Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:21, реферат
Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.1
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).
Законы Хаммурапи
Правление
царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием
сборника законов. Первая кодификация
была создана на втором году правления;
это был год, когда царь «установил
право в стране». Данная кодификация
не сохранилась. Известные законы Хаммурапи
относятся к концу его
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).
Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".
Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.
Судебник Хаммурапи
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.2
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Особенностью
древневавилонского общества являлось
превращение государства в лице
царей в крупнейшего
Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.
Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.
Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.
Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.
Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.
Все государство
было разделено на области, во главе
которых были поставлены царские
наместники. Главной заботой наместников
было поддержание в порядке
Для контроля
над деятельностью местных
В древневавилонском государстве
сохранились и органы общинного
управления. Органом общинного управления
являлся общинный совет, однако его
глава - рабианум - назначался царем. К
ведению общинного совета относилось
управление неразделенной общинной
землей, разрешение земельных споров
и споров о пользовании водой,
сбор налогов, наблюдение за исполнением
царских повинностей, а также
исполнение судебно-полицейских функций,
в частности поддержание
1 Белявский В.А. тайны Вавилона. – М.: Вече, 2001 – с.56.
2 Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 2006. – с. 32.