Введение:
Николай Иванович
Новиков представляет в истории
русской литературы и просвещения
такую крупную величину, которую
не могут обойти молчанием
историки нашей культуры. Он никогда
не действовал один, а всегда
окружал себя друзьями и близкими
по духу людьми. Не менее интересна его судьба
на мрачном фоне конца XVIII и начала XIX столетий.
К сожалению, о Новикове далеко еще не
все известно, и такие подробные исследования,
как Лонгинова и Незеленова, заключают
в себе немало пробелов.
Биография.
Николай Иванович Новиков родился
27 апреля 1744 года в родовом поместье отца
своего, отставного статского советника
Ивана Васильевича, в селе Авдотьине Коломенского
уезда Московской губернии. Отец Новикова
служил при императоре Петре I во флоте,
а затем, при Анне Иоанновне, в чине капитана
перешел в статскую службу; при императрице
Елизавете Петровне он вышел в отставку
статским советником. У Ивана Васильевича
было порядочное состояние: 700 душ крестьян,
частью в Калужской, частью в Московской
губерниях, и деревянный дом в Москве у
Серпуховских ворот. После его смерти
состояние это перешло к жене, а от нее
к детям, которых у Ивана Васильевича,
кроме сына Николая, было еще трое: сын
Алексей, моложе Николая Ивановича, и две
дочери.
О детских годах Николая Ивановича
мы имеем немного сведений. Знаем только,
что он рос в благочестивой семье и сам
был религиозен с раннего возраста; знаем
также и о том, что грамоте учил его сельский
дьячок, который, конечно, не мог передать
ему никаких сведений, кроме уменья читать,
да, может быть, с грехом пополам писать.
Однако родители Новикова сознавали потребность
в большем образовании для своего сына
и в 1758 году отвезли его в Москву, где с
12 января 1755 года существовал уже университет,
а совместно и одновременно с ним была
основана дворянская гимназия. В эту-то
гимназию, во французский класс и отдан
был Николай Иванович. Пробыл он там три
года. Преподавание в этой гимназии велось
в то время крайне плохо.
В 16 лет Новиков окончил курс
образования и поступил на военную
службу. Отец его за два года перед
тем умер. Новиков вступил на службу в
лейб-гвардии. Уже во время службы в полку Новиков обнаруживал
«вкус к словесным наукам» и склонность
к книжному делу: издал две переводные
французские повести и сонет .
В 1767 году Новиков был в числе молодых людей, которым
было поручено ведение протоколов в комиссии
депутатов для сочинения проекта «Нового
Уложения». Императрица считала это поручение
делом высокой важности и предписала «к
держанию протокола определить особливых
дворян со способностями». Новиков работал
в малой комиссии о среднем роде людей
и в большой комиссии. Участие в работах
комиссии ознакомило Новикова со многими
важными вопросами, выдвинутыми русской
жизнью, и с условиями русской действительности,
стала важным этапом в формировании его
просветительских взглядов. При докладах
о работах комиссии Новиков стал лично
известен Екатерине.
Издательская Деятельность.
В 1769 году в Петербурге появился целый
ряд сатирических журналов. Из числа
этих журналов Новикову принадлежало
три: "Трутень" (1769-1770 гг.), "Живописец"
(1772-1773 гг.) и "Кошелек" (1774 г.). "Трутень",
издававшийся потом небольшими книжечками,
выходил первоначально листами.
Новиковские журналы резко выделялись
из остальных: по содержательности, талантливости,
остроумию и живости они занимали первое
место и имели по тому времени большой
успех. В то время как другие сатирические
журналы в большинстве случаев скользили
только по поверхности жизни, новиковская
сатира всегда отличалась идейностью
и серьезностью мысли. Уже в самом введении
к "Трутню", где Новиков шутя говорит
о своей лени и якобы неспособности быть
полезным обществу на других поприщах,
он перебирает все роды общественных положений,
службы и деятельности того времени и
едко подчеркивает их слабые стороны.
В 1773 году Новиков
приступил к изданию памятников,
относящихся к изучению географии
и истории России. В этой работе,
конечно, были у него помощники,
может быть, и более его знающие,
но ему принадлежит мысль о
необходимости изучения своего отечества, и в этом его громадная
заслуга. Кроме того, на этом поприще у
него было немного предшественников: дело
было новое, и только благодаря его энергии
и предприимчивости оно могло так успешно
пойти.
Первым документом, напечатанным им
в 1773 году, была книга "Древняя российская
идрография, содержащая описание Московского
государства, рек, протоков, озер, кладезей
и какие на них города и урочища".
