Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:14, доклад
Цель работы: Исследовать и описать наиболее значимые исторические процессы в истории своего края.
Задачи:
- проанализировать некоторые исторические периоды в истории края.
- раскрыть роль отдельных представителей общественности, бурятских ученых в развитие края.
-показать значимость буддийских иерархов и мыслителей в развитии знаний;
1.Введение………………………………………………………………………………………3
2.Основная часть………………………………………………………………………………..4-10
2.1.Из глубины времен………………………………………………………………………..4
2.2.Поездка хоринских родовых нойонов к Петру I …………………..……….…………..4-6
2.3.Цолгинский дацан - центр просвещения………………………………………………….6-7
2.4.Ринчин Номтоев- просветитель жителей Тугнуйской долины………………………….7-8
2.5.Агван Доржиев - патриот своего народа и веры………………………………………….8-10
3.Заключение……………………………………………………………………………………10-11
4.Литература…………………………………………………………………………………….12
5.Приложение……………………………………………………………………………………13-15
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Селенгинское Районное Управление Образованием
МБОУ «Гусиноозерская гимназия»
Секция: краеведение
Тема: Значимые исторические вехи Тугнуйской долины
Автор: Санжицыренов Дамба
Научный руководитель: Банзаракцаева Сталина Степановна,
Место выполнения работы: МБОУ Гусиноозерская гимназия»,
11класс,г.Гусиноозерск
2014-2015
Оглавление
1.Введение……………………………………………………
2.Основная часть……………………………………
2.1.Из глубины времен………………………………………………………………
2.2.Поездка хоринских родовых нойонов к Петру I …………………..……….…………..4-6
2.3.Цолгинский дацан - центр просвещения…………………………………………………
2.4.Ринчин Номтоев- просветитель жителей
Тугнуйской долины………………………….7-8
3.Заключение………………………………………………
4.Литература………………………………………………
5.Приложение………………………………………………
Введение
На 40—60-е годы XVII века приходится проникновение русских в Забайкалье. Наиболее многочисленная группа забайкальских бурят — хори — приняла русское подданство мирно. Земли по р. Тугную были «породными землями» лучших бурят, с которыми они вошли в состав Российской Империи. Петровский Указ от 22 марта 1703 г. лишь подтверждал права хоринцев на эти земли. В долине Тугнуя были расселены в основном представители 7 хоринских родов. Я приглашаю вас познакомится с историей моей малой родины - тоонто. Считаю, что история Тугнуйской долины- это актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения Забайкалья. Кроме того практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования можно использовать на уроках по «История Бурятии».
Цель работы: Исследовать и описать наиболее значимые исторические процессы в истории своего края.
Задачи:
- проанализировать некоторые
исторические периоды в
- раскрыть роль отдельных представителей общественности, бурятских ученых в развитие края.
-показать значимость
буддийских иерархов и
Объект исследования: Село Цолга и жители Тугнуйской долины
Предмет исследования: значимые исторические периоды в истории края и
роль отдельных представителей общественности, бурятских ученых в развитие края.
Методы исследования: анализ литературы, опрос.
Основная часть
Из глубины времен
Согласно
устным преданиям, Тугнуйские степи
и реку Тугнуи в древности
называли Борбо, тогда жили в
этих степях монголы. Со времени
прихода сюда бурят, примерно 300 лет
назад, эти степи стали называться
Тугнын тала – Тугнуйские степи.
В этих местах осели по преданиям блуждающие
племена, преследуемые войсками монгольского
хана. Тугнуйскую степь издавна населяли
буряты хоринских родов Харгана, Кубдут,Батанай,
Цаган, Худай и небольшое количество шарайт,
хальбит и гучит. Кроме того, среди цолгинских
бурят есть представители рода даха, переселившиеся,
согласно родовому преданию с острова
Ольхон. Тугнуйские буряты занимались
скотоводством, а с 1808 года – земледелием.
Земли тугнуйских бурят считались лучшими
среди всех земель забайкальских бурят,
что способствовало распространению земледелия.
Название Цолга на карте Забайкальского
края, времен царской власти, уже присутствует.
[8]. Топонимика названия, по словам сторожила
нашего села Дамдина Тогошеевича Тогошеева
(1907 года рождения), есть 2 предложения,
почему оно было названо Цолгой.
«По легенде, когда Чингисхан со своим войском проходил гору. У подножия, которого позже основалось село, он остановился на ночлег. Достав таган, по-бурятски «hyyлга». Он начал готовить еду, готовиться к ночлегу. Чингисхан сказал, чтоб это место назвали «hyyлга», но так как эти земли заселяли монголы, не умевшие выговаривать букву «h» Село стало называться «Cyyлга». Отсюда и произошло название села.»
« В далекие суровые времена люди предполагали, что под землёй вечная мерзлота. Единственным источником питья, воды была протекающая близь села речка Сулхара. Так как цолгинцы воду набирали в речке, на ней образовалось множество прорубей,Которые назывались «соолго». Отсюда село и получило такое название.» [5].
Поездка делегации хоринских родовых нойонов в 1703 г. в столицу России
Москву к царю Петру I .
