Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:11, реферат
Цель - рассмотреть проекты отмены крепостного права и судьбы их разработчики.
Задачи исследования:
- выявить предпосылки и причины проведения реформы 1861 года;
- рассмотреть проекты отмены крепостного права в России;
- проследить судьбу разработчиков реформы 1861 года;
- определить историческую значимость реформы 1861 года.
Введение……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. Крестьянская реформа 1861 г.
1.1. Причины и предпосылки отмены крепостного права……………………6
1.2. Попытки проведения реформ……………………………………………...9
ГЛАВА 2. Проекты отмены крепостного права в России
2.1. Проект и судьба Я.И. Ростовцева………………………………………..1
2.2. Проект и судьба М.А. Корфа……………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список использованных источников…………………………………………...20
После того как Александр I не решился, а декабристы не сумели, Николай I, бес сомнения, некоторое время пытался взять на себя роль «революционера сверху». Он действительно, а не на словах, предполагал провести ряд реформ, в их числе главную - отмену крепостного права. Десятки проектов, 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу! Не получилось. Не получилось у Николая I прежде всего из-за сильного и все нарастающего эгоистичного звериного сопротивления аппарата, высшей бюрократии [5, c.48].
18 февраля 1855 года умер Николай I. После трагической смерти императора Елена Павловна стала старейшим членом императорской фамилии, неопытность молодого монарха - ее племянника позволили ей занять достойное место в политической нише, стать своеобразным политическим маяком, на который ориентировались все либеральные силы русского общества.
Желая сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, Елена Павловна задумала освободить крестьян своего полтавского имения Карловка (имение насчитывало 12 селений, в которых проживало 7392 души мужского пола и 7625 душ женского пола, обрабатывавших свыше 9 тыс. дес. земли). Однако
не подкрепленное солидной аргументацией, а главное, определенным планом желание тетки императора не вызвало особого восторга ни у ее венценосного племянника, ни у графа Киселева, автора реформы управления государственной деревней 1837-1841 гг., ни у Н. А. Милютина, посоветовавшего ей «пока повременить со своим намерением», так как этот вопрос еще не вполне выяснен в законодательной работе [7, c.54].
План Елены Павловны и Милютина явно опередил свое время. Через несколько лет карловский проект послужит тем материалом, на основе которого будут выработаны общие принципы будущей крестьянской реформы.
ГЛАВА 2.
ПРОЕКТЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
2.1. Проект и судьба Я.И. Ростовцева
Выступление Александра II 30 марта 1856 г. перед предводителями московского дворянства, послужившего первым шагом на пути к освобождению крепостного крестьянства, в Министерстве внутренних дел развернулась работа по выработке общего плана реформы.
В 1857 году был образован Секретный комитет по крестьянскому делу первое заседание которого состоялось 3 января в Зимнем дворце в кабинете императора. В состав комитета вошли следующие высшие сановники империи: Д.Н. Блудов, В.А. Долгоруков, П.П. Гагарин, С.С. Ланской, В.Ф. Адлерберг, К.В. Чевкин, М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Делопроизводителем нового комитета был назначен государственный секретарь В.П. Бутков. Первым лицом Секретного комитета (исключая самого Александра II) был Алексей Федорович Орлов (1787-1861 гг.) [3, c.76]. К концу февраля 1857 г. из Государственной канцелярии в Секретный комитет поступил ряд записок: о разных предположениях касательно освобождения крепостных людей, о дворовых людях, об обязанных крестьянах, о свободных хлебопашцах, о праве собственности крепостных людей. Наиболее обстоятельной была записка Я.И. Ростовцева [3, c.80].
Яков Иванович Ростовцев родился в 1803 году. Отец его был директором училищ Санкт-Петербургской губернии. Ростовцев воспитывался в пажеском корпусе и начал службу в гвардии. 12 декабря 1825 года словесно известил императора Николая I о заговоре декабристов, не называя имён участников и не преследуя никакой личной цели. В 1828 году был назначен адъютантом великого князя Михаила Павловича и сопровождал его в турецкой кампании 1828 года и польской 1831 года; в 1835 году был назначен начальником штаба великого князя по управлению военно-учебными заведениями и сохранил эту должность, когда управление военно-учебными заведениями, после кончины великого князя, было вверено наследнику цесаревичу. По вступлении на престол императора Александра II, главное начальствование над военно-учебными заведениями было возложено на Ростовцева, с званием начальника главного штаба. В июле 1858 года Яков Ростовцев был назначен одним из четырёх членов комиссии для предварительного рассмотрения проектов положений, поступавших из губернских комитетов. Записка Ростовцева, датированная 20 апреля 1857 года, сразу определяла позицию автора по крестьянскому вопросу: «Убеждения людей мыслящих, просвещенных и любящих отечество в том, что человек человеку не должен принадлежать, что человек не должен быть вещью, а потому в необходимости освобождения крестьян сказывается требование правды, справедливости и благоразумия»[9, с.101].
Высказав столь решительно свою точку зрения, Ростовцев, излагая историю крестьянского вопроса в первой половине XIX в., подвергает критике законы о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах, а также другие проекты отмены крепостного права и приходит к выводу о том, что они не могут быть приняты. Во-первых, освобождение крестьян без земли, так же как и с небольшим участком ее, невозможно. Во-вторых, предоставление крестьянам достаточного надела без вознаграждения будет несправедливо, так как разорит владельцев земли. В-третьих, выкуп земли также не может быть осуществлен, так как для единовременного выкупа не хватит средств, а разновременный опасен для государства: он продолжался бы довольно долго и мог бы вызвать крестьянские волнения [3, c.55].
Освобождение крепостных крестьян, по мнению Ростовцева, потребует трех периодов:
1) безотлагательного умягчения крепостного права, когда крестьяне увидят, что правительство действительно заботится об улучшении их участи;
2) постепенного перехода
крепостных крестьян в
3) полной свободы всех крестьян в России: и помещичьих, и государственных, и удельных, и заводских.
На возражение, что народ потребует, не ожидая этих долгосрочных мер, «полной свободы» и сам освободит себя, Ростовцев уверенно отвечал: «Если правительство будет продолжать волновать умы, ничего не пересоздавая, то может разразиться народная революция. Кто дерзнет поручиться за будущее? А если правительство, опасаясь предполагаемой революции, мерою отважною, крутою и, к несчастью России, неотгаданною, само, так сказать, революцию вызовет? Правительству идти вперед необходимо, но идти спокойно и справедливо, настойчиво и религиозно; остальное во власти Божьей»[9, с.105].
Свою обширную записку «О средствах освобождения крестьян от крепостной зависимости» Ростовцев закончил выражением уверенности в том, что «если бы государя бог сподобил хотя двинуть с места этот полувековой вопрос не словом, а делом, то он совершил бы много добра и России, и человечеству, не колебля никаких основ и ничьих прав. Остальное пусть довершат другие, как ход времени, их умудрит и научит»[9,с.105]. И 6 февраля 1860 года Яков Иванович Ростовцев умер, не успев завершить дела реформы [9, c.123].
2.2. Идеи и судьба М.А. Корфа
Граф Модест Андреевич Корф (1800-1876 гг.), происходил из старинной немецкой баронской фамилии, был одним из самых образованных и замечательных людей своего времени. Сын сенатора, тайного советника барона Генриха-Ульриха - Казимира (Андрея Федоровича) и О.С. Смирновой в 1817 г. закончил Царскосельский лицей, где учился вместе с будущим канцлером князем А.М. Горчаковым и А.С. Пушкиным. Фактический руководитель отделения М.М. Сперанский увидел в нем своего будущего «наследника» на государственном поприще, привлек его к работе над крупнейшими кодификационными трудами - 45-томным Полным собранием законов Российской империи и 15-томным Сводом законов. С мая 1834 г. он статс-секретарь Е.И.В.( его императорского величества), с декабря того же года исполняющий должность государственного секретаря (утвержден в должности в январе 1839 г.), в 1843 г. Корф был назначен членом Государственного совета. В декабре 1861 г. он назначается главноуправляющим 2-м отделением Собственной Е.И.В. канцелярии, с 1864 по 1872 гг. Корф возглавлял Департамент законов Государственного совета. Крупнейший законовед, он принимал активное участие в подготовке судебной и земских реформ. Назначение Корфа в Секретный комитет по крестьянскому делу в 1857 г. свидетельствовало о полном доверии к нему императора. Записка третьего члена Приуготовительной комиссии барона Корфа была самой краткой. Не останавливаясь на подробностях будущего устройства крестьян, Корф предложил начать дело с циркуляра министерства внутренних дел всем губернским предводителям дворянства, с получением которого они должны были начать обсуждение условий реформы. Корф полагал, что все предыдущие попытки решения крестьянской проблемы оказались тщетными потому, что «дело было всегда начинаемо не снизу, не от корня, а сверху от вершины. Его обдумывали и обсуждали не помещики..., а лица, если и владеющие поместьями, то проведшие всю жизнь на службе, в отдалении от всякой возможности к всяким наблюдениям»[7, с.34]. Только поместное дворянство, наиболее знающее сельский быт, было способно обеспечить правильное решение этого вопроса. В этой работе дворянство, по мнению Корфа, должно руководствоваться следующими «тремя главными началами»: 1) Избежать «всяких средств крутых и насильственных», 2) Отстранить меры «такого рода, которых выгоды одной стороне обращались бы, прямо или косвенно, в отягощение другой», 3) Отстранить все то, «что потребовало бы со стороны государственного казначейства пожертвований, могущих воспрепятствовать окончанию дела». Для обсуждения этих вопросов барон намечал шестимесячный срок [7, c.44].