Новиковские журналы
рассматривали российскую действительность
со всей серьезностью, они выступали
против невежества и лени помещиков, против
грубости их нравов и ненависти к наукам,
против злоупотреблений в суде и администрации,
против слепого подражания всему иностранному.
По мнению Н.И. Новикова, у просвещенного
народа необходимо перенимать достижения
науки, "художество, промыслы, гуманность",
а не подчиняться веяниям европейской
моды, превращаясь лишь в "ходячие карикатуры",
которые не могли принести никакой пользы
себе и Отечеству.
Особый интерес представляет
полемика "Трутня" со "Всякой Всячиной",
начавшаяся из-за нравственных вопросов: человеколюбия,
снисхождения, милосердия. По словам Н.
Добролюбова, "Новиков был первый и,
может быть, единственный из русских журналистов,
умевший взяться за сатиру смелую и благородную,
поражавшую порок сильный и господствующий"
(Сатирические журналы…, 1951). Большинство
сатирических журналов были занимательным
развлечением для читателей, а главной
целью новиковских журналов стала не просто
констатация "слабостей человеческих",
а попытка воспитать в России "новую
породу людей", независимую от испорченности
и заблуждений отцов.
Именно поэтому в его журналах
поднимались острые вопросы, направленные
на обличение упадка нравственности,
всех форм унижения человека, проявлений
социальной несправедливости, в том
числе и крепостного права.
Результатом длительной дискуссии
Н.И. Новикова с Екатериной II можно
считать и появление комедий
императрицы, обличающих "галломанию
и жестокое обращение с крепостными",
и издание Н.И. Новиковым "Древней
Российской Вивлиофики" и "Древней
Российской Идрографии", которыми он
поддержал идею "Всякой Всячины"
исправлять нравы представлением хороших
примеров.
В спорах "Трутня" и "Всякой Всячины"
впервые в России столкнулись
интересы официальной власти и общественного
мнения формировавшейся русской
интеллигенции. Пытаясь изменить отношение
соотечественников к родной стране, "научить
их уважать свою народность и любить отечественную
историю", показать все преимущества
старого над новомодным,
Н.И. Новиков обратил
свое внимание на русскую старину. "Полезно
знать нравы, обычаи и обряды древних
чужеземских народов, но гораздо
полезнее иметь сведение о своих
прародителях; похвально любить и
отдавать справедливость достоинствам
иностранных; но стыдно презирать своих соотечественников,
а еще паче и гнушаться оными" (Новиков,
1951). В допетровской России, по его мнению,
существовало много добрых и светлых сторон:
тихая сельская жизнь, "доброе и заботливое
отношение к слабым, отсутствие вражды
и резкой разделенности общества на породы
и классы".
Рассматривая нравы
и обычаи старины, он приходит к выводу,
что "предки наши были во сто раз
добродетельнее нас, и земля наша
не носила на себе исчадий, не имеющих
склонности к добродеянию и не
любящих своего отечества" (Незеленов, 1875). Древние российские
государи "предчувствовали, что введением
в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее
российское сокровище - нравы - погубятся
безвозвратно", для избежания этого
предсказания необходимо укреплять национальное
самосознание, изучая "великость духа
предков, украшенного простотой".Н.И.
Новиков не был ретроградом, он восхищался
тем прогрессивным, что происходило в
российской жизни, он поддерживал нововведения,
принесенные петровской эпохой, но при
этом не мог отказаться от того положительного,
что было в прошлом. Надеясь принести наибольшую
пользу своему Отечеству, он принял решение
издавать книги для знакомства русского
общества с историей и литературой: "истина,
зародившаяся в одной голове, посредством
книги родит столько же правомыслящих
голов, сколько у этой книги читателей"
(Мезиер, 1906). Одним из первых выходит в
свет "Опыт исторического словаря о
Российских писателях". Желание "спасти
от забвения людей, прославившихся в России"
стало отправной точкой издательской
деятельности Н.И. Новикова.
