Зарождение экономической мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 23:27, контрольная работа

Краткое описание

Империализм, как высшая стадия капитализма", произведение В. И. Ленина, в котором он первым из марксистов раскрыл экономическую и политическую сущность империализма, — новой стадии, в которую к началу 20 веке вступил в своём развитии капитализм. Работа Ленина — прямое продолжение и дальнейшее развитие "Капитала" К. Маркса, где Маркс исследовал капиталистический способ производства, капиталистические производственные отношения в их возникновении и развитии, открыл закон движения буржуазного общества, дал анализ противоречий капитализма и научно доказал неизбежность его гибели и победы социализма

Содержание

Введение 3
1.Зарождение экономической мысли в России 5
2.Учение В.И.Ленина об империализме 9
3.К.Менгер – основоположник австрийской школы 14
Заключение 21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Титульный листист.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г.Ишимбае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по  истории

Вариант №4:

1. Зарождение экономической  мысли в России.

2. Учение В.И.Ленина об империализме.

3. К.Менгер – основоположник австрийской школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ишимбай-2014

Оглавление

 

Введение                                                                                                                       3

1.Зарождение экономической мысли  в России                                                         5

2.Учение В.И.Ленина об империализме                                                                9

3.К.Менгер – основоположник  австрийской школы                                        14

Заключение                                                                                                              21

Список использованной литературы                                                                 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость глубокого осмысления современного состояния российской экономики и поиски возможных путей выхода из кризиса, в котором она оказалась, все чаще заставляют ученых обратиться к истории народного хозяйства и отечественной экономической мысли. Было бы наивно полагать, что в идеях ученых прошлого, как, впрочем, и современных западных теоретиков, можно найти готовые ответы на интересующие нас сегодня проблемы. Невозможно быстро и без особых интеллектуальных усилий преодолеть кризисную ситуацию, догнать западную экономическую науку, не пройдя при этом трудного пути ее эволюции. Положительным моментом возросшего интереса к отечественной экономической науке можно, по-видимому, считать проявившийся в нем отказ от одностороннего видения экономической реальности и признание возможности различных подходов к ее анализу. Не менее важно и вовлечение в научный оборот накопленного ранее научного багажа, что дает возможность познакомиться с целым пластом культуры, долгое время остававшимся вне поля зрения большинства экономистов, увидеть многообразие подходов к широкому спектру экономических, экономико-политических и социальных проблем. Наконец, изучение наследия отечественной экономической науки представляет самостоятельный интерес с точки зрения исследования эволюции экономической мысли в целом.

Сейчас трудно определить место отечественной экономической науки в мировой. Однако не вызывает сомнения тог факт, что русская экономическая наука была хотя и специфической, но органической частью мировой науки.

Империализм, как высшая стадия капитализма", произведение В. И. Ленина, в котором он первым из марксистов раскрыл экономическую и политическую сущность империализма, — новой стадии, в которую к началу 20 веке вступил в своём развитии капитализм. Работа Ленина — прямое продолжение и дальнейшее развитие "Капитала" К. Маркса, где Маркс исследовал капиталистический способ производства, капиталистические производственные отношения в их возникновении и развитии, открыл закон движения буржуазного общества, дал анализ противоречий капитализма и научно доказал неизбежность его гибели и победы социализма. В. И. Ленин в своём труде подытожил развитие капитализма за полустолетие, прошедшее со времени выхода в свет первого тома "Капитала". Опираясь на открытые Марксом и Энгельсом законы развития капитализма, Ленин показал, что империализм — высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции. Исследование империализма было в течение многих лет неотъемлемой частью борьбы Ленина за развитие революционного движения в России, за революционную линию в международном рабочем движении.

“Австрийская школа” возникла в 70-х годах XIX века, которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые капитальные монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.

До 70-х годов в Австрии большое распространение имели взгляды немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономисты Школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли на себя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (или венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. “ Основания политической экономии”, а в 1887 г. - “Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности ”

    1.ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

 

 

  О закономерностях  становления экономической мысли России мы можем судить, прежде всего, по таким документам как «Русская правда» и различные «Судебники», а также по наследию первых русских мыслителей, высказывавших экономические идеи - Ермолая «Еразма» и И. Пересветова. 

  Для России характерен ярко выраженный государственный характер документов и экономических идей. Объяснением этому могут служить следующие причины: античная традиция более слабая, чем в Европе, глубокое сословное разделение, высокая централизация духовной деятельности, осознание национальных интересов в борьбе с захватчиками.  

Русская Правда — это своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси 

Сохранились несколько вариантов Русской Правды, «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978—1054) и его преемниках, детях, внуке — Владимире Мономахе (1053—1125). «Поучение» Мономаха — яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде. 

Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений — праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, за всевозможные преступления и проступки («кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд»), практике возмещения денежных и натуральных долгов («.за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»). 

 Как письменный свод древнерусского  права, Русская Правда упорядочивает  систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).   

Русская Правда не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях, о денежной системе, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.  

