Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 23:26, реферат
Нет времени в истории России более противоречивого, чем вторая половина XVI века. переломный характер российского XVI в. ощущали уже младшие современники той мрачной эпохи. “Вряд ли случайно, что почти все авторы первой половины XVII в., писавшие о смутном времени, этом калейдоскопе возводимых и свергаемых с престола царей-самозванцев, начинали свой рассказ о деятельности того царя, который “множество народу от мала до велика при царстве своём погуби и многие грады своя поплени”, хотя и был «муж чудного рассуждения».
Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном
Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются
существенные вопросы землевладения.
В частности, принимаются постановления,
затрудняющие дальнейшее существование
вотчинных земель.
Особое место занимают статьи о частновладельческом
населении. В целом право перехода крестьян
в Юрьев день по ст. 88 сохранялось, но несколько
увеличилась при этом плата за "пожилое".
Ст. 78 определяла положение другой значительной
группы населения - кабальных холопов.
Запрещалось, к примеру, превращать в холопов
служилых людей, ставших должниками.
Однако главные изменения в
социально-экономической сфере
Размеры
земельных владений обусловливали и прежние
службы дворян. "Уложение о службе"
(1555) устанавливало правовые основы поместного
землевладения. Каждый служилый человек
имел право требовать поместье не меньше
100 четвертей земли (150 десятин, или примерно
170 га), так как именно с такой земельной
площади должен был выходить на службу
"человек на коне и в доспехе полном".
Таким образом, с первых 100 четвертей выходил
сам землевладелец, а со следующих - его
вооруженные холопы. Согласно "Уложению";
вотчины в отношении службы уравнивались
с поместьями, а вотчинники должны были
нести службу на тех же основаниях, что
и помещики.
Изменения в положении
служилых людей тесно связаны также с
отменой наместничьего управления (кормлений).
Вместо "кормленичего дохода", шедшего
в основном в руки наместников и волостелей,
вводился общегосударственный налог "кормленый
откуп". Этот налог поступал в государственную
казну, откуда раздавался служилым людям
в качестве жалования - "помоги". Денежную
"помогу" давали тем, кто вывел больше
людей, чем полагалось, или имел владение
меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше
людей, платил денежный штраф, а неявка
могла повлечь конфискацию владений и
телесное наказание.
Военные преобразования при Иване Грозном
Основу вооруженных сил
В 1550 году была предпринята попытка организации
под Москвой трехтысячного корпуса "выборных
стрельцов из пищали", обязанных быть
всегда наготове для исполнения ответственных
поручений. В него вошли представители
знатнейших родов и верхи Государева Двора.
Стрельцы представляли собой уже регулярное
- войско, вооруженное новейшим оружием
и содержащееся казной. Организационное
строение стрелецкого войска было позднее
распространено на все войска.
Управление дворянским войском чрезвычайно
усложнялось обычаем местничества. Перед
каждым походом (а иногда и в походе) происходили
затяжные споры. "С кем кого ни пошлют
на которое дело, ино всякой разместничается",
- отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому местничество
в армии воспрещалось и предписывалось
несение воинской службы "без мест".
Принцип занимать высшие посты в армии
родовитыми княжатами и боярами тем самым
нарушался.
Присоединение Астраханского и Казанского ханства
Первоочередной задачей в
В 1551 году началась подготовка к новому
походу. Весной в 30 км на запад от Казани
у впадения в Волгу р.Свияги строится в
кратчайший срок деревянная крепость
- Свияжск, возведением которой из заранее
заготовленных блоков руководил дьяк
Разрядного приказа. И.Г.Выродков. В августе
большое русское войско (150 тыс.) осадило
Казань. Осада длилась почти полтора месяца.
И вновь отличился Выродков, подведший
к стенам подвижные осадные башни "гуляй-города",
а также осуществивший ряд подкопов под
стены.
В результате взрывов бочек пороха,
заложенных в подкопы, был разрушен
большой участок стены, и 2 октября
Казань была взята штурмом.
Падение Казанского ханства предопределило
судьбу другого - Астраханского, имевшего
важное стратегическое и торговое значение.
В августе 1556 года Астрахань была присоединена.
В это же время признала вассальную зависимость
от России и Ногайская орда (она кочевала
между средним течением Волги и Яиком).
В 1557 году было закончено присоединение
Башкирии.
Таким образом,
земли Поволжья и торговый путь по Волге
оказались в составе России.
Успешные военные действия на восточном
и юго-восточном направлениях существенно
ограничили возможность нападения татар
Крымского ханства, фактический руководитель
внешней политики того времени А.Адашев
настаивал на активных действиях против
Крыма, однако встретил сопротивление
со стороны Ивана IV, настойчиво стремившегося
решить балтийский вопрос. Поэтому в целях
обороны от крымцев в 50-е годы началось
строительство Засечной черты - оборонительной
линии из лесных засек, крепостей и естественных
преград, проходившей южнее Оки, недалеко
от Тулы и Рязани. Устройство Засечной
черты оправдало себя уже в 1572 году, когда
крымский хан Девлет-Гирей со 120-тысячным
войском был наголову разбит в 50 км от
Москвы.
Освоение Сибири
Присоединение Поволжья создало также предпосылки для дальнейшего освоения земель на востоке. Теперь путь лежал в Сибирь, привлекавшую громадными запасами пушнины. В 50-х годах XVI века сибирский хан Едигер признал себя вассалом России, но пришедший затем к власти хан Кучум разорвал эти отношения. Большую роль в продвижении в Сибирь сыграли купцы и промышленники Строгановы, получившие обширные владения по рекам Каме и Чусовой. Для охраны своих владений они построили ряд городов-крепостей, создали населенные "охочими людьми" - казаками - военные гарнизоны. Около 1581-1582 годов (относительно этой даты существуют разногласия) Строгановы снарядили за Урал военную экспедицию казаков и ратных людей из городов. Во главе этого отряда (около 600 человек) стал атаман Ермак Тимофеевич.
Перейдя Уральские горы, он дошел до Иртыша, а под самой столицей Кучума - Кашлык - состоялось решающее сражение. Разноплеменное ханское войско не выдержало казачьего натиска и разбежалось. Ермак вошел в Кашлык и стал собирать ясак (дань) с сибирских жителей. Однако победа казаков оказалась непрочной, к тому же через несколько лет Ермак погиб. Поход его не привел к непосредственному присоединению Сибири, но начало этому было положено. Уже со второй половины 80-х годов в западной части Сибири строятся города и крепости: Тюмень, Тобольский острог, Сургут, Томск. Административным центром Сибири становится Тобольск, куда назначался воевода. Он ведал сбором ясака, наблюдал за торговлей и промыслами, в его распоряжении находились стрельцы, казаки, другие служилые люди. В Сибирь двинулись и колонизационные потоки русского крестьянства, принесшие с собой и традиции русского земского самоуправления(см. слайд 9).
Судебник 1550 года
На первом Земском соборе, Иван
IV Грозный принял решение о создании
нового правового кодекса - Судебника.
В основу был положен предыдущий
Судебник 1497 года.
В Судебнике 1550 года из 100 статей большая
часть посвящена вопросам управления
и суда(см. слайд 10). В целом пока что сохранялись
старые органы управления (центральные
и местные), но в их деятельность вносились
существенные изменения. Таким образом,
продолжалось их эволюционное превращение
в рамках формирующегося сословно-представительного
государства. Так, наместники теперь лишались
права окончательного суда по высшим уголовным
делам, оно передавалось в центр. Судебник,
вместе с тем, расширил деятельность городовых
приказчиков и губных старост: к ним полностью
отошли важнейшие отрасли местного управления.
А их помощники - старосты и "лучшие
люди" - по постановлению Судебника
обязательно должны были участвовать
в наместничьем суде, что означало контроль
со стороны выборных от населения за деятельностью
наместников. Значение служилых людей
- дворян - поднималось и тем, что устанавливалась
неподсудность их суду наместников.
Стоглавый собор 1551 года
Процесс усиления государственной
власти неизбежно вновь выдвигал
вопрос о положении церкви в государстве.
Царская власть, источники доходов
которой были немногочисленными, а
расходы велики, с завистью смотрела
на богатства церквей и
На совещании молодого царя с митрополитом
Макарием в сентябре 1550 года была достигнута
договоренность: монастырям запрещалось
основывать новые слободы в городе, а в
старых слободах ставить новые дворы.
Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские
слободы, кроме того, "выводились"
назад. Это было продиктовано потребностями
государственной казны.
