Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:46, реферат
Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека.
Как при Чингиз-хане, так и при его преемниках,
монголы пользовались услугами образованных
инопленников в качестве чиновников. Делопроизводство
государственных канцелярий, даже после
принятия ханами Золотой Орды и Чагатайского
улуса ислама, в значительной степени
функционировало на тюркском, точнее средневековом
уйгурском письме.
Гражданское управление оседлыми областями
улуса Чагатая было поручено мусульманскому
купцу Махмуду Ялавачу, уроженцу Хорезма.
Несмотря на все перевороты, происходившие
в собственно Монголии и улусе Чагатая,
семейство Махмуда Ялавача сумело сохранить
в своих руках гражданское управление
оседлыми областями Средней Азии до начала
XIV века. При Масуд-беке, сыне Махмуда, в
государстве Чагатаидов были осуществлены
меры по упорядочению денежного хозяйство.
В Жетысу Чингизиды до начала XIV века оставались
предводителями кочевников и не вмешивались
непосредственно во внутреннее управление
Мавераннахром.
В отдельных областях и городах (Бухара,
Отрар, Шаш, Ходженд, Фергана, Алмалык и
др.) во главе гражданского управления
стояли местные правители из тюркских
династий домонгольского происхождения,
носившие арабский титул «малик». Наряду
с маликами в покоренных городах сидели
монгольские даруги (даругачи). В первое
время после завоевания даруги представляли
военную власть победителей на местах,
впоследствии на них были возложены такие
обязанности, как проведение переписей
населения, регулярно проводившихся в
фискальных целях, набор войска, устройство
почтовых сообщений, сбор податей и доставка
ко двору дани. Такой порядок в основе
своей сохранился до начала XIV века. В XIV
веке в государственно-политической жизни
Чагатаидского государства произошли
значительные перемены. Приписываемыми
Кебек-хану реформами, направленными на
политическую централизацию государства,
были упразднены автономные права местных
маликов, страна была разделена на мелкие
административные единицы – туманы, во
главе которых стали представители тюрко-монгольской
кочевой знати. В результате денежной
реформы, проведенной в 1321 году с учетом
состояния денежного хозяйства в государстве,
а также опыта организации денежных систем
в хулагуидском Иране и Золотой Орде, была
введена новая общегосударственная серебряная
монета – динар «кебеки», чеканившаяся
от имени правящего Чагатаида. Однако
феодальные распри, ослабление ханской
власти свели последствия реформ Кебек-хана
почти на нет. Фактически управление страной
находилось в руках местных властей, с
той лишь разницей, что прежних правителей
заменили в системе административного
управления предводители кочевых тюрко-монгольских
племен. В Золотой Орде сохранились основные
начала государственного строя улуса
Джучи. Государство потомков Джучи по
политическому устройству представляло
собой типичное кочевое государство, разделенное
на улусы, дробившееся в свою очередь,
на более мелкие уделы – владения. В системе
внутреннего управления Золотой Орды
важное место занимал административно-чиновничий
аппарат, представленный служилыми людьми,
а также военно-кочевой знатью, среди которых
наиболее заметна была роль выходцев из
тюркских народов – кыпчаков, средневековых
уйгуров, волжских булгар. Для непосредственного
руководства армией и внутренними делами
государства были учреждены особые должности,
и хан из потомков Джучи обычно, «не входя
в подробности обстоятельств», «довольствовался
тем, что ему доносили, но не доискивался
частностей относительно взимания и расходования».
Всеми военными делами от имени хана заведовал
беклар-бек, а главой гражданской власти
являлся везир. Беклар-бек, как представитель
военной власти, стоял по рангу выше «советника
царей и султанов» – везира; он ведал также
дипломатическими сношениями с другими
государствами и, возможно, в качестве
главного эмира сосредоточивал в своих
руках высшую судебную власть при решении
гражданских дел. Беклар-бек входил в состав
четырех главных улусных эмиров, возглавлявших
административно-
3. Культурное и экономическое развитие Золотой Орды
Историки до сих пор расходятся в оценке роли Золотой Орды в истории и даже в определении ее названия. До недавнего времени в отечественной историографии бытовало негативное отношение к Золотой Орде, к ее роли в истории. Хотя были и другие мнения, в частности, такого крупного востоковеда, как В.В.Бартольд. Более того, разные наблюдатели отмечали возникновение гораздо большей, чем до монгольских завоеваний, политической устойчивости во всей Евразии от Восточной Европы до Китая. Известны религиозные искания правящей золотоордынской элиты, проявлявшей терпимость к конфессиям покоренных народов. Религиозную терпимость хан золотой Орды проявляли и после своего обращения в ислам.Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского востока: ремесла, архитектуру, бани, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябию, нравы и вкусу, более изощренные, чем у простых кочевников. «Ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средиземноморский отпечаток», считает известный западный востоковед К.Босворт, чему способствовали широкие и тесные связи Золотой Орды с Анатолией, Сирией и Египтом во второй половине XIII века и первой половине XIV века.