 Русская Правда позволяет  обрисовать основы имущественного  и сословного деления. Верхний слой — «княжие люди» (дружина князя), затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю) и нижней ступени — «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.[3,99c] 

Ермолай - «Еразм» (неизвестный) занимает особое место в ряду русских церковнослужителей XVI века, анализировавших наиболее актуальные проблемы социально-экономической жизни Российского государства. Основная работа:

«Благохотящим царем правительница и землемерие» (другими словами - «Руководство царю в управлении государством и измерении земли») 

В этом трактате он предлагал следующие рекомендации:

1) уменьшить и установить в  законодательном порядке размер  обязательств каждого крестьянина  перед землевладельцем, заменить  все крестьянские повинности  натуральным налогом;

2) изменить порядок обеспечения  царя деньгами посредством совершенствования налоговой системы;

3) провести реформу в землепользовании  и измерении земли (в частности   Ермолай-«Еразм»  предлагал  укрупнить единицу измерения земли, что по его оценке в 10 раз ускорило бы работу землемеров и писарей);

4) урегулировать воинскую повинность, совершенствуя систему набора, проанализировав количество, необходимое для пополнения войска с учетом его надлежащего материально-финансового обеспечения.

5) упрочить экономическую основу  государства, для чего учредить  поместное служилое землевладение, когда бояре, воеводы и воины, служа Русскому государству, должны получать от царя землю и крестьян для ее обработки.[1,34c] 

  Ермолай Еразм был противником боярского всевластия и в определенной мере он выражал интересы крестьян. 

  Ряд идей Ермолая - «Еразма» были воспринят Иваном Грозным.  

Иван Семенович Пересветов является автором ряда небольших произведений:

«Предсказания философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче», «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомет-Салтане»  

В этих работах в иносказательной форме, посредством речей и писаний мудрых правителей и ученых людей, И.Пересветов рекомендовал царю определенную программу действий. И.Пересветов был идеологом поместного дворянства, поэтому во всех работах отражал их интересы, призывая государя в своей деятельности по управлению страной опираться не на крупных феодалов, бояр-вотчинников, а на средних и мелких служилых людей. Кроме того, И. Т. Пересчетов предлагал:

1) осуществить централизацию финансовой системы государства;

2) ввести государственную регламентацию  торговли;

3) иметь большое и сильное  войско, являющееся опорой царю в проведении им государственной политики;

4) уничтожить крепостное право  и холопство

5) урегулировать вопросы о богатстве, которое в основном связано с обидой других людей, а также по возможности согласовывать классовые интересы и разногласия[2,199c].   

Таким образом, становление отечественной экономической мысли характеризовалось чертами, схожими с западной: она была неотделима от общественной мысли, она носила преимущественно нормативный характер.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2.УЧЕНИЕ В.И.ЛЕНИНА ОБ ИМПЕРИАЛИЗМЕ

 

Работа В.И. Ленина “Империализм как высшая стадия капитализма” является продолжением и развитием “Капитала” Карла Маркса. Написана в январе-июне 1916 года в Цюрихе. Материалы к книге собирались Лениным задолго до ее написания. Вплотную за изучение литературы по империализму Ленин взялся с середины 1915 года, подготовительные рукописи опубликованы в 20 “Тетрадях по империализму” и содержат выписки из 148 книг и 232 статей, множество отдельных замечаний, исторических экскурсов, подсчетов и заметок[6,5c].

Книга предполагалась к опубликованию в России издательством “Парус” в качестве вводной работы к легальной серии “Европа до и во время войны”. Это во многом предопределило стиль изложения материала. Напомним, что положение Ленина в России в то время было положением нелегального политика-эмигранта, работы которого были запрещены к печати и распространению. Легальные статьи и брошюры всегда писались с учетом царской цензуры и ограничивались исключительно теоретическим - экономическим в особенности - анализом. Он вынужден был пользовать “эзоповским” языком, намеками и быть очень осторожным, что делало его работы, как мы можем судить с позиций нашего времени, не столько пропагандистскими, каковыми были нелегальные статьи, а теоретическими. Именно это их качество представляет сегодня оправданный интерес к ним как к предмету истории экономических учений. Его позиция оригинально выстроенная, всегда четко обоснованная заслуживает внимания вне зависимости от оценки его политической роли в истории России.

Работа “Империализм как высшая стадия капитализма” была создана в период первой мировой войны. Историческая обстановка поставила перед рабочим движением вопросы о причинах войны, о пути выхода из нее, обострила дискуссию внутри социалистического рабочего движения по вопросам войны и мира. Ленин и его соратники заняли жесткую непримиримую позицию по отношению к войне в отличие от их коллег из западных социалистических партий и ряда социалистов России, которых Ленин называл оппортунистами. Ленинская оценка значения и роли войны в процессе исторического развития мира в целом, и России в частности, основывалась, в том числе и на экономическом анализе. Он считал, что война обостряет все противоречия капитализма, обнажает его эксплуататорскую сущность, стимулируя процесс его загнивания и неизбежность его гибели[8,172c].

Информация о работе Зарождение экономической мысли в России