Игнатий де Лайолла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:34, биография

Краткое описание

Родился Игнатий Лойола 24 октября 1491 года в замке Лойола – во владении своих родителей, что в городе Аспейтиа, в провинции Гипускоа страны Басков. Происходил он из древнего и знатного рода, но обедневшего. Интересно, что Игнатий был 13 ребёнком в семье из 14 и седьмой сын по счёту. По действующему принципу майората, то есть наследования недвижимости только старшим сыном, в перспективе Игнатий оставался ни с чем. При рождении ему было дано имя Иньиго де Оньяс, фамилия Лойола – по принадлежности к родовому замку, а имя Игнатий он взял себе впоследствии.

Вложенные файлы: 1 файл

Игнатий де Лайолла.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Игнатий де Лайолла

 

Родился Игнатий Лойола 24 октября 1491 года в замке Лойола – во владении своих родителей, что в городе Аспейтиа, в провинции Гипускоа страны Басков. Происходил он из древнего и  знатного рода, но обедневшего. Интересно, что Игнатий был 13 ребёнком в семье из 14 и седьмой сын по счёту. По действующему принципу майората, то есть наследования недвижимости только старшим сыном, в перспективе Игнатий оставался ни с чем. При рождении ему было дано имя Иньиго де Оньяс, фамилия Лойола – по принадлежности к родовому замку, а имя Игнатий он взял себе впоследствии. Его полное имя – Дон Иниго Лопез де Рекальде де Онази де Лойола. Его отец – сеньор Бельтран Ибаньес де Оньяс, мать – сеньора Мария Санчес де Ликона, также принадлежала к знатному роду из страны Басков. Стоит отметить, что детство его прошло на севере Испании, наименее подвергнутой влиянию мавров части Пиренейского полуострова. Здесь христианская вера со времён готов жила и развивалась.  
Он рано лишился родителей. В 1506 или 1507 умирает его мать, ранее умер и его отец.

Иниго отдали на воспитание отставному королевскому казначею – Хуану Веласко, который был его крестным отцом. За время своего детства он выучился только читать и писать по-кастильски. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить в 16 летнего мальчика, то есть в 1507 году, дона Иньиго  пажом при дворе королевской четы Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Резиденция двора находилась в Барселоне.

 Праздная жизнь, среди богатых  придворных, множество красивых девушек, окружавшие Изабеллу Кастильскую, сформировали характер Иниго. Образ жизни, который вели в доме, слишком мало способствовал тому, чтобы служившие здесь юные пажи могли почувствовать склонность к святой жизни. Поэтому нет ничего удивительного, что 24 летний дон Игнатий вел совершенно светский образ жизни. Теми божествами, которым он служил всем сердцем и душою были любовь и честь.

Впоследствии, рассказывая о своей  молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»

«Это был молодой человек, почти  высокого роста, стройный, ловкий, находчивый болтун,поклонник женщин, вина и особенно военной славы,  для которой впечатлитальный и самолюбивый юноша был готовом пожертвовать всем.». – Александр Быков «Игнатий Лайола».

