Зарождение воспитания в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:28, курс лекций

Краткое описание

Современная мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория и психологическая теория . Представители эволюционно-биологической теории связывали воспитательную деятельность людей первобытного общества с инстинктивной заботой о потомстве, присущей высшим животным. Сторонники психологической теории объясняли происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.docx

— 16.26 Кб (Скачать файл)

ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В  ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

 

 

 

 

 

Тысячелетия отделяют нас  от того времени, когда на Земле появился человек современного типа. К этому  периоду (40-35 тысяч лет назад) относится  и зарождение воспитания как особого  вида человеческой деятельности.

 

 

Восстановление картины  воспитания в первобытном обществе осложняется отсутствием серьезных  источников, письменных свидетельств.

 

 

Современная мировая наука  предлагает несколько концепций  происхождения воспитания. К числу  традиционных относятся эволюционно-биологическая  теория  и психологическая теория . Представители эволюционно-биологической  теории связывали воспитательную деятельность людей первобытного общества с инстинктивной  заботой о потомстве, присущей высшим животным. Сторонники психологической  теории объясняли происхождение  воспитания проявлением у детей  бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях  утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку  вещей. Как писал в этой связи  П. Монро, «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет  сознания прошлого и будущего. Его  воспитание есть лишь приспособление к среде».

 

 

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать  при рассмотрении вопроса о происхождении  воспитания преемственность между  формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и  у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые  отличали человеческое воспитание при  его зарождении в виде особого  вида деятельности.

 

 

Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков  человека был предопределен его  миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался  как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему  существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки  педагогической мысли развивались  только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому  воспитанию и проявлялись в традициях  и фольклоре.

 

 

Воспитание зародилось как  физическое, умственное и нравственно-эмоциональное  взросление. Первоначально (2-3 млн. лет  назад в эпоху выделения человека из животного мира) воспитание у  предков современного человека выглядело  бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.

 

 

Выделение человека из животного  мира сопровождалось постепенным переходом  к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей для обеспечения и сохранения своей жизни следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Поэтому, воспитание являлось, прежде всего, частью повседневной борьбы за выживание.

 

 

Постепенно воспитание как  передача опыта из поколения в  поколение приобретает черты  особого вида деятельности . Изготовление и использование орудий труда, совершенствование  хозяйственных связей являлись непременными условиями существования древних, что неизбежно повышало роль взрослых и побуждало их развивать воспитание как специфический род деятельности. Кроме того, мощным средством передачи жизненного опыта стала возникшая  у первобытных людей речь.

 

 

Таким образом, можно предположить, что воспитание возникло из потребности  людей в общении и оказалось  тесно связанным с эволюцией  форм примитивного труда.

 

 

На заре истории специфической  особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными  ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст  детей. Воспитание проистекало из общинного  образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.

 

 

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все  более усиливалась социальная заданность.

 

 

В IX – VIII-ом тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья . Эти процессы качественно изменили смысл и  содержание воспитания.

 

 

Из всеобщего, равного, контролируемого  общиной воспитание превращается в  сословно-семейное . Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных  страт – вождей, жрецов, воинов, остальных  членов общины – приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается  срок детства и соответственно усиливается  воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

 

 

Люди первобытной эпохи  при передаче опыта пользовались определенными воспитательными  приемами. Приемы вырабатывались под  влиянием условий жизни, и поэтому  первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Например, детям показывали, что  и как делать: как действовать  палкой, выделывать шкуру убитого  животного, находить и собирать съедобные  растения и пр. Основным приемом  эмоционально-психологического воздействия  взрослых было механическое повторение. Со слов родителей и путем подражания дети воспринимали информацию и опыт предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство.

 

 

Шло время, и человек от приспособления к природе все  чаще переходил к воздействию  на окружающий мир. По мере усложнения жизни и хозяйственной деятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки  организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредотачивается в руках  специально назначаемых для этого  лиц.

 

 

В первобытных общинах  охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался  возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших  мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали  их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени  проводили в играх, имитируя жизнь  взрослых. Старейшины и священнослужители  следили, чтобы дети не нарушали установленных  общиной запретов.

 

 

Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству  и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

 

 

В раннюю первобытную эпоху  воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась  значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или  угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его  присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых  условиях борьбы за выживание.

 

 

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных противоречий ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

 

 

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода  привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и  подростков. По сути, это были предшественники  школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его  определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

 

 

Характер деятельности, состав воспитанников и наставников  в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7-8 лет  мальчики и девочки воспитывались  совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте –  раздельно. При патриархально-родовом  строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью  переходит к старейшинам и  жрецам. Вследствие имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных  членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

 

 

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию  – процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более  длительной и сложной. Инициация  проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными  песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась  таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.


Информация о работе Зарождение воспитания в первобытном обществе