Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:21, реферат

Краткое описание

Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.1
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Вложенные файлы: 1 файл

Zakony_Khammurapi.docx

— 16.06 Кб (Скачать файл)

Законы Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием  сборника законов. Первая кодификация  была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация  не сохранилась. Известные законы Хаммурапи  относятся к концу его царствования.1

Внешне  кодекс представляет собой черный базальтовый  столб, обнаруженный в 1902 году французской  археологической экспедицией в  г. Сузы - древней столице Элемского  царства (территория современного Ирана).

Один  из участников экспедиции вспоминал: "Это  была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой  стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных  знаков...".

Судебник  начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и  царя, боги передали Хаммурапи царскую  власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения  со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в  Вавилонии "справедливость", мир  и благополучие населения. Далее  следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное  и административное право). Кодекс завершается  подробным заключением.

Судебник Хаммурапи затрагивает  самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.2

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному  праву. Статьи 196-214 содержат положение  о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям  труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие  вознаграждение и ответственность  врача, ветеринара, строителя, статьи о  найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда  и о рабах.

Особенностью  древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный  фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата  и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что  было обусловлено ирригационной  системой земледелия. Государство в  лице царя являлось верховным собственником  воды, организатором ирригационных  систем, и община распоряжалась водой  для нужд земледелия под контролем  царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право  на различные повинности в пользу государства.

Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально  каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание  свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только  владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального  положения, полноправным.

Об экономическом  неравенстве и об обнищании части  полноправных общинников свидетельствует  значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и  коллективной (храмов), так и в  частной собственности. Их ряды пополнялись  главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества  господина, которое можно было отчуждать  и передавать по наследству.

Материальной  основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли  храмов.

Все государство  было разделено на области, во главе  которых были поставлены царские  наместники. Главной заботой наместников  было поддержание в порядке ирригационных  сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме  того, они следили за сбором царских  доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские  функции по поддержанию общественного  порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской  воли на места посылались специальные  гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском государстве  сохранились и органы общинного  управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его  глава - рабианум - назначался царем. К  ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением  царских повинностей, а также  исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного  порядка.

1 Белявский В.А. тайны Вавилона. – М.: Вече, 2001 – с.56.

2 Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 2006. – с. 32.


Информация о работе Законы Хаммурапи