Издательская деятельность Новикова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:16, реферат

Краткое описание

Николай Иванович Новиков представляет в истории русской литературы и просвещения такую крупную величину, которую не могут обойти молчанием историки нашей культуры. Он никогда не действовал один, а всегда окружал себя друзьями и близкими по духу людьми. Не менее интересна его судьба на мрачном фоне конца XVIII и начала XIX столетий. К сожалению, о Новикове далеко еще не все известно, и такие подробные исследования, как Лонгинова и Незеленова, заключают в себе немало пробелов.

Вложенные файлы: 1 файл

издательская деятельность.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Введение:

 Николай Иванович  Новиков представляет в истории  русской литературы и просвещения  такую крупную величину, которую  не могут обойти молчанием  историки нашей культуры. Он никогда  не действовал один, а всегда  окружал себя друзьями и близкими  по духу людьми. Не менее интересна его судьба на мрачном фоне конца XVIII и начала XIX столетий. К сожалению, о Новикове далеко еще не все известно, и такие подробные исследования, как Лонгинова и Незеленова, заключают в себе немало пробелов.   

 

Биография.  

 Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 года в родовом поместье отца своего, отставного статского советника Ивана Васильевича, в селе Авдотьине Коломенского уезда Московской губернии. Отец Новикова служил при императоре Петре I во флоте, а затем, при Анне Иоанновне, в чине капитана перешел в статскую службу; при императрице Елизавете Петровне он вышел в отставку статским советником. У Ивана Васильевича было порядочное состояние: 700 душ крестьян, частью в Калужской, частью в Московской губерниях, и деревянный дом в Москве у Серпуховских ворот. После его смерти состояние это перешло к жене, а от нее к детям, которых у Ивана Васильевича, кроме сына Николая, было еще трое: сын Алексей, моложе Николая Ивановича, и две дочери.

О детских годах Николая Ивановича мы имеем немного сведений. Знаем только, что он рос в благочестивой семье и сам был религиозен с раннего возраста; знаем также и о том, что грамоте учил его сельский дьячок, который, конечно, не мог передать ему никаких сведений, кроме уменья читать, да, может быть, с грехом пополам писать. Однако родители Новикова сознавали потребность в большем образовании для своего сына и в 1758 году отвезли его в Москву, где с 12 января 1755 года существовал уже университет, а совместно и одновременно с ним была основана дворянская гимназия. В эту-то гимназию, во французский класс и отдан был Николай Иванович. Пробыл он там три года. Преподавание в этой гимназии велось в то время крайне плохо.

В 16 лет Новиков окончил курс образования и поступил на военную  службу. Отец его за два года перед тем умер. Новиков вступил на службу в лейб-гвардии. Уже во время службы в полку Новиков обнаруживал «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет .

В 1767 году Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считала это поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал лично известен Екатерине.

 

Издательская Деятельность.

В 1769 году в Петербурге появился целый  ряд сатирических журналов. Из числа  этих журналов Новикову принадлежало три: "Трутень" (1769-1770 гг.), "Живописец" (1772-1773 гг.) и "Кошелек" (1774 г.). "Трутень", издававшийся потом небольшими книжечками, выходил первоначально листами.

Новиковские журналы резко выделялись из остальных: по содержательности, талантливости, остроумию и живости они занимали первое место и имели по тому времени большой успех. В то время как другие сатирические журналы в большинстве случаев скользили только по поверхности жизни, новиковская сатира всегда отличалась идейностью и серьезностью мысли. Уже в самом введении к "Трутню", где Новиков шутя говорит о своей лени и якобы неспособности быть полезным обществу на других поприщах, он перебирает все роды общественных положений, службы и деятельности того времени и едко подчеркивает их слабые стороны.   

 

 В 1773 году Новиков  приступил к изданию памятников, относящихся к изучению географии  и истории России. В этой работе, конечно, были у него помощники,  может быть, и более его знающие,  но ему принадлежит мысль о  необходимости изучения своего отечества, и в этом его громадная заслуга. Кроме того, на этом поприще у него было немного предшественников: дело было новое, и только благодаря его энергии и предприимчивости оно могло так успешно пойти.

Первым документом, напечатанным им в 1773 году, была книга "Древняя российская идрография, содержащая описание Московского государства, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них города и урочища".

