Избирательные цензы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:53, доклад

Краткое описание

Избирательные цензы — установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. В ряде случаев они совпадают, а в некоторых не совпадают. Есть специфические требования и для избирателей, и для кандидатов.
Избирательные цензы можно разделить на две группы. Одна из них — естественные избирательные цензы, а другая — произвольные избирательные цензы, т.е. не совсем естественные, ограничивающие свободу граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

избирательные цензы.docx

— 29.18 Кб (Скачать файл)

Избирательные цензы.

Избирательные цензы — установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. В ряде случаев они совпадают, а в некоторых не совпадают. Есть специфические требования и для избирателей, и для кандидатов.

Избирательные цензы можно разделить на две группы. Одна из них — естественные избирательные цензы, а другая — произвольные избирательные цензы, т.е. не совсем естественные, ограничивающие свободу граждан.

К избирательным цензам первой группы следует отнести возрастной ценз. Это требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Возрастной ценз для пассивного избирательного права означает то же самое, только он касается кандидата в депутаты или на избираемую должность. Возрастной ценз — естественное требование, потому что невозможно представить, чтобы ребенок или хотя бы подросток могли бы со знанием дела выбирать депутатов в представительные органы власти — в парламент. Каким бы умным и способным не был несовершеннолетний гражданин, нужно иметь минимальный жизненный опыт и реальное представление, кого и куда ты будешь выбирать.

До середины 60-х годов в большинстве стран активное избирательное право начиналось с 21 года. 21 год — возраст полного совершеннолетия, возраст полной дееспособности по гражданскому праву, когда человек получал право вступать во владение наследством, мог самостоятельно совершать сделки и т.д. Но этот возраст, который казался нормальным в XIX в. и первой четверти XX в., к концу 50-х годов стал восприниматься как нечто ненормальное и неестественное. Особенно этот возраст стал не соответствовать житейским реалиям в 60-е годы. В США, когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась довольно странная ситуация: молодежь, призываемая в армию, гибнущая во имя американских идеалов, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Стали звучать слова: «Слишком молод для выборов, в самый раз для войны...» Понижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В Великобритании этот возрастной ценз опустился в 1970 г., в этом же году — в ФРГ. США закрепили восемнадцатилетний возраст, введя 26-ю поправку в Конституцию США (поправка 1971 г.). Во Франции этот возраст был введен в 1974 г., в Италии и Швеции — в 1975 г. и т.д. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет — в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам.

Отдельно нужно сказать о возрастном цензе для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, потому что предполагается, что человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра и т.д., должен обладать жизненным опытом. Это может быть 25, 30, 32 года и т. д. В некоторых случаях (например, в Италии) человек может стать сенатором, только достигнув 40 лет. Причем в выборах членов итальянского Сената участвуют тоже люди более зрелого возраста — достигшие 25 лет.

Образовательный ценз можно назвать естественным цензом, потому что, как справедливо отмечали классики марксизма-ленинизма, «неграмотный человек — вне политики». Какой-то минимум образования для избирателя желателен, хотя бы для того, чтобы он мог прочесть фамилию кандидата и правильно поставить знак «за» или «против». Образовательный ценз в некоторых странах проверяется при регистрации избирателей. Например, в некоторых штатах США существовало правило, что избиратель при регистрации мог получить в руки Конституцию США и должен был прочесть несколько строк и объяснить, как он их понимает. То есть нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще.

Образовательному цензу близок ценз грамотности— требование умения читать и писать на языке той страны, где проживает избиратель. Это что-то вроде пониженного варианта образовательного ценза. Образовательный ценз применяется более активно при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на некоторые должности — диплом о высшем образовании (например, на должность президента).

В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допускают голосовать без всяких условий, более того, облегчают им возможность выбора. В Конституции Эквадора записано, что голосование обязательно для умеющих писать и читать и факультативно (желательно) для неграмотных. В Перу после принятия новой Конституции в 1980 г. к избирательным урнам были допущены неграмотные (около миллиона человек). В Индии, где очень много неграмотных, голосование для них упрощается тем, что каждая партия, каждый кандидат должен иметь символ (некий иероглиф), и бюллетени, помимо надписей, имеют графический знак, на который ориентируются избиратели. Каждая партия имеет свой символ (ладонь, колос, силуэт коровы, голубя и т.д.), и неграмотный избиратель, видя лица кандидатов, слушая их выступления, одновременно видит и символ этого движения или избирательного блока, а потом ставит «птичку» у этого символа.

