Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 00:06, реферат
Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможным. С развитием поместья началась перестройка военно-служилой системы на новых основах, что позволило впоследствии ликвидировать удельный порядок.
Введение
1. Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина.
2. Достижения и противоречия в культурной жизни страны в 1920-1930-е гг.
Список использованных источников.
Репрессии опричнины ослабили и политическое влияние церкви. После низложения митрополита Филиппа и разгрома крупнейшей епархии страны - Новгородско-Псковского архиепископа та церковь надолго лишилась той власти и влияния, которыми она пользовалась до опричнины.
Опричнина привела к усилению феодального гнета и значительному ухудшению положения народных масс. Опричные походы сопровождались массовыми казнями крестьян и посадского населения городов, насилиями и грабежами.
Военные неудачи опричного войска и всеобщее недовольство системой опричнины заставили Грозного ликвидировать ее. В 1572г. она была заменена "государевым двором", однако общее направление политики Ивана IV сохранилось до конца его царствования.
Непосредственный эффект опричной политики был бесспорен. Иван IV утвердил свою неограниченную личную власть. Экономическое и политическое ослабление феодальной аристократии объективно способствовало централизации страны. Но последствия и долговременность такой политики были катастрофическими. Социальная опора монархии была расщеплена, вследствие чего режим утратил стабильность.
В последние годы своего правления Иван IV провел некоторые мероприятия по укреплению помещичьего хозяйства.
Дворянам была предоставлены налоговые льготы, в их интересах в 1581г. были введены "заповедные годы", т.е. временное запрещение крестьянского "отказа" даже в Юрьев день, были ликвидированы привилегии монастырей, позволявшие им переманивать крестьян. Но эти частичные меры не смогли вывести страну из экономического кризиса.
Делая вывод по разделу, отметим, что факты деятельности Ивана Грозного, показанные выше, не всегда нам известны точно, не всегда ясна в них личная роль и личное значение самого самодержца. Считаем, что очень сложно, как того требует научное знание, определить черты его характера, правительственные способности. Следовательно, отсюда и разноголосица ученых историков в оценке Грозного.
Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн. безграмотных. Поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования.
В 1923 г. было организовано всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" во главе с М.И. Калининым.
Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропогандистские задачи закрепления у населения господствующей идеологии: Руководил работой Главполитпросвет. С 1923 г. увеличивается сеть рабочих клубов, библиотек. Выпускаются специальные серии брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, бытовые, исторические и революционные темы. С 1924 г. развертывается пропаганда "основ ленинизма".
Острая нехватка финансовых ресурсов заставило государство уменьшить в начале 20-х г. бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов.
В 1921 г. в качестве временной меры было введена плата за обучение.
В некоторых районах и республиках продолжали существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе). Начали создаваться школы - интернаты.
Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921 - 1925 г. стали школы ФЗУ. Не менее ѕ учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического персонала (мастер, бригадир, механик) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, краткосрочных курсах.
В 20-е г. возникла форма высшего образования рабочих - рабочие факультеты (рабфаки), вырастившие первое поколение советской интеллигенции, лояльной к советской власти и партии.
В 1921 г. в Москве открылся Институт красной профессуры для подготовки марксистских кадров преподавателей высшей школы.
Противоречия в экономике и политике, сложность общественных процессов нашли яркое отражение в произведениях различных видов искусств. Протест значительной части интеллигенции против октябрьского переворота, эмиграция многих деятелей культуры не остановили развитие искусства, толчок к которому был дан в начале века.
Различия в творческих позициях деятелей культуры нашли свое выражение в создании многочисленных групп и объединений.
Одно из влиятельных литературных групп - "Серапионовы братья" (1921 г) - объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, В.С. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.). Для их произведений характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание послереволюционного времени.
Из Промкульта выделялась группа писателей, создавших объединение "Кузница" (С. Обрадович, В. Казин, Н. Полетаев). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, с 1924 г. называвшаяся Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), - наиболее массовое литературное объединение 20-х г. В его состав входило множество кружков и местных объединений.
Основными печатными органами групп были журналы "На посту", (1923 г), затем "На литературном посту (с 1925 г). Деятельность Рапа носила открыто "классовый", "пролетарский" характер, на страницах его велась кампания против "непролетарских" писателей - М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого и др. Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, насаждали идеологию большевизма в литературе.
Представители " Литературного центра конструктивистов" (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) называли себя выразителями "умонастроений нашей переходной эпохи", проповедовали "советское западничество", ориентируясь на американизированную технологию.
В группу "Левый фронт искусств" входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, строившие свою эстетику с учетом пролеткультовских и футуристических теорий, концепции "литературы факта", отрицавшие художественный вымысел, психологизм.
Появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Кораченко ("История моего современника", 1921), А, Толстого ("Хождения по мукам", 1921), В. Вересаева ("В тупике", 1922) и др.
В 1922 - 1923 гг. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, раскрытия разных сторон быта.
Стали появляться книги интимного, детективно-авантюрного содержания.
В середине 20-х г. роман вновь стал лидирующим жанром в литературе (М. Горький "Дело Артамоновых", 1925; А. Серафимович "Железный поток", 1924; Фурманов "Чапаев", 1923 и др.
Развитие художественного искусства характеризовалось возникновением и борьбой большого числа группировок и направлений.
Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г) была самой массовой художественной организацией, ставшей свое целью развития передвижнических традиций в духе "художественного документализма" и "героического реализма".
"Общество художников
- станковистов" (ОСТ, 1925) - было создано
выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось
к эстетическому осмыслению
В 1925 г. конструктивисты объединились в "общество современных архитекторов" (ОСА), издавали журнал "Современная архитектура" во главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом.
Существовало влиятельное направление - "рационалист", особое значение придававшие поискам выразительной архитектурной формы.
В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком был Н. Ладовский, а архитектором-практиком - К. Мельников.
На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) ставились пьесы современных драматургов на революционные темы. На развитие театра огромное влияние оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров - К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, А.Я. Таирова и др.
Создавалась множество новых театров и театральных студий, передвижных театров. Были созданы первые в мире театры для детей.
Список использованных источников
1) Деревянко А.П., Шабельникова И.А. История России: Учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мангрув, 2004. - 560 с.
2) Зуев М.Н. История России: учебник. - М.: Высшее образование. 2008. - 634 с.
3) История России. С древнейших времен до начала XXI в. / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 1263 с.
4) Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник.4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Данилов и К°", 2008. - 816 с.
Информация о работе Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина