Идейные течения и общественно-политические движения XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Эта тема дала мне понять то, что и в то время происходили разногласия между правительством и народом, что так же шла борьба за то, кто будет править государством и по какому идейному течению будут все жить. Изучая эту тему можно увидеть, что не одно идейное течение не было доведено до ума. Никто не обратил внимание на то, что их программа не доработана, все лишь только рвались к власти, стремились быть первыми, лучшими, забывая про все. Все хотели ускорить развитие страны, перепрыгнув целую ступень развития общества, забыв о том, какое время переживали они в начале XIX в.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма………………………………………………………………………… 4
2. Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества…………………………………………………………………… 8
3. Рабочее движение в России в 60 - 80-х гг. XIX в………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………………………….. 27

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

В эти годы среди приверженцев идей социализма получило распространение  учение К. Маркса - марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где  все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти  без социалистической революции, главной  силой которой будет рабочий  класс (пролетариат).

Бакунин был хорошо знаком с Марксом, но резко критиковал его  учение. Он считал необоснованным утверждение  о ключевой роли пролетариата в обществе. Весьма отрицательно относился и  к идее Маркса о диктатуре пролетариата, которая должна быть установлена  после революции для построения коммунистического общества. По мысли  Бакунина, государство диктатуры  пролетариата будет навязывать крестьянам коммунизм, и это вызовет бунт. Чтобы подавить его, потребуется  многочисленная и хорошо вооруженная  армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив  крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам "заведовать обработкой земли и  выплачивать заработок крестьянам что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму".

Сам Бакунин уповал на стихийный  народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, "бессмысленный и беспощадный". Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция - "умственный пролетариат". Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: "Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать "повивальной  бабкой" самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий".

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое "народное"'

Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее "сверху вниз", он предлагал  взамен государства свободную организацию "снизу вверх" - рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, - это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая  сметет старую в и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором "волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию".

В отличие от других народников Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить  революцию. Революция должна принять  форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была "расшатать" существующую власть путем террора. Выступая против анархизма. Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционны.

Главной целью народников являлась организация крестьянской революции в России. Представления  о способах достижения этой цели у  членов народнических организаций  на протяжении 60 - 80-х гг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революционной  деятельности.

В середине 60-х гг. под  непосредственным влиянием романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" сложилась  организация Н.А. Ишутина - И.А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865г. внутри этой организации стала действовать группа "Ад", которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866г. член "Ада" Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

Покушение Каракозова привело  к усилению влияния консерваторов  в правительстве. Были закрыты близкие  народникам журналы "Современник" и "Русское слово", запрещены  студенческие кружки, усилена цензура.

Однако, несмотря на то что выстрел Каракозова привел к подобным результатам, для революционеров он стал вдохновляющим примером. На смену "ишутинцам" пришли "нечаевцы". В 1869г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество "Народная расправа". Он составил "Катехизис революционера" - свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер для Нечаева - это "обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией".

Одновременно с "чайковцами" существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А.В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень "долгушинцы" сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

Не соблюдая никаких мер  предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры  были арестованы.

В середине 70-х гг. народники  пришли к выводу о том, что если не. произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание "идеалы лучшего, справедливого общественного строя".

Состав пропагандистов был  очень пестрым: "в народ" устремились  не только революционные романтики  из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители  высших слоев общества. Власти ответили на "хождение в народ" всероссийской  облавой и показательными судами над революционерами.

Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к  ним глубокие симпатии со стороны  образованной части общества. Поведение  революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней  за наживой, которая расцвела тогда  на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся  представлениям, не откликнулись на призывы  народников.

Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти  к созданию строго централизованных и законспирированных групп. На смену  увлечения идеями Бакунина и Лаврова  пришло пристальное внимание к доводам  Ткачева. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация "Земля и воля", названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Позже в "Землю и волю" вступили В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно "только путем насильственного переворота".

Для подготовки народного  восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские методы работы. Организаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали проведение действий, ослабляющих правительство, в том  числе уничтожение наиболее "вредных" чиновников (индивидуальный террор).

Организаторская работа среди  крестьян являлась продолжением "хождения в народ". Но при этом "летучая" пропаганда сменилась "оседлой". Члены организации создавали  в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специальностям фельдшеров, учителей, агрономов. При этом такая  работа часто отнимала столько времени  и сил что до пропаганды просто не доходили руки.

Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд  громких террористических актов, взбудораживших всю страну. В январе 1878г. молодая  революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника  Ф.Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.

В августе 1879г. "Земля и  воля" разделилась на две самостоятельные  организации - "Черный передел", куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г.В. Плехановым, и "Народную волю", объединившую сторонников  индивидуального террора. Организаторами и руководителями "Народной воли" были А.Д. Михаилов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, которые составили ее Исполнительный комитет.

Разгром народнических организаций  вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Им предстояло осмыслить  причины кризиса народничества.

Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной. Они упорно искали новые  теории, на основе которых можно  было бы продолжить революционную борьбу.

В Европе в тот период росла популярность марксизма. Основные положения революционного учения К. Маркса были и ранее знакомы народникам. Теперь под влиянием этого учения ряд народников пересмотрели свои взгляды  на революционные возможности крестьян и социалистическую сущность общины. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г.В. Плеханов.

За границей Плеханов объединил  единомышленников - видных революционеров - В.И. Засулич, П.Б. Аксельрода, Л.Г. Дейча, В.Н. Игнатова в группу "Освобождение труда". Плеханов и его соратники отвергли народническую идею о самобытности экономического строя России и признали факт ее вступления на путь капитализма. Исходя из общности исторической судьбы России и стран Западной Европы, цель своей деятельности группа "Освобождение труда" видела в подготовке пролетарской социалистической революции.

В программном заявлении, опубликованном группой "Освобождение труда" в 1883г., провозглашались следующие  задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организация  пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Тогда же было объявлено об издании группой "Библиотеки современного социализма". Эта небольшая  организация за 20 лет выпустила  более 250 марксистских работ, которые  расходились по всей России. Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих  кружков по изучению марксизма.

 

3. Рабочее движение в России в 60 - 80-х гг. XIX в.

 

Возникновение социал-демократии.

Развитие капитализма  в России ускорило формирование рабочего класса, ряды которого быстро пополняли  разорявшиеся беднейшие крестьяне  пореформенной деревни и не выдерживавшие  конкуренции кустари одиночки. Положение  русского рабочего в этот период отличалось полным юридическим бесправием, сверхпродолжительным рабочим днем (при исключительно низкой заработной плате), постоянные штрафы, травматизм на производстве (связанный с отсутствием техники безопасности). В случае болезней, несчастных случаев и старости рабочие не имели никаких социальных гарантий, плохо обстояло дело с обеспеченностью жильем. Все это сказывалось на активности рабочих, которая уже в 60-70-е годы стала проявляться в виде стихийных выступлений. В 60-е годы наблюдались волнения на заводах Урала и в центральных губерниях (Мальцевский завод в Калужской губернии, Морозовская фабрика в Орехово-Зуеве и др.). Только в 1861г. было отмечено 4 стачки и 12 волнений промышленных рабочих. Численность этих выступлений быстро росла (по данным П.А. Хромова в 70-е годы было зарегистрировано свыше 200 стачек и 100 волнений). Особый размах приобрели стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмской мануфактуре (1872), происходившие в непосредственной близости от столицы империи.

Растущая рабочая активность, а затем и возникновение русской  социал-демократии становятся важным явлением в русском общественном движении пореформенной России. С  увеличением численности и концентрации пролетариата, происходивших в годы промышленного переворота, росла  его сплоченность и организованность, что привело к попыткам создания первых рабочих организаций. В мае 1875г. в Одессе возник "Южнороссийский союз рабочих" во главе с Е.О. Заславским. Организация имела свой устав, где была сформулирована основная цель - свержение существовавшего в стране политического строя путем насильственного переворота. Организация испытывала сильное влияние народнической идеологии, что сказывалось на отдельных положениях устава (недостаточно четко были сформулированы политические задачи пролетариата, не определена его роль в движении, несколько преувеличивалось значение пропаганды и т.п.).

Информация о работе Идейные течения и общественно-политические движения XIX века