Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:58, доклад
Иван Леонидов прожил недлинную жизнь — с 9-го февраля 1902 г. до 6 ноября 1959 г. Служил архитектором. Из всех его проектов построена была только одна лестница на склоне холма в Кисловодске. Жил бедно. Похоронен на кладбище села Фирсановка в Подмосковье.
Иван Леонидов
прожил недлинную жизнь — с 9-го февра
Иван Леонидов — общепризнанный гений, великий основоположник архитектуры XX и XXI века, духовный вождь ныне здравствующих и процветающих мэтров мирового зодчества. Рем Коолхаас специально приезжает на открытие юбилейной выставки «СТОЛЕТИЕ ЛЕОНИДОВА».
Парадокса во всем этом нет — это закономерная трагедия человека, опередившего свое время на десятилетия или даже столетия. Будь проклят этот закон!
Сегодня Россия может только мечтать, чтобы у нее появился столь же мощный, столь же влиятельный в мировом масштабе архитектор. Сегодня мы можем только лелеять в музейных залах бренные листы бумаги и кальки, запечатлевшие бессмертные идеи одного человека.
К 9-му февраля 2002 г. Музей архитектуры имени А. В. Щусева впервые предпринял попытку собрать в одном пространстве все материальные свидетельства творчества великого провидца. Большинство сохранившихся подлинных работ Ивана Леонидова будут представлены на мемориальной выставке и все они — в полном научном каталоге, который будет обнародован на сайте Музея архитектуры WWW.MUAR.RU и опубликован в виде исчерпывающей книги. Музей так сильно стремился отшелушить все лишнее, что на выставке принципиально экспонирует только подлинные вещи со всей их правдой, не приправленной никакими изысками оформления и «дизайна».
Сохранилось очень мало. Рваные обрывки бумаги и выщербленные фанерные доски из фондов музея и из семейного хранения — эта горстка материи и есть один из самых ценных сегментов национального достояния России.
Парадокса во всем этом также нет — это вещество заряжено такой силой, что является ярким примером торжества духа над плотью. Рукописи не горят. Да здравствует этот закон!
Главным секретом творчества Леонидова была уникальная художественная интуиция. Эта властная сила не оставляла его на протяжении всей его жизни. В самом начале пути он создал студенческий проект (Институт библиотековедения им. Ленина, 1927 г.), который немедленно стал предметом культового поклонения, сразу и навсегда поставил его имя рядом с революционерами (ныне классиками) Ле Корбюзье и Мисом ван дер Роэ. Подводя итоги Первой архитектурной выставки в Москве 1927 года, М. Я. Гинзбург писал в журнале «Советская архитектура» о проекте двадцатипятилетнего дипломанта: «Блестяще выполненная в ряде тонких графических рисунков и в манере… работа эта более всего ценна для нас как категорический прорыв той системы приемов, схем и элементов, которые неизбежно становятся для нас общими и обычными, в лучшем случае являясь результатом единства методов, а в худшем — нависая угрозой стилевых трафаретов».
В первой половине жизни Леонидова все его работы быстро становились широко известными. Сам Ле Корбюзье и ныне здравствующий Нимейер (почти ровесник Леонидова) вряд ли стали бы отрицать, что подпали под сильное обаяние леонидовского «категорического прорыва». Потом советские душители свободы творчества придумали термин «леонидовщина» и великий архитектор был изолирован железным занавесом от мировой архитектуры. После войны и до самого своего конца Леонидов в одиночестве разрабатывал проекты грандиозного и утопического Города Солнца, где будет царить всеобщее счастье.
На фотографиях Леонидова всех возрастов поражает взгляд — взыскующий и лучистый. Ему до сих пор есть, что сказать тем, кто достоин слушать. Изучение творчества великого мастера — единственное, чем можно искупить вину современников перед ним и перед всей историей нашей архитектуры.