В заключении Корф подчеркнул: «Создадим если еще не тотчас что-нибудь положительное и окончательное, то по крайней мере полный к тому план; бросим полумеры и призраки мер, хотя бы для того, чтобы не повторялись слова одного умного человека, что правительство, делая по крестьянскому делу один шаг вперед, в то же время всегда делает два шага назад»[7, с.39]. Корф не считал себя специалистом в крестьянском вопросе, но длительное топтание правительства на месте в этой сфере ни для кого не было секретом. По мысли сановника, успех мероприятия может быть достигнут «только через мысль государя императора, выраженную в рескрипте великой княгине Елене Павловне 26 октября 1856 г., то есть, через подготовку материалов по делу освобождения крестьян из советов и наставлений опыта». По-видимому, Корф был знаком не только с ответом императора на записку Елены Павловны и Милютина, но и с самим великокняжескиим проектом, содержавшим общий план крестьянской реформы [7, c.46].
Проект Корфа был далек от затеоретизированного проекта Ростовцева, ему были чужды гипертрофированные помещичьи взгляды Гагарина, цель его была предельно ясна: поставить крестьянский вопрос на практические рельсы. По сути своей предложения Корфа были близки к официальному проекту министра внутренних дел - проекту Ланского-Левшина, который предлагал наделить крестьян лишь усадьбой, что, по мнению Левшина, ограждало бы крестьянина «от возможности быть изгнанным из жилища и произвело бы между ним и землевладельцем взаимную потребность друг в друге». Усадьбы должны были передаваться крестьянам за выкуп, «дабы не поддерживать лености и не возбуждать в крестьянах новых требований». При этом в оценку усадьбы включалась и сумма выкупа феодальных повинностей. Реализация проекта привела бы к достаточно быстрому и наиболее безболезненному в тех условиях освобождению крестьян. Однако, поскольку весной и летом 1857 г. большинство членов Секретного комитета находились еще в стадии ознакомления с крестьянским вопросом, идеи Корфа тогда показались им «возбудительными» [6, c.28]. Таким образом, осенью 1857 г. император был еще не готов к обсуждению общих начал реформы [4, c.52].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществление реформ предполагает создание социальных моделей. Однако, как правило, ни одна из них не совпадает с итоговым вариантом и
тем более результатом реформ. И это понятно: любая реформа есть внедрение идей в живую плоть социального тела, которое сформировалось в
старых условиях и худо - бедно приспособилось к ним. Реформа же всегда означает перестройку, преобразование сложившихся отношений и потому весьма болезненно воспринималась всеми затрагиваемыми слоями общества.
Безусловно, крестьянская
реформа не удовлетворила полностью
интересов ни крестьян, ни помещиков.
Рожденная как результат
Оценивая крестьянскую
реформу важно подчеркнуть
Во-вторых, с точки зрения заложения основ будущего экономического развития России, крестьянская реформа не может оцениваться только положительно. Камнем преткновения является введение общинной собственности на землю. Как писал С.Ю.Витте: «С точки зрения технического осуществления реформы община была более удобна, нежели
отдельный домохозяин. С
административно-полицейской
В-третьих, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего земледелия, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было свидетельством компромиссного характера реформы.
В-четвертых, реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. В-пятых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, новые условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имеющих целью создать новую систему государственного управления.
Информация о работе Идеи и судьбы разработчиков крестьянской реформы 1861 года