Однако такие
компромиссные меры не удовлетворили
государственную власть. В январе-феврале
1551 года был собран церковный собор, на
котором были зачитаны царские вопросы,
составленные Сильвестром и проникнутые
нестяжательским духом. Ответы на них
составили сто глав приговора собора,
получившего название Стоглавого, или
Стоглава(см. слайд 11). Царя и его окружение
волновало, "достойно ли монастырям
приобретать земли, получать различные
льготные грамоты.
По решению собора прекратилось
царское вспомоществование
Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне)
встретили программу, изложенную в царских
вопросах, ожесточенным сопротивлением.
Программу царских реформ, намеченных
Избранной Радой, в наиболее существенных
пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев
Ивана IV Грозного обрушился на наиболее
видных представителей иосифлян. 11 мая
1551 года (т.е. через несколько дней после
завершения собора) была запрещена покупка
монастырями вотчинных земель "без
доклада" царю. У монастырей отбирались
все земли бояр, переданные ими туда в
малолетство Ивана (с 1533 года). Тем самым
был установлен контроль царской власти
над движением церковных земельных фондов,
хотя сами по себе владения остались в
руках у церкви. Церковь сохраняла свои
владения и после 1551 года.
Вместе с тем,
были проведены преобразования во внутренней
жизни церкви. Утверждался созданный ранее
пантеон общерусских святых, унифицировался
ряд церковных обрядов. Были приняты также
меры по искоренению безнравственности
духовного сословия.
Судьба реформ 50-х годов XVI века
Принято считать, что реформы Избранной
рады проводились в целях укрепления
социального положения
Впоследствии, как бы оправдывая свои
действия, Иван IV писал, что Адашев и
Сильвестр "сами государилися, как хотели,
а с меня есте государство сняли: словом
яз был государь, а делом ничего не владел".
Однако современные историки, отводят
ему в государственных делах несколько
иное место. "Участие Ивана IV в правительственной
деятельности в 60-х годах не противоречит
тому, что многие реформы (возможно, даже
их большинство) были задуманы деятелями
Избранной Рады. Главной заслугой Ивана
IV в эти годы было то, что он призвал к правлению
таких политиков, как Адашев и Сильвестр,
и, видимо, действительно подчинялся их
влиянию", - пишет В.Б.Кобрин.
Разрыв с приближенными наступил не сразу.
Их колебания во время болезни Ивана в
1553 году, напряженные отношения с родственниками
царицы Захарьиными и, возможно, с ней
самой приводят к психологической несовместимости.
Стремление проводить самостоятельную
политику - внешнюю и внутреннюю - к несовместимости
политической. К осени 1559 года прекращается
реформаторская деятельность. В 1560 году
происходит развязка. Сильвестр был направлен
в ссылку: в начале в Кирилло-Белозерский
монастырь, затем в Соловецкий. А.Адашев
был послан в действующую в Ливонии армию,
но вскоре вместе с братом Данилом арестован.
Лишь смерть (1561) спасла бывшего главу
Избранной Рады от дальнейших преследований.
Около 1560 года царь порвал с деятелями
Избранной рады и наложил на них различные
опалы. По мнению некоторых историков,
Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская
война не сулит России успеха, безуспешно
советовали царю пойти на соглашение с
противником. В 1563года русские войска
овладели Полоцком, в то время крупной
литовской крепостью. Царь был особенно
горд этой победой, одержанной уже после
разрыва с Избранной радой. Однако уже
в 1564 году Россия потерпела серьезные
поражения. Царь стал искать "виноватых",
начались опалы и казни.
Опричнина
Знаменитый русский историк
В.О.Ключевский как-то заметил об опричнине:
"Учреждение это всегда казалось
странным как тем, кто страдал
от него, так и тем, кто его исследовал".
Действительно, всего семь лет существовала
опричнина, но как много ученых "копий"
сломано над выяснением ее причин
и целей.
В целом, все разноликие мнения историков
можно свести к двум взаимоисключающим
утверждениям: 1) опричнина была обусловлена
личными качествами царя Ивана и не имела
никакого политического смысла (В.О.Ключевский,
С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов); 2) опричнина
являлась хорошо продуманным политическим
шагом Ивана Грозного и была направлена
против тех социальных сил, которые противостояли
его "самовластию". Последняя точка
зрения, в свою очередь, также "раздваивается".
