Земские соборы в XVI-XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:51, реферат

Краткое описание

Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата. Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию.

Содержание

Ведение
Возникновение земских соборов
Типы земских соборов
Периодизация земских соборов
Компетенция земских соборов
Первый Земский собор
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ref.rtf

— 187.34 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная История»

тема: " Земские соборы в XVI-XVII вв."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

1 курса, ПГС

Самойлов А.А.

                                                                                                                                             Проверил: Гацунаев Константин Николаевич

 

Содержание

 

 

  • Ведение
  • Возникновение земских соборов
  • Типы земских соборов
  • Периодизация земских соборов
  • Компетенция земских соборов
  • Первый Земский собор
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

 

Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата. Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию.

До 1566 года соборные совещания «представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов».

Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в среде дворянства и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший с соборной практикой».

 

 

Возникновение земских соборов

 

Начальной формой политической централизации в России явилась сословно - представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV-XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI-XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.

В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен, а в памятниках XVII века, он называется иногда «советом всея земли». Документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет». Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный».

Земские соборы XVI века не были органами народного правительства, а являлись, в сущности, чем-то вроде расширенного центрального правительства. Данное «расширение» достигалось тем, что в состав Боярской думы  в особо важных случаях вводился местно-сословный элемент, по своему происхождению и сути общественный, но с правительственным предназначением, т. к. в столицу приглашались не представители населения, а руководители местных служилых и промышленных сообществ. Поэтому в рамках собора из местных руководителей не формировалось какого-либо особого собрания или совещания, действовавшего автономно от московских центральных властей. Земские, губные и верные представители непосредственно включались в состав действовавших органов центральной власти, обладая возможностью образовывать несколько «рабочих» групп, функционировавших в рамках собора и параллельно должностным лицам центральных органов и наделенных правом голоса наряду с боярами и приказными людьми.

Собор, являвшийся в XVI веке «вполне законченным, выработанным типом политического учреждения», оставался таковым и в XVII столетии. Только он «осложнился… новым, выборным элементом», который «присоединился к нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве».

Различные историки дают разные определение земских соборов. Обратим внимания на самые интересные из них.

В.В. Еремян, Земский собор XVI века - это Боярская дума, т.е. правительство, расширенное за счет участия лиц из высших сословий земли или общества.

В.О. Ключевский: земские соборы - это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».

С.Ф. Платонов: земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

С.О. Шмидт: «…Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного - «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности».

Р.Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в среде дворянства и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший с соборной практикой».

Однако в отличие от представительных учреждений на Западе - парламентом в Англии, генеральным штабом во Франции и Нидерландах, рейхстагом ландтагом в Германии, риксдагом в Скандинавских странах, кортесами в Испании, сеймом в Чехии и Польше, - Земские соборы в России играли менее значительную роль, возникли в более позднее время.

1549 год можно считать годом рождения земских соборов - условно, потому что корни сословно - представительных учреждений восходят к более раннему времени. Собор середины XVI века относится к решающему моменту в истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укрощению государственного аппарата, когда определился курс внешней политики на востоке.

Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был по определению В.В. Еремяна «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых можно догадываться на основе докладов начала XVII века.

Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.

 

Типы земских соборов

 

  1. Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными. Так сказать «большой политики». Это земские соборы в полном смысле этого слова.
  2. Совещания царя с войнами накануне походов. Их лучше именовать «войсковыми собраниями»
  3. Третью группу соборов составляют такие, на которых разбирались дела как церковные, так и государственные, в частности судебные.
  4. Была, очевидно, еще одна категория собраний, на которых Иван IV обращался с воззваниями или политическими декларациями к людям разных чинов

 

Периодизация земских соборов

 

Периодизация Земских соборов предложена Л.В. Черепниным. Он разделяет шесть периодов. Время Ивана Грозного . Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий .

  1. Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского . Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.
  2. 1610-1613 г. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти , решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.
  3. 1613-1622 г. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий , при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.

С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

  1. 1632-1653 г. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики - внутренней  и внешней . В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.
  2. После 1653 до 1684. Время затухания соборов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетенция земских соборов

 

Основные вопросы, рассматривающиеся на Земских соборах это вопросы учредительные, судебные, административные, финансовые, военные и внешнеполитические.

Если присмотреться к вопросам, которыми занимались соборы, то, прежде всего надо выделить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681-82 годов. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты в ее жизни: реформы Ивана Грозного, реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII века, создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 г., когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 г. в «безгосударное время».

Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы. Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Российским государством. Первый был созван во время войны с Польшей за Ливонию, когда правительство хотело знать мнение чинов по вопросу, мириться ли на предложенных польским королем условиях. Второму собору предстояло избрать царя, когда пресеклась царствовавшая дотоле династия Калиты. Сохранились акты или протоколы обоих соборов, «приговорный список» 1566 г. и «утвержденная» грамота 1598 г. об избрании Бориса Годунова на царство. В обоих актах помещены поименные перечни членов этих соборов. На первом соборе присутствовало 374 члена, на втором - 512. Во главе обоих соборов становились два высшие правительственные учреждения, церковное и государственное, Освященный собор и Боярская дума; призывались начальники и подчиненных центральных учреждений, московских приказов с их дьяками, а также местные органы центрального управления, городовые воеводы. Все это были правительственные люди, а не представители общества, не земские люди.

Земские соборы состоялись в дни коронации Федора Ивановича , Алексея Михайловича , при постовлении правительницей Софьи . На земских соборах избирали на царство Василия Шуйского , Михаила Романова , Ивана V и Петра I , в 1642 году был рассмотрен вопрос о принятии Азова в состав России, а в 1653 г. Земский собор принял решение о вхождении Украины в состав Русского государства. В условиях эволюции государственного строя к абсолютизму земские соборы потеряли свое значение и к концу XVII века перестали созываться. Всего, по данным историков, состоялось около 60 земских соборов.

Информация о работе Земские соборы в XVI-XVII вв