Среди пятидесяти двух членов делегации, отправившейся в Москву была единственная женщина- шаманка Абжа из улуса Уляангир-тын Булак Мухор-Шибирского аймака, которая сыграла немаловажную роль в подготовке и организации похода и в дипломатических переговорах хоринцев с главой российского самодержавия. Из поколения в поколение передавались рассказы стариков о родовой гордости барун-кубдутов шаманке Абжа удаган, как о не по годам дальновидной, умной и красивой девушке, пожертвовавшей собой ради родного народа. В преданиях подчеркивается красноречие шаманки, благодаря чему она сумела привлечь внимание царя к проблемам своего народа, именно из-за этого глава делегации затаил на нее злобу. Родные понимали, что Абжа трудно будет выдержать тяготы и опасности дороги, но хоринское общество
свой выбор остановило именно на ней, и та решила помочь своему народу. Включению Абжа в состав делегации могли содействовать ее земляки-тугнуйцы, участники исторической поездки, братья Даскги и Тозе Бодороевы из хухэнэт-харганатов, зайсан Абундай и есаул Харандай из сагановского рода и представители барун-кубдутов. В родовых преданиях барун-кубдутов говорится, что в погожий сентябрьский день 1702 г.
Абжа удаган отправилась на общехоринский сбор с летнего кочевья Намхи.
Алексей Эрдынеев, старейшина рода барун-хубдут (откуда родом и Абжа), вспоминает, что, по рассказам старожилов, отец, зарин бөө Лойлонго, был против поездки дочери в составе делегации к Петру Первому, сама же шаманка предрекала успех поездки и якобы знала, что не вернется домой, но ради благополучия своего племени решила участвовать в депутации [2].
Амитаниие аргагуй аршалха хэрэгтэйдэ В деле защиты народа
Ами бэеэ γгэхэ Сагни
хγрөө,
Замытнай заатагγй
Залгуулха хэрэгтэйб [2].
Так признается Эреэхэн, принимая на себя возложенную народом трудную миссию. Она определила свое призвание - оберегать соплеменников на всем протяжении долгого изнурительного пути, поддерживая связь с небесными покровителями.
Вывод:
Время описываемых событий приходится на 1802-1807 гг., когда по принуждению российских властей бурятские земли вокруг реки Ингида отошли переселенцам, хотя изначально по решению собрания им должны были отвести Тугнуйскую долину. В бурят-монгольских летописях дана высокая оценка царскому указу. Летописец писал: «В указе сказано, чтоб наш хоринский народ свободно кочевал от южной стороны Байкала по любым местам до монгольской границы, селился там и разводил скот. Царь приказал снести возведенные в этих местах селения казаков и крестьян, запретил в будущем притеснять наш хоринский народ и творить беззаконие».Таким образом, поездка делегации 11 хоринских родов в Москву явилась важным историческим событием. Облеченные всенародным доверием делегаты во имя лучшей жизни народа проявили мужество и отвагу, прозорливость и гибкость в своих действиях, тем самым отстоять свободу честь соплеменников, принести мир и спокойствие на бурятскую землю. Их имена навсегда вошли в анналы истории.
В благодарной памяти потомков Эреэхэн (Абжа удаган) осталась символом бесконечной преданности человека своему народу. Осенью 2005 г. общественность Республики Бурятия отметила 325-летие со дня рождения Эреэхэн. В честь единственной женщины в составе хоринской делегации прошел молебен (тайлган) в местах ее родового кочевья, узким каньоном простирающегося от хребта Цаган Дабан к Тугнуйской степи Мухоршибирского района. В этом месте еще по возвращении из поездки спутники возвели ей шаманскую арангу на тыльной стороне скалы среди молодого сосняка вблизи родовой горы Оглогор. А в 1979 г. потомки ее младшего брата после проведения родового тайлгана установили гранитную плиту в память о предках, в том числе и в честь Абжа удаган, на склоне горы Зэргэлэ, где находится родовое кладбище.[4]
В поисках лучшей доли для народа
Собрались сыновья.
В край, где не ступал и конь,
Направляемся к царю.
Из далекого странствия
Возвратимся когда мы с радостью,
Встречайте нас весело те, кто здесь остается,
И будьте здравы и спокойны.
Цолгинский дацан
- центр просвещения.
Не все было в порядке в административном
устройстве жизни народов Восточной Сибири.
Император Александр Павлович был поставлен
в известность об этом, и в 1819 году назначил
действительного тайного советника графа
Сперанского генерал-губернатором Сибири. Ему было поручено подвергнуть
всеобщей ревизии все сферы жизни и деятельности,
познакомиться с бытом и хозяйством края,
определить благосостояние и уровень
жизни, правовое положение, перспективу
развития. В 1822 в Сибири появились губернии,
области и округа. Появились степные думы.
По новому уложению тайша стал депутатом,
шуленга – головой, зайсан – старостой.
Голова (гулва) становился выборным.
В 1830 году по приказу императора Николая
Первого в Восточную Сибирь был отправлен
барон Шиллинг. Он побывал в Кяхте, в Иркутске,
изучал ламаистские законы и порядки.
Одним из последствий этой поездки стало
обоснование строительства Цолгинского
дацана. [3].
Первый букварь
Кроме
того, Цолгинский дацан славился
ещё и тем, что в нём впервые
было начато изваяние
Начиная с 1773 года по 1830 год
сменилось несколько правителей России, была война 1912 года,
дипломатические «войны» с Китаем, но,
несмотря на это царское правительство
думало об обустройстве своих окраин,
приближало своих поданных к себе. Цолгинский
дацан, вернее руины – яркий пример вандализма
большевиков и «Союза воинствующих безбожников»
в 30-х годах (Приложение №2),
находится в подножье хребта Цагаан-Дабан
в Мухоршибирском районе. О былом существовании
дацана лишь свидетельствует полуостатки
двух каменных белых стен и субурган на
территории бывшего дацана. Тишина и безмолвие
ковыльной степи скрывают тайны прошедших
времен. Сейчас наши сельчане ведут работу
по восстановлению этого дацана на прежнем
месте.
(Приложение№1)
[1].
Информация о работе Значимые исторические вехи Тугнуйской долины