Новиковские журналы  рассматривали российскую действительность со всей серьезностью, они выступали  против невежества и лени помещиков, против грубости их нравов и ненависти к наукам, против злоупотреблений в суде и администрации, против слепого подражания всему иностранному. По мнению Н.И. Новикова, у просвещенного народа необходимо перенимать достижения науки, "художество, промыслы, гуманность", а не подчиняться веяниям европейской моды, превращаясь лишь в "ходячие карикатуры", которые не могли принести никакой пользы себе и Отечеству.

Особый интерес представляет полемика "Трутня" со "Всякой Всячиной", начавшаяся из-за нравственных вопросов: человеколюбия, снисхождения, милосердия. По словам Н. Добролюбова, "Новиков был первый и, может быть, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражавшую порок сильный и господствующий" (Сатирические журналы…, 1951). Большинство сатирических журналов были занимательным развлечением для читателей, а главной целью новиковских журналов стала не просто констатация "слабостей человеческих", а попытка воспитать в России "новую породу людей", независимую от испорченности и заблуждений отцов.

Именно поэтому в его журналах поднимались острые вопросы, направленные на обличение упадка нравственности, всех форм унижения человека, проявлений социальной несправедливости, в том  числе и крепостного права.

Результатом длительной дискуссии  Н.И. Новикова с Екатериной II можно  считать и появление комедий  императрицы, обличающих "галломанию и жестокое обращение с крепостными", и издание Н.И. Новиковым "Древней  Российской Вивлиофики" и "Древней  Российской Идрографии", которыми он поддержал идею "Всякой Всячины" исправлять нравы представлением хороших примеров.

В спорах "Трутня" и "Всякой Всячины" впервые в России столкнулись  интересы официальной власти и общественного  мнения формировавшейся русской  интеллигенции. Пытаясь изменить отношение соотечественников к родной стране, "научить их уважать свою народность и любить отечественную историю", показать все преимущества старого над новомодным,

Н.И. Новиков обратил  свое внимание на русскую старину. "Полезно  знать нравы, обычаи и обряды древних  чужеземских народов, но гораздо  полезнее иметь сведение о своих  прародителях; похвально любить и  отдавать справедливость достоинствам иностранных; но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными" (Новиков, 1951). В допетровской России, по его мнению, существовало много добрых и светлых сторон: тихая сельская жизнь, "доброе и заботливое отношение к слабым, отсутствие вражды и резкой разделенности общества на породы и классы".

Рассматривая нравы  и обычаи старины, он приходит к выводу, что "предки наши были во сто раз  добродетельнее нас, и земля наша не носила на себе исчадий, не имеющих  склонности к добродеянию и не любящих своего отечества" (Незеленов, 1875). Древние российские государи "предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно", для избежания этого предсказания необходимо укреплять национальное самосознание, изучая "великость духа предков, украшенного простотой".Н.И. Новиков не был ретроградом, он восхищался тем прогрессивным, что происходило в российской жизни, он поддерживал нововведения, принесенные петровской эпохой, но при этом не мог отказаться от того положительного, что было в прошлом. Надеясь принести наибольшую пользу своему Отечеству, он принял решение издавать книги для знакомства русского общества с историей и литературой: "истина, зародившаяся в одной голове, посредством книги родит столько же правомыслящих голов, сколько у этой книги читателей" (Мезиер, 1906). Одним из первых выходит в свет "Опыт исторического словаря о Российских писателях". Желание "спасти от забвения людей, прославившихся в России" стало отправной точкой издательской деятельности Н.И. Новикова.