Московский период жизни
Н.И. Новикова (с 1779 г.) - это время
расцвета его издательской деятельности:
реконструкция типографии Московского
университета, возрождение газеты "Московские
ведомости", впервые в России выпуск
журналов для детей, издание около 1000 книг по
разным отраслям знания. Особое внимание
уделялось и распространению книжной
продукции в университетском магазине,
через подписку, в провинции открывались
книжные лавки, была основана первая в
Москве общедоступная библиотека. "
В 80-х гг. в России
впервые начали издаваться журналы,
имеющие публицистическую и философскую
направленность: "Утренний Свет"
(1780 г.), "Московское Издание" (1781
г.), "Вечерняя Заря" (1782 г.), "Покоящийся
Трудолюбец" (1784, 1785 г.). В них Н.И. Новиков развивал собственные социальные
взгляды, стремился привить любовь к знанию,
просвещению, труду. Большинство статей
"Утреннего света" составляли переводы
известных западноевропейских философов
и писателей, благодаря выпускам журнала
российское общество познакомилось с
сочинениями Плутарха, Платона, Сенеки,
Виргилия, Э. Юнга, Паскаля и др. Основной
задачей журнала издатели считали "познание
натуры человека и удовлетворение духовных
запросов, искание пути к примирению тела
и духа". В "Московском Издании"
и "Вечерней Заре" появляются уже
и оригинальные статьи, в том числе и мистического
характера, эти издания часто называют
печатными источниками масонской организации.
Именно в них нашли развитие идеи известных
мистиков И. Арндта, Я. Беме и Л.И. Сен-Мартена.
Главный вопрос, который пытались решить
на страницах журналов, - соотношение разума
и веры в жизни человека. "Разум доказывает
бытие Бога, т.е. предмет нашей веры, разум
познает порядок в мире, внутреннее сознание
нами добра и зла, жизнь Христа, победу
его учения. Вера - в свою очередь не идет
против разума, она не делает нас своими
собственными врагами и не похищает у
нас удовольствий жизни, она требует лишь
отречения от излишеств" (Тукалевский,
1911). Авторы статей не отвергали и достижения
науки, именно они ведут к развитию в душе
добродетелей, ведь "непросвещение
ума и необузданность сердца всегда вместе".
"Причина всех заблуждений
человеческих есть невежество",
из-за него совершаются все
беззакония и зло в жизни.
Не оставалось без внимания
в журналах и положение крестьян, "хотя
они рабы, но человеки", и обличение
пороков "худых дворян". Впервые в
публицистике был затронут вопрос о необходимости
образования женщин, чтобы она в семейной
жизни могла разделять интересы мужа.
Неподдельный интерес
и участие Н.И. Новикова в общественной жизни,
желание любыми средствами исправлять
пороки современного человека привело
его в общество "вольных каменщиков".
Идея нравственного
самосовершенствования, воспитание "в
духе общечеловеческих ценностей",
по мнению Н.И. Новикова, должны были стать главным
средством преобразования общества. Совместно
с "братьями" он организовал "Типографическую
компанию", в которой, кроме книг чисто
масонского, мистического характера, печатались
и художественные, научные, светские издания.
Заключение.
Вся жизнь Н.И. Новикова
явилась примером не только для современников,
но и для последующих поколений
российских мыслителей. Неподдельная
решимость искать истину во что бы
то ни стало и где бы то ни было.
Н.И. Новиков был
одним из первых профессиональных издателей
в России, его деятельность оказала большое
влияние на развитие не только русской
журналистики и книгоиздательства, но
и общественной и философской мысли. В
новиковских журналах на первый план вышли
идеи гуманизма и просветительства, любовь
к родине, сатира против негативных явлений
тогдашней действительности: произвола,
невежества и мракобесия. Н.И. Новиков
впервые опубликовал в России выдающиеся
западноевропейские и отечественные литературные
произведения, а также ряд оригинальных
работ по различным отраслям знания. Заботился
он и о распространении книжной продукции
не только в столице, но и в провинции.
Вся деятельность Н.И. Новикова
была посвящена борьбе со злом, источником
которого он считал безнравственность,
отсутствие прочных моральных убеждений и проистекающую
отсюда, как он говорил, "развратность
действий". Для этого он использовал
и сатирическую журналистику, и издательство
разнообразных книг, и вновь появлялась
журналистика, на этот раз философская,
эстетическая, историческая, критическая.
Борьба со злом за нравственное самосовершенствование
человека стала для Н.И. Новикова главным
и единственным делом его жизни.
Тело Николая Ивановича было похоронено 2 августа в Авдотьинской
церкви, им самим построенной. Могила его
находится влево от алтаря, против иконы
Спасителя.
Список литературы.
1.Незеленов.А Николай
Иванович Новиков, издатель журналов 1769-1785 гг.
СПб., 1875.
2.Усова.С.Е Николай
Новиков. Его жизнь и общественная деятельность.
М.1892