Одни исследователи полагают, что целью
опричнины было сокрушение боярско-княжеского
экономического и политического могущества
(С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников).
Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают,
что опричнина "целилась" в остатки
удельно-княжеской старины (Старицкий
князь Владимир), а также направлялась
против сепаратистских устремлений Новгорода
и сопротивления церкви как мощной, противостоящей
государству организации. Ни одно из этих
положений не бесспорно, поэтому спор
обопричнине продолжается.
Видимо, причины появления опричнины надо
искать не в борьбе с определенными социальными
группами, а в реакции пытающейся усилиться
самодержавной власти на альтернативу
государственного развития, представленную
сословно-представительными учреждениями.
Однако, необходимо знать не только мнение
исследователей, но и ход самого опричного
"действа".
3 декабря
1564 года царь неожиданно для многих выехал
из Москвы вместе с семьей в сопровождении
заранее подобранных бояр и дворян. Взял
он также с собой казну и "святости".
После посещения Троице-Сергиева монастыря
он направился в свою летнюю резиденцию
- Александровскую слободу (ныне г. Александров
в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда
в начале января 1565 года Иван IV Грозный
шлет в Москву две грамоты. В первой - адресованной
боярам, духовенству и служилым людям
- он обвинял их же в изменах и потворстве
изменам, а во второй царь объявлял московским
посадским людям, что у него "гневу на
них и опалы никоторые нет". Послания
царя, прочитанные на Красной площади,
вызвали в городе огромное волнение. Московское
"людье" потребовало, чтобы царя уговорили
вернуться на престол, угрожая, что в противном
случае они "государственных лиходеев
и изменников" сами "потребят".
Через несколько
дней в Александровской слободе Иван Васильевич
принял делегацию духовенства и боярства
и согласился вернуться на престол с условием,
"что ему своих изменников, которые
измены ему, государю, делали и в чем ему,
государю, были непослушны, на тех опала
своя класти, а иных казнити и животы их
и статки иматп, а учинити емут на своем
государстве себе опричнину, двор ему
учинить себе и весь обиход особный".
Опричнина не была каким-либо новым делом,
ибо так назывался издавна удел, который
князь выдавал своей вдове, "опричь"
(кроме) другой земли. Однако в данном случае
опричнина означала личный удел царя.
Остальная часть государства стала именоваться
земщиной, управление которой осуществлялось
Боярской думой. Политическим и административным
центром опричнины стал "особый двор"
со своей Боярской думой и приказами, частично
переведенными из земщины. В опричнине
была особая казна. Первоначально в опричнину
была взята тысяча (к концу опричнины -
уже 6 тысяч) в основном служилых людей,
но были и представители некоторых старых
княжеских и боярских родов. Для опричников
вводилась особая форма: к шеям своих лошадей
они привязывали собачьи головы, а у колчана
со стрелами - метлу. Это означало, что
опричник должен грызть "государевых
изменников" и выметать измену.
Обычно
считается, что в опричнину были взяты
территории, где господствовало княжеско-боярское
землевладение. Выселение оттуда крупных
землевладельцев на земли земщины, таким
образом, подрывало их экономическую базу
и ослабляло их позиции в политической
борьбе. Однако в последнее время выясняется,
что ставшие опричными земли были заселены
в основном либо служилыми людьми (дворянами),
либо другими верными слугами государя
(западные земли), либо были черносошными
(Поморье). Опричная часть была выделена
и в Москве. Причем, часть землевладельцев
этих земель просто перешла в опричнину.
Безусловно, были проведены и выселения.
Но их масштабы не стоит преувеличивать,
к тому же пострадавшие вскоре были возвращены
на места. Опричнина отнюдь не изменила
структуру крупной собственности на землю,
пишет В.Б.Кобрин, боярское и княжеское
землевладение пережило опричнину. Хотя
нельзя не сказать и о том, что жертвами
болезненных подозрений царя стали многие
бояре. Ему постоянно мерещились заговоры
против него - и головы зачастую невинных
людей летели десятками.
Выступление Ивана Грозного и опричников
против старых удельных институтов достигло
своего апогея в 1569-1570 годах. Церковные
иерархи не поддерживали опричную политику.
Митрополит Афанасий удалился в монастырь,
а сменивший его Филипп Колычев выступил
с обличениями опричнины. Он был низложен,
заточен в монастырь.