Московский период жизни  Н.И. Новикова (с 1779 г.) - это время  расцвета его издательской деятельности: реконструкция типографии Московского  университета, возрождение газеты "Московские ведомости", впервые в России выпуск журналов для детей, издание около 1000 книг по разным отраслям знания. Особое внимание уделялось и распространению книжной продукции в университетском магазине, через подписку, в провинции открывались книжные лавки, была основана первая в Москве общедоступная библиотека. "

 В 80-х гг. в России  впервые начали издаваться журналы,  имеющие публицистическую и философскую  направленность: "Утренний Свет" (1780 г.), "Московское Издание" (1781 г.), "Вечерняя Заря" (1782 г.), "Покоящийся  Трудолюбец" (1784, 1785 г.). В них Н.И. Новиков развивал собственные социальные взгляды, стремился привить любовь к знанию, просвещению, труду. Большинство статей "Утреннего света" составляли переводы известных западноевропейских философов и писателей, благодаря выпускам журнала российское общество познакомилось с сочинениями Плутарха, Платона, Сенеки, Виргилия, Э. Юнга, Паскаля и др. Основной задачей журнала издатели считали "познание натуры человека и удовлетворение духовных запросов, искание пути к примирению тела и духа". В "Московском Издании" и "Вечерней Заре" появляются уже и оригинальные статьи, в том числе и мистического характера, эти издания часто называют печатными источниками масонской организации. Именно в них нашли развитие идеи известных мистиков И. Арндта, Я. Беме и Л.И. Сен-Мартена. Главный вопрос, который пытались решить на страницах журналов, - соотношение разума и веры в жизни человека. "Разум доказывает бытие Бога, т.е. предмет нашей веры, разум познает порядок в мире, внутреннее сознание нами добра и зла, жизнь Христа, победу его учения. Вера - в свою очередь не идет против разума, она не делает нас своими собственными врагами и не похищает у нас удовольствий жизни, она требует лишь отречения от излишеств" (Тукалевский, 1911). Авторы статей не отвергали и достижения науки, именно они ведут к развитию в душе добродетелей, ведь "непросвещение ума и необузданность сердца всегда вместе".

"Причина всех заблуждений  человеческих есть невежество", из-за него совершаются все  беззакония и зло в жизни.  Не оставалось без внимания  в журналах и положение крестьян, "хотя они рабы, но человеки", и обличение пороков "худых дворян". Впервые в публицистике был затронут вопрос о необходимости образования женщин, чтобы она в семейной жизни могла разделять интересы мужа.

Неподдельный интерес  и участие Н.И. Новикова в общественной жизни, желание любыми средствами исправлять пороки современного человека привело его в общество "вольных каменщиков".

Идея нравственного  самосовершенствования, воспитание "в  духе общечеловеческих ценностей", по мнению Н.И. Новикова, должны были стать главным средством преобразования общества. Совместно с "братьями" он организовал "Типографическую компанию", в которой, кроме книг чисто масонского, мистического характера, печатались и художественные, научные, светские издания.

 

 

     

 

Заключение.

Вся жизнь Н.И. Новикова явилась примером не только для современников, но и для последующих поколений  российских мыслителей. Неподдельная решимость искать истину во что бы то ни стало и где бы то ни было.

 Н.И. Новиков был  одним из первых профессиональных издателей в России, его деятельность оказала большое влияние на развитие не только русской журналистики и книгоиздательства, но и общественной и философской мысли. В новиковских журналах на первый план вышли идеи гуманизма и просветительства, любовь к родине, сатира против негативных явлений тогдашней действительности: произвола, невежества и мракобесия. Н.И. Новиков впервые опубликовал в России выдающиеся западноевропейские и отечественные литературные произведения, а также ряд оригинальных работ по различным отраслям знания. Заботился он и о распространении книжной продукции не только в столице, но и в провинции.

Вся деятельность Н.И. Новикова была посвящена борьбе со злом, источником которого он считал безнравственность, отсутствие прочных моральных убеждений и проистекающую отсюда, как он говорил, "развратность действий". Для этого он использовал и сатирическую журналистику, и издательство разнообразных книг, и вновь появлялась журналистика, на этот раз философская, эстетическая, историческая, критическая. Борьба со злом за нравственное самосовершенствование человека стала для Н.И. Новикова главным и единственным делом его жизни.

 

Тело Николая Ивановича было похоронено 2 августа в Авдотьинской церкви, им самим построенной. Могила его находится влево от алтаря, против иконы Спасителя.

 

 

 

 

Список литературы.

1.Незеленов.А  Николай Иванович Новиков, издатель журналов 1769-1785 гг. СПб., 1875.

2.Усова.С.Е Николай Новиков. Его жизнь и общественная деятельность. М.1892

 

 


Информация о работе Издательская деятельность Новикова