Ценз проживания представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым различным: в большинстве штатов США — 1—2 месяца, в ФРГ — 3 месяца, во Франции — полгода, в Канаде — 12 месяцев. Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой-то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую-то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы.

Ценз проживания широко распространен. В некоторых странах не устанавливается конкретная продолжительность времени, а требуется постоянное проживание. Постоянное проживание не означает требования постоянной прописки, потому что института прописки за рубежом нет. Под постоянным подразумевается то, что человек живет в конкретной квартире или доме и имеет постоянную работу, может быть, в течение месяца или двух. Главное, что человек ощущает себя жителем этой местности и в качестве такого постоянного жителя его воспринимают окружающие. Иначе говоря, постоянное проживание связано с образом жизни. Постоянно проживающим не может быть турист или гость, хотя бы долго живущий в этой местности. Постоянное проживание — это «укоренение» человека на данной территории.

Кстати, иногда даже из-за небольшого перерыва в проживании (1—2 месяца) значительные категории граждан не участвуют в выборах. Например, в США есть значительный контингент сезонных рабочих, которые переезжают с места на место в связи с уборкой урожая, и они не участвуют в выборах. В США в выборах не участвует много людей, живущих в передвижных домах (трейлерах). Эти люди (по некоторым данным их около 6 миллионов) практически не участвуют в политической жизни.

Ценз пола. В большинстве современных государств не существует политических ограничений для женщин, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах. Это были в основном скандинавские страны (Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания), а также Австралия и Новая Зеландия. После первой мировой войны во многих странах женщины добились избирательного права. Первыми были голландские женщины — они получили это право в 1917 г., женщины Великобритании — в 1918 г., Германии - в 1919 г., США - в 1920 г., Швеции - в 1921 г. Дальнейшее расширение прав женщин произошло опять после мирового катаклизма — после второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские — в 1945 г., японские — в 1946 г. Дольше всех боролись в Европе женщины за получение избирательного права в Швейцарии. Они получили право голосовать лишь в 1971 г. Впервые вопрос о праве голоса для женщин в Швейцарии был поднят еще в 1919 г. Но его решение затянулось на полвека, хотя по этому поводу было несколько десятков общенациональных референдумов и опросов. Но, поскольку в этих референдумах участвовали только лица, обладающие избирательным правом — мужчины, они упорно противились предоставлению избирательного права женщинам. Кстати говоря, предоставление женщинам избирательного права в 1971 г. еще не означает, что женщины получили избирательное право во всех швейцарских кантонах и на всех уровнях выборов. Полученное право касается федерального уровня — уровня избрания в федеральный парламент. В некоторых же «глубинных» кантонах до сих пор женщины не допускаются к решению местных проблем. Есть, к примеру, горный кантон Аппенцель, там по многовековой традиции мужчины собираются на городской площади для принятия местных законов на специальных собраниях или сходах — ландсгемайнде. При этом женщины могут наблюдать за этими собраниями лишь со стороны. Интересно, что прямого запрета на участие женщин нет. Правило о том, кто может участвовать в этих формах прямой демократии, сформулировано, примерно, следующим образом: «На городской площади собираются взрослые граждане, которые носили или могут носить шпагу». Поскольку женщины никогда не носили шпагу, этим самым они как бы и отстраняются от голосования.

В ряде стран Ближнего Востока не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов. Например, в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах. В Кувейте женщины не имеют избирательного права, хотя мужчины участвуют в выборах. Кувейт при этом может сослаться на исламскую традицию. Как ни странно, не имеют права голоса женщины высокоразвитой и цивилизованной европейской страны — княжества Лихтенштейн. До сих пор в княжестве женщины не имеют избирательного права. Очевидно, это местная традиция.

