Земельные отношения в России с 1917 по наши дни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 01:19, реферат

Краткое описание

В истории России было два исторически обусловленных события, которые могут дать определенные уроки нынешним земельным преобразованиям. Это - отмена крепостного права и реформа 1906 года. Связь времен неискоренима, изучая жизнь предков, лучше узнаем самих себя.
Исторические многовековые корни народного быта, жизненных традиций объективно не могут быть видоизменены в короткий срок. Да и нужно ли их менять? А если нужно, то все ли и какие именно? И каким образом - революционно, т.е. насильственно, или эволюционно, т.е. постепенно?

Содержание

1. Введение. 2
2. История развития кадастра в России. 2
3. Земельные отношения на современном этапе. 4
4. Заключение . 8
5. Приложение. 8
6. Список литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

В целях регулирования земельных  отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный земельный кадастр и регистрация прав на землю, осуществляется государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ведутся научные исследования по этим направлениям.

В результате осуществления первого  этапа земельной реформы исключительная государственная собственность  на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью.

В настоящее время садовые и  огородные участки имеются у 22 млн. семей, на площади 1,8 млн. га. В собственности 16,5 млн. семей сельских жителей, ведущих  личное подсобное хозяйство, находятся  более 5,7 млн. га.

Для индивидуального жилищного  строительства в 1994 году выделены земельные  участки 453 тыс. семей.

В ведение сельских и поселковых администраций передано около 30,5 млн. га земель, из них 16,2 млн. га сельхозугодий  для расширения жилищного строительства  и ведения личного подсобного хозяйства.

Всего к началу 1995 года в собственность, владение или пользование граждан  передано около 44 млн. земельных участков для индивидуального жилищного  строительства, ведения личного  подсобного хозяйства, садоводства  и огородничества.

Для удовлетворения потребностей граждан, предприятий, учреждений и организаций  в земельных участках, решения  переселенческих задач на территории Российской Федерации образован  специальный фонд земель для последующего перераспределения на площади 46,5 млн. га, из которых 13,8 млн.га, или 30%, составляют сельскохозяйственные угодья.

Главную роль в решении сложной  проблемы становления новых земельных  отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования  определяются условия и механизмы  экономического воздействия на рачительное  хозяйствование на земле. Все это  ставит задачу совершенствования законодательных  актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

·разработать и принять нормативно-правовые документы по планированию землепользования, правам на землю и регламенту оборота земли;

·отработать практику целевого использования земли, имея в виду распределение земель по характеру использования (сельскохозяйственные, природоохранные, городские, жилищного строительства и т.д.), установить четкий статус земель каждой категории, создать механизм государственного контроля за целевым использованием земельных участков, ввести ограничения и обременения на права собственности на землю;

·разработать четкий механизм экономической оценки всей земли (сельскохозяйственной, городской и др.);

·разработать механизм аренды земли;

·создать эффективный механизм залога земли;

·создать информационную базу по земле, ядром которой должен стать государственный земельный кадастр.

В России пока еще нет основных нормативных документов, являющихся фундаментальными для земельных  рынков развитых государств с упорядоченной  экономикой. Отсутствует закон о  рынке земли, который нельзя разрабатывать, не имея земельного кодекса. Оборот земли  невозможен без механизма, который  его запускает, контролирует и регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.

Заключение.

Важное место в регулировании  земельного рынка занимают земельное  к гражданское законодательство. Только их совместное применение в рыночных условиях позволит в полной мере соблюсти интересы и собственника земли, и государства.

Как свидетельствует наш собственный  российский опыт, а также опыт многих зарубежных стран, главным в вопросах управления земельными ресурсами является разграничение предметов регулирования  земельного и гражданского законодательства, разграничения полномочий в сфере  регулирования земельных отношений  между федерацией и ее субъектами, а так же вопросы регулирования  отношений собственности и перераспределения  земель между различными субъектами и сферами экономики в условиях рынка земли.

Приложение. Первые законодательные акты Советской власти.

Декрет о земле.

