Иван Калита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:15, доклад

Краткое описание

После получения ярлыка личность Ивана Калиты набрала огромную популярность и значимость для Московского княжества. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве и был похоронен здесь же, а его преемник Феогност окончательно переселился в нее. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси. Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митрополит Петр помогал Ивану Даниловичу в проведении политики централизации русских земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил второе свое прозвище – Добрый.

Вложенные файлы: 1 файл

Владимир мономах.docx

— 22.72 Кб (Скачать файл)

Локтев Артем, Эб 02/1404

Иван Калита

   Иван Калита, проживавший на Руси с 1283 по 1340(1) годы, является государственным деятелем, Великим князем Московским (1328-1340(1)), Великим князем Владимирским (1328-1340(1)), был князем Новгородским с 1328 по 1337. Иван I Данилович Калита – четвертый сын князя Даниила Александровича, мать звали Марией; является потомственным внуком Александра Невского и дедом Дмитрия Донского. Свое прозвище Иван Калита получил, скорее всего, от привычки носить с собой постоянно кошель или денежную сумму («калиту»), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

   Иван Калита пришел к власти (или Великому княжению) благодаря подавлению восстания в Твери. В 1327 году население Твери восстало против сборщика налогов – баскака Чолхана. Возмущенные поборами и насилиями тверичи (тверичане) обратились за помощью к собственному князю, однако тот занял выжидательную позицию. Восставшие перебили татар. Воспользовавшись этим, Московский князь Иван Данилович явился с монголо-татарским войском и подавил восстание. Таким образом, он получил ярлык  от хана на Великое княжение (в 1331), который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей.

    После получения ярлыка  личность Ивана Калиты набрала огромную популярность и значимость для Московского княжества. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве и был похоронен здесь же, а его преемник Феогност окончательно переселился в нее. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси. Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митрополит Петр помогал Ивану Даниловичу в проведении политики централизации русских земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил второе свое прозвище – Добрый.

   Также вовремя правления Ивана Калиты расширялись его владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества. Стоит заметить, что присоединение было без какого-либо физического насилия и применения оружия.

   Иван Калита усилил роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Не менее важной заслугой его является «затишье на Руси». Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Он часто ездил в столицу Орды на поклон к ханам, собственноручно собирал дань с русских. Благодаря этому, на Москву, а затем и на Владимир, во время его княжения не нападали ордынские войска. «И бысть оттоле тишина велика на сорок лет и пересташа поганые воевать Русскую землю»,– записал летописец.

   При сыновьях Ивана Калиты – Семене (1340-1389), получившем прозвище Гордый за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353-1359) – в состав Московского княжества вошли Дмитровские Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

    При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные храмы: Успенский собор, Собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника и новый дубовый Московский Кремль, первоначальный вид которых не дошел до нас.

   В 1339(40) году в Москве было написано Сийское Евангелие, хранящиеся в библиотеке Российской академии наук.

    У Ивана Даниловича  было две жены: княгиня Елена  и княгиня Ульяна, чьих дочерей  он выдавал замуж, чтобы получать  уделы их мужей.

   Таким образом, внутренняя  политика Ивана Калиты очень насыщенна, так как в его княжение расширились владения – увеличилась территория Московского княжества. Иван Калита дал веру и надежду своему народу в победу над монголо-татарами, укрепил влияние Москвы, сделал ее духовным центром Руси. Москва стала финансовым центром, так как Иван Калита получил право сбора дани с русских земель и доставки ее в Орду. Однако и культура развивалась с постройкой белокаменных храмов и, конечно же, Москва возвысилась как религиозный центр.

    По моему мнению, Великий  князь Московский – Иван Калита – является величественной фигурой нашей истории. Иван Калита попытался усилить роль Москвы как центра объединения всех русских земель, ведь не зря его называют «Собирателем земли Русской». Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. Я считаю, что его политика по отношению к Орде была хитрой, потому что с одной стороны, людям казалось, что Русь «прогибается» под Ордой, но с другой стороны, можно было понять, что это было «затишье перед бурей». Этот человек был бескорыстен, потому что «жертвуя» своей жизнью, он делал во благо ради народа.

   Однако начитанный в источниках, Н.М. Карамзин, прежде всего, определил князя Ивана теми словами, которые нашел для него один древнерусский автор – «Собиратель земли Русской» (об этом и я высказывалась выше). Однако этого было явно недостаточно для объяснения. Почему именно князь Иван стал «Собирателем»? В конце концов, все русские князья того времени как могли, собирали землю и власть, иначе говоря – гребли под себя…

   Тогда Н.М. Карамзин предложил дополнительные пояснения. Оказывается, Калиты был «хитрый». Этой хитростью он «снискал особенную милость Узбека и, вместе с нею, достоинство великого князя». С помощью той же «хитрости» Иван «усыпил ласками» бдительность хана и убедил его, во-первых, не посылать более на Русь своих баскаков, о передать сбор дани русским князьям, а во-вторых – закрыть глаза на присоединение многих новых территорий к области великого княжения Владимирского.

   Следуя заветам Калиты, его потомки постепенно «собрали Русь». В итоге могущество Москвы, позволившее ей в конце XV века обрести независимость от татар, есть «сила, воспитанная хитростью».

   Другой классик отечественной  историографии, С.М. Соловьев, в противоположность  Карамзину был очень сдержан  в характеристиках исторических  деятелей вообще и Ивана Калиты в частности. Он лишь повторил найденное Карамзиным определение князя Ивана как «Собирателя земли Русской» и отметил вслед за летописью, что Калита «избавил Русскую землю от татей».

   Подытожив, можно сказать, что  историки С.М. Соловьев и Н.М.Карамзин выделяют Ивана Калиту как «Собирателя земли Русской».

    В 2006 году были учреждены награды Московской области : Орден Ивана Калиты и Медаль ордена Ивана Калиты.

    На мой взгляд, Иван I Данилович Калита (Добрый) внес немалый вклад в развитие и укрепление Руси, а точнее Московского княжества в XIV веке.

  

 


Информация о работе Иван Калита