В некоторых странах были и есть особые нормы, ущемляющие женщин. Например, на Гаити женщины могут избирать только в местные органы, в Гватемале до недавнего времени существовало своеобразное правило — в выборах участвуют только грамотные женщины. В Коста-Рике и Сальвадоре существовало правило: в выборах принимают участие замужние женщины, достигшие 25 лет, а незамужние — только с 30 лет.

Имущественный ценз долгое время существовал практически во всех странах, где существовали парламенты. Он означал, что в выборах участвовали только определенные группы лиц, то, что сейчас называется средний класс. Только достаточно имущие люди могли избирать и быть избранными. Имущественный ценз определялся достаточно просто — суммой выплачиваемого налога. Если вы выплачиваете определенную сумму, значит, вы достойный человек и можете участвовать в политических делах.

В литературе справедливо отмечалось, что люди, не имеющие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством. Пролетарии, не имеющие ничего, кроме «собственных цепей», как правило, были безграмотными и аполитичными и работали слишком много, чтобы воспринимать адекватно окружающий мир. Но с развитием цивилизации и техники, с сокращением продолжительности рабочего дня, с ростом профсоюзного движения имущественные ограничения стали выглядеть неприлично. После первой мировой войны они практически исчезли. Имущественный ценз сейчас в открытом виде практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь по отношению к кандидатам в депутаты, т.е. в сфере пассивного избирательного права. Например, для регистрации кандидата в президенты в Аргентине требуется предъявить доказательства об определенной сумме годового дохода как свидетельство того, что человек стремится стать президентом не для обогащения, а для служения народу. Это представляется справедливым. Такое требование о выплате определенной суммы налога до сих пор действует в избирательном праве Австралии, Колумбии, Мексики, Новой Зеландии, Коста-Рики.

Прочие цензы.В ряде стран избирательных прав лишены военнослужащие — ценз для военнослужащих. Есть доводы за и против такого ценза. С одной стороны, в современном мире многие армии построены на профессиональной основе, они невелики и участие или неучастие военнослужащих в выборах в этих странах существенно не влияет на их результаты. В современном мире военнослужащие чаще лишаются пассивного избирательного права. Это нам представляется вполне справедливым, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек хочет участвовать в политическом процессе, то он должен «снять шинель», отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. Например, в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Там значительная часть членов парламента — служители культа, священники, исповедующие ислам.

Существует такой термин, как «моральные цензы». Моральные цензы предусматривают недопущение к выборам лиц, которые совершают какие-то аморальные поступки. Статья 48 Конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосование в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе: прямая отсылка на закон.

Мы уже упоминали выше об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав и т.д.— все это как бы специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

В законодательных актах некоторых штатов4 США (Алабама, Коннектикут, Луизиана) требуется, чтобы у избирателя был хороший характер. Это расплывчатое требование, сформулированное туманно, и иногда, к примеру, под таким предлогом человек, поругавшийся с соседями, может быть лишен права участия в выборах. В некоторых штатах США имеется разновидность морального ценза — ценз добропорядочности. Требование также довольно туманно, и под видом этого требования может быть лишен избирательного права человек, ведущий, с точки зрения соседей, не совсем скромный образ жизни. Так, женщина, к которой в гости часто ходят мужчины, если соседи начнут писать на нее жалобы, может быть исключена из списков для голосования. К счастью, в настоящее время такие цензы уже практически не встречаются, но сравнительно недавно, в 50—60-е годы, они были обыденным явлением.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. Кроме того, в некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным. В некоторых случаях такие права могут быть приостановлены. Например, согласно статье 38 Политической Конституции Мексики, права и привилегии граждан, в том числе и избирательные права, могуч приостанавливаться в случае бродяжничества или систематического пьянства в виде наказания по приговору суда.

Еще не так давно в некоторых странах встречался расовый ценз. Например, в Южно-Африканской Республике до недавнего времени существовала система апартеида, согласно которой черное — коренное — население этой республики не участвовало в выборах. Кстати говоря, парламент этой республики состоял из трех палат. Первую составляли представители белого меньшинства, вторую — цветные (мулаты) и третью — выходцы из Индии. А для коренного населения палаты не было. В настоящее время выборы в ЮАР проводятся по принципу «один человек — один голос».

Информация о работе Избирательные цензы