Принят Вторым Всероссийским съездом  Советов рабочих и солдатских депутатов 8 ноября 1917 г.

1. Помещичья собственность на  землю отменяется немедленно  без всякого выкупа.

2. Помещичьи имения, равно как  все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым  и мертвым инвентарем, усадебными  постройками и всеми принадлежностями  переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.

3. Какая бы то ни была порча  конфискуемого имущества, принадлежащего  отныне всему народу, объявляется  тяжким преступлением, караемым  революционным судом. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4. Для руководства по осуществлению  великих земельных преобразований, впредь до окончательного их  решения Учредительным собранием,  должен повсюду служить следующий  крестьянский наказ, составленный  на основании 242 местных крестьянских  наказов редакцией “ Известий  Всероссийского Совета Крестьянских  Депутатов” и опубликованный  в номере 88 этих “Известий” (Петроград,  № 88, 19 августа 1917 г.).

5. Земли рядовых крестьян и  рядовых казаков не конфискуются.

Крестьянский наказ о земле.

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным  Учредительным собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1. Право частной собственности  на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в  аренду либо в залог, ни каким-либо  другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое  для приспособления к новым условиям существования.

2. Все недра земли: руда, нефть,  уголь, соль и т.д., а также  леса и воды, имеющие общегосударственное  значение, переходят в исключительное  пользование государства. Все  мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин  при условии заведывания ими  местными органами самоуправления.

3. Земельные участки с высококультурными  хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п.  не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин в зависимости от размера и значения их.

Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих  владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими  определяются законодательным порядком.

4. Конские заводы, казенные и  частные племенные скотоводства  и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние  и переходят либо в исключительное  пользование государства, либо  общины, в зависимости от величины  и значения их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.

5. Весь хозяйственный инвентарь  конфискованных земель, живой и  мертвый, переходит в исключительное  пользование государства или  общины, в зависимости от величины  и значения их, без выкупа.

Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6. Право пользования землею получают  все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие  обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или  в товариществе, и только до  той поры, пока они в силах  ее обрабатывать. Наемный труд  не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности на этот срок, прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.

Земледельцы, вследствие старости или  инвалидности утратившие навсегда возможность  лично обрабатывать землю, теряют право  на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7. Землепользование должно быть  уравнительным, т.е. земля распределяется  между трудящимися, смотря по  местным условиям, по трудовой  или потребительной норме.

Формы пользования землею должны быть совершенно свободны - подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8. Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим  переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает  обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение  участков выбывших членов получают ближайшие  родственники их и лица по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость  удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в  земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным  для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения  подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как  и расходы по переселению и  снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем  порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры  и проч. и, наконец, по жребию или  по соглашению.

Все содержащееся в этом наказе, как  выражение безусловной воли огромного  большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным  законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности  немедленно, а в известных своих  частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.

Закон о социализации земли.

Принят на заседании ВЦИК 27 января 1918 г.

(Из в л е ч е н и е).

Р а з д е л I.

Общее положение.

Ст. 1. Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы  в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.

Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит  в пользование всего трудового  народа.

Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит  лишь тем, кто обрабатывает ее собственным  трудом, кроме случаев, особо предусмотренных  настоящим законом.

Ст. 4. Право пользоваться землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.

Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы  предоставляется, в зависимости  от их значения, уездной, губернской, областной  и федеральной Советской власти, под контролем последней. Порядок  пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы  будет определен особым законом.

Ст. 6. Весь частновладельческий живой  и мертвый сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого  выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных  отделов: уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст. 7. Все постройки, означенные в  ст. 6, хозяйственные, а равно имеющиеся  при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в  зависимости от их значения, в распоряжение уездного, гу6ернского, областного и  федерального Советов.

Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящего закона об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего, находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средств к существованию, могут по удостоверению местных судов и земельных отделов Советской власти, впредь до издания общего закона о страховании неработоспособных граждан, пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размере существующей солдатской пенсии.

Информация о работе Земельные отношения в России с 1917 по наши дни