Образование монгольской империи от Китая до Европы сыграло огромную положительную роль. На территории Казахстана прекратились войны и усобицы. Появление Улуг Улуса сыграло централизованную роль. «Чингисхан смел границы на пути связи между Востоком и Западом, сравнял с землей крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи Востока и Запада начали процветать». Сарай – столицу Золотой Орды и в другие ее города населяли представители многих народов. Здесь сталкивались разные религии и культуры, при золотоордынском дворе устраивались диспуты между миссионерами разных вероисповеданий, активными участниками которых были приверженцы Мухамеда, Христа, Будды. Искусные умельцы-ремесленники, угнаны ордынцами в плен из завоеванных стран, принимали участие в строительстве золотоордынских городов и создании синкретической культуры Золотой Орды. Характерно, что вплоть до конца XVII века правители Казахского ханства и московские великие князья и цари, чьи государства возникли на руинах Золотой Орды, вели специальную переписку с мусульманскими государями в золотоордынских протокольных традициях, что свидетельствовало об органичном, привычном использовании ими ордынской символики, не воспринимавшейся как нечто чуждое.
3.1. Развитие градостроительства и торговли
Образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний.
Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлынет, Джент, города Хорезм, Мавераннахр. Кроме того, в период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар на Северном Кавказе, Хаджитархан в дельте Едиля, Мохим в Мордовии, Чилын-Тура и Сибири. Города Улуг Улуса отличались отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость – Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тыс.человек (в XIV в. города населением 5-10 тыс.человек уже считались большими). На объезд столицы, со всеми пригородами по периметру, нужно было затратить не менее дня. Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры – Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Cудак), Чембала (Балаклава). Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом. Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату. Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадь у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане. Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы. Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату. Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе стал одинаковым. Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались. По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.
3.2. Религия и верования
Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников.
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена – яссавия и накшбандия. Писались специальным трактатом на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право – шариат подробно описывались в книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в Египте в 1421 г.
Список используемой литературы
1 Тынышпаев М. История Казахстана XIII веке // История казахского народа / Сост. и авторы предис. проф. А.С. Такенов и Б. Байгалиев. – Алма-Ата: Қазақ университеті, 1993. – С. 219–220.
2 Кадырбаев А.Ш. Тюрки в Монгольской империи Чингисхана и его преемников. XIII–XIV века. Научно-аналитический обзор. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1989. – 38 с.; Кадырбаев А.Ш. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии XIII–XIV вв. – Алма-Ата: Ғылым, 1990. – 160 с.
3 Юдин В.П. Неизвестная версия гибели Урус-хана (из политической истории Восточного Дашт-и Кыпчака XIV в.) // Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсим., перевод, транскрип., текстолог. примеч., исслед. В.П. Юдина. Подготов. к изд. Ю.Г. Барановой. Коммент. и указат. М.Х. Абусеитовой. – Алма-Ата: Гылым, 1992. – С. 76–82.
4 Зуев Ю.А. О формах этносоциальной организации кочевых народов Центральной Азии в древности и средневековье: Пестрая Орда, Сотня (сравнительно-типологическое исследование) // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана (эпоха древности и средневековья): Сборник статей. – Алматы, 1998. – С. 49–100.
5 Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV – начале XVI веков (вопросы политической и социально-экономической истории). – Алма-Ата: Наука КазССР, 1977. – 288 с.
6 Ахинжанов С.М. Хорезм и Дешт-и Кыпчак в начале XIII в. (о месте первого сражения армии хорезмшаха с монголами) // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1989. – С. 326–335.
7 Абусеитова М.Х. "Тарих-и Джахангушай" Джувайни как источник по истории Казахстана // Валихановские чтения. – Кокшетау, 1992. – С. 186–187; Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в XIII–XVIII вв. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 426 с.