Игнатий гордился своей католической верой, презирал новообращенных морисков и горел желанием сразиться с неверными, но в этом небыло ничего необычного для испанского рыцаря. . У него был также особо чтимый святой, и этого святого – апостола Петра , он прославлял даже в стихах Ни одна черта в характере и поведении Игнатия не свидетельствовала об особенно живом интересе к религиозным вопросам..Однако, довольно рано было замечено, что Игнатий обладает исключительной способностью заставлять людей делать то, что он хочет, и вести трудные переговоры. Дон Иньиго оставил придворную службу и начал военную карьеру. На войне он проявился храбростью, энергией и распорядительностью. Стал офицером и к 1520 году имел чин капитана. Испания и Франция того времени спорили за обладание Наваррой. В мае 1521г. Французская армия внезапно перешла Пиренеи. Вторению способствовал такой успех, что испанские войскабыли вынуждены немедленно очистить всю Наварру. Только в цитадели Памплоны остался небольшой гарнизон. Но он тоже был не расположен к решительным действиям и на военном совете офицеры высказались за капитуляцию. Против сдачи крепости выступил только один человек – это был Комендант крепости Памплоны  капитан Лойола. «Не сдаваться, бой в рукопашную!»- таков был лозунг. Убедительность его слов была так велика, что безумное предложение было принято.В ходе боя, храбрый защитник крепости   был тяжело ранен -  обе ноги были сильно повреждены. Он упал, и с ним пала крепость. Великодушный победитель приказал тщательно перевязать раненного и, как только позволило его состояние перенести его через горы в замок Лайола. Переезд приченил раненному большие страдания. Вскоре выяснилось, что первая перевязка была сделана плохо,. Пришлось снова ломать правую ногу и вновь перебинтовывать ее. Легко вообразить, как мучительна была эта операция при тогдашнем уровне хирургии. Состояние Игнатия после этой операции сильно ухудшилось, и его причастили. Но в полночь, когда начинался день, посвященный в церковном календаре – святому Петру – наступило улучшение. Однако кость торчала из колена и одна нога оказалась короче другой. Кость он попросил просто отпилить, что врачи с ужасом сделали. Одна нога оказалась короче другой. Лойола пытался вытягивать вторую ногу и носил ужасные протезы. Но эффекта это не дало. Так до конца дней он и хромал.о походах, дуэлях и танцах, надо было забыть. (При этом не раз обходив пешком Италию, Францию и Испанию.)Теперь ему необходимо было примирится с печальной мыслью об отказе рыцарской карьеры. Действительно это была волевая натура, сильная, упорная. Чтобы хоть как то себя утешить, он обратился к книгам. Но его любимых рыцарских романов, новелл в библиотеки не оказалось, нашлось всего две книги: сборник легенд о святых и «Жизнь Христа».

Тогда же Лойола грезил о некоей даме, о которой  он говорил, что “она не графиня, не герцогиня, но выше их”. Историки последующих веков решили, что речь идет о какой-то особе королевской крови.Предположительно даму его сердца звали Жермене де Фруа.

И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?» Иньиго заметил — и был поражён, — что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. Все это произвело на него огромное впечатление. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога».Из этого сначала неопределенного представления он скоро вывел весьма важное правило поведения: отдаваться лишь тем планам, мыслям и чувствам, которые могут привести его душу в состояние длительного радостного напряжения. 

Бледнели его  миражи мирской славы и земной любви. В одну из ночей ему явилась  Мадонна с младенцем Иисусом.  С этого момента исход борьбы был решен: Мадонна – стала дамой его сердца. Служение церкви стало для него идеалом.

Весной 1522 он навсегда покинул замок своих предков, приняв решение стать святым.Ближайшей  его  целью был Иерусалим.Сначала Он пошел к горе Монсеррат, где находился монастырь, в котором была чудотворная икона Пресвятой Богородицы. 25 марта 1522 года, в день Благовещенья Богородицы, дон Иньиго повесил у иконы свою броню и оружие и провел перед ней всю ночь, молясь то на ногах, то с коленопреклонением, не выпуская паломнического посоха из рук. Он скинул рыцарское одеяние, в котором пришел и добыл себе грубую одежду отшельников. После этой ночи дон Иньиго стал называть себя рыцарем Пресвятой Девы и воином Иисуса.

1522—1523 гг. Манреса. Прозрение на Кардeнере

Он отправился в Иерусалим. В Европе была чума, и Лопес поселился в маленьком монастыре в городе Манресе. Поначалу — среди монахов, потом уединился в пещеру.

. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе, он каждый день молился в течении 7 часов; он трижды в сутки бичевал себя; он он не стриг волос и ногтей.Столь радикальная перемена образа жизни повергла его в состояние нервного возбуждения, вследствии чего он начал галюционировать на Яву,  у него появились сомнения, относительно возможности всю жизнь предаваться этому подвигу аскетизма. Игнатий так и не смог преодолеть тревогу. Он о утрачивал  всякую способность радоваться и не находил ее даже  молитве и богослужении, то напротив его охватывал восторг. сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить самоубийством. Игнатий вспомил о замечательном опыте, который он получил в замке Лайола, когда в его уме проносились то светские, то духовные планы относительно будущего. Как и тогда он пришел к заключению, мысли смущающие и подавляющие душу исходят от дьявола и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, — говорил он впоследствии, — что в таком исповедании заключено действие злого духа». 

Игнатий постоянно занимался самобичеванием и самоуничижением, соблюдал строгий  пост, ухаживал за больными, боялся грехов, исповедовался. Он делал всё это  искренне, безусловно, в нём присутствовала большая доля фанатизма, которая зародилась в страданиях в замке Лойола.  
В небольшом селении Манреса, находящегося неподалёку от Монтсеррата, где проживал Игнатий в конце 1522 года, у него случилось видение, он получил «великий свет разумения». Теперь он уже не сомневается в том, что должен защищать истинную веру, Католическую церковь, папу, как прямого представителя бога на земле.  
Там же он начал писать свои Духовные упражнения: книгу, легшую в основу учения иезуитов (они впоследствии будут утверждать, что Упражнения могут заменить Евангелие; но иезуитам принадлежат и более смелые заявления).

Тем временем в окрестностях Манреса  заговорили о появлении нового пещерника-праведника. Особенно усилились эти разговоры  после того, как за Иниго пришел его брат Мартин и позвал вернуться домой. Лойола отказался. Выбор был сделан.

 
Паломничество в Иерусалим.  
В начале 1523 года Игнатий отправляется в Святую землю, место, где так много неверных – мусульман. При этом он необразован, но на протяжении пути говорит, что общается с богом, Иисусом Христом и Девой Марией лично. Лайола не зная латинского языка, не имея духовного образования  стал проповедовать христианство осовываясь на своих взглядах.

 Всё это вызывает подозрение  у окружающих. В Иерусалиме ему  отказывают в желании остаться в монастыре на святой земле. Он возвращается в Испанию. Тем временем его странное поведение привлекло внимание инквизиции.  
 
 
Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 г. Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в пятистах километрах от Барселоны.

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.

 
1528—1534 гг. Годы учения. Париж

В 1528 г., когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 г. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 г., после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 г. Игнатий сдал ещё один экзамен — по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 г., на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

 Наконец, он получил звание  магистра теологии – уже может  проповедовать.  
 
В Париже вокруг Игнатия сплотились такие люди, как Франциск Ксаверий, Яков Лайнез, Пьер Эмиль Лазар Фавр, Альфонсо Салмерон и другие, ставшие впоследствии одними из основателей Общества Иисуса. И вот после долгого общения происходит то, что сблизит их ещё больше. 15 августа 1534 года они собрались в церкви на Монмартре и принесли клятвы идти в Палестину с миссионерской миссией, а также дали обеты целомудрия и бедности. Но пока они должны были все продолжать образование.  
 
Венеция, Рим, основание Общества Иисуса.  
В 1537 году Лойола сотоварищи собрались в Венеции, дабы оттуда отправиться в Палестину и предаться там служению. Пока они ждали возможности отплыть – работали в больницах, помогали страждущим, проповедовали. Но разразившаяся в водах Средиземного моря война не дала им отплыть в Святую землю. Пришлось отправиться в Рим. К этому времени Игнатий Лойола был уже рукоположен в сан священника. В Риме Лойола и его товарищи начинают проповедовать и имеют большой успех, людям очень нравится слушать их речи. Популярность Лойолы возрастает – становится возможна аудиенция у папы.  
 
