рабов, снятие с них клейма законы определяли
как преступные действия. Отличным от
кражи преступлением законы называли
грабеж. Все имущественные преступления
наказывались очень сурово. Это была либо
смертная казнь, либо членовредительство,
либо огромный штраф, многократно превышающий
стоимость украденного, заплатить который
мог далеко не каждый. В случае неуплаты
такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений,
подрывающих устои семьи, законы называют
прелюбодеяние (причем только со стороны
жены), кровосмешение (например, связь
матери с сыном, отца с дочерью и между
другими близкими родственниками). Названы
преступлениями действия, подрывающие
отцовскую власть (сын, ударивший своего
отца, лишался руки).
При определении наказания
законодатель довольно часто руководствовался
принципом талиона. Основным видом наказаний
являлась смертная казнь в самых различных
вариантах: сожжение, утопление, посажение
на кол; членовредительские наказания,
штрафы, изгнание.
Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. По замечанию известного востоковеда Дж. Брестеда, широкое распространение письменности в государственном делопроизводстве, в религии и коммерции создавало во все времена классовое различие между неграмотными и образованными.
Заключение
"Законы" стали итогом всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу, прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи
"Законы" на
долгое время послужили
Таким образом,
сборник Законов Хаммурапи в
целом был продуктом зрелой стадии
эволюции древнего общества, в котором
сложились устойчивая классовая
структура, упорядоченные отношения
между социальными группами жрецов,
воинов и земледельцев.
Список использованной литературы
1. История государства и права зарубежных стран. К.И.Батыр: 4-е изд.,перераб. И доп. –М.: Проспект 2003г.
2. Всеобщая история государства и права. Черниловский З.М. - М., Юрист, 1996 г.
3. Всеобщая история права и государства. Графский В.Г. - М., Норма, 2000 г.
4. Всеобщая история права и государства Омельченко О.А.: Учеб. в 2-томах. - 3-е изд., испр. - М.: ТОН - Остожье, 2000 г. Т.1.
5. История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих цивилизаций. / Под ред. И.М. Дьяконова. Ч. 1. Месопотамия.- М., Наука, 1983 г.