В это время в самом разгаре идёт борьба Реформации и Контрреформации.Лайола осознал, чтов Европе у христианства есть более страшные враги, потому что считая себя христианами они отшотнулись от святого здания католической церкви. Идеи Лютера приобретают все большую популярность. Католическая церковь стремительно теряет свои позиции. На встрече с папой Павлом III в 1540 г., Лойола видимо высказал идеи о создании ордена, одной из главных идей которого станет защита Католической церкви. В такое непростое время это было сродни «манны небесной» для папы Павла III. Игнатий Лойола получает добро на создание Общества Иисуса. Стоит отметить, что Лойола, имевший некую популярность в народе и очаровавший папу, имел много противников и недоброжелателей среди аристократии и даже первейших кардиналов. Но это не помешало созданию его ордена.  
 
Устав ордена Лойола написал лично, в 1540 году этот устав утвердил папа. Главные постулаты ордена – целомудрие, послушание, бедность и преданное служение богу и церкви, безропотное подчинение этой церкви и её главе папе.Устав предписывал, что иезуит должен пойти на смертный или любой другой грех если его предписывает старший во имя Господа. Лайола настаивал на полном подчинении церкви и единодушии с ней, говоря : «Если церковь утверждает, что вещь казавшаяся нам белой черна, то мы должны тот час же признать ее черной». Строгая иерархия ордена не терпела никаких возражений стоящим выше в этой иерархии членам общества. Орден стал воинственным – защищал церковь от всех посягательств на её могущество.  
 
В 1541 году Игнатий Лойола был избран первым генералом Общества Иисуса. После избрания Лойола несколько дней прислуживал на кухне – элементы самоуничижения в нём не исчезли.  
 
Безропотное подчинение старшему в ордене стали его характерной и главной чертой. Лойола говорил, что церкви нужно отдавать всё, в том числе и свой разум. Идеальный иезуит, по выражению Лойолы, должен смотреть на старшего как на самого Христа. Несмотря на то, что орден Иезуитов был добровольным, нашлось много желающих в него вступить.

Иезуиты стремились влиять на воспитание подрастающего поколения. И захватывали в свои руки университеты и школы. В течении двух веков  они действительно были лучшими учителями в Европе именно в иезуитских школах было впервые предпринято деление всей массы учеников на классы.  
 
Последующую часть своей жизнь Лойола посвятил координации ордена, писанию своих сочинений. А в 1550 году он решил сложить с себя полномочия генерала ордена Иезуитов, чему воспротивились все. После долгих уговоров он остался на своём месте. Так он и умер в этой должности. Случилось это 31 июля 1556 года в Риме, где его и похоронили в церкви Иисуса Христа.  
 
Жизнь после смерти.  
В 1622 году Игнатий Лойола был официально канонизирован папой Григорием XV.  
Произведения Лойолы стали широко популярны, в особенности знаменитое «Exercitia spiritvalia» - «Духовные упражнения».  
Орден Иезуитов обрёл огромную популярность, став впоследствии больше политической организацией, чем Обществом Иисуса. Широкое применение получили иезуитские школы. Иезуиты-миссионеры проникли во многие страны мира, где успешно проповедовали свои идеи. Впоследствии иезуиты во всём мире оказывали огромное влияние на ход истории – во стольком они поучаствовали, что всего и не перечислишь. Но всё это уже имело небольшое отношение к Лойоле. В умах Лойола так и остался «пехотинцем Римского папы».

 Руководствуясь девизом «Цель  оправдывает средства» - иезуиты  заложили основы гибкой морали  и вседзвленности, которые не  допустимы для достижения самых  благих целей.

[править] «Духовные упражнения»

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1548 г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа — недели (название «неделя» — достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя — очищающая (vita purgativa). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя — просвещающая (vita illuminativa), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя — соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя — Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога — во всём.

Информация о работе Игнатий де Лайолла