Изменение государственного управления в России в начале ХХ века: третьеиюньская государственная система, изменение в избирательном закон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:31, доклад

Краткое описание

В данной работе описана политическая ситуация России в начале ХХ века, «Основные государственные законы» и конституционный кризис, инцидент в Думе 17 апреля 1907 года и дальнейшие события в ней, какова была подготовка нового избирательного закона, каковы были политические последствия событий

Содержание

Введение
1.Общая политическая ситуация
1.1 Основные политические конфликты
1.2 Правительство П. А. Столыпина и Дума
2.«Основные государственные законы» и конституционный кризис
2.1 Конституционное законодательство
2.2 Конституционный кризис
3.Инцидент в Думе 17 апреля 1907 года
4.Дальнейшие события в Думе
5.Подготовка нового избирательного закона…
5.1 Подготовка правительства к роспуску Думы
5.2 Ультиматум правительства
5.3 События в Думе
5.4 Развязка
5.5 Конституционный аспект роспуска Думы
6.Новый избирательный закон и его результаты
6.1 Избирательная система 1907 года
7.Политические последствия событий
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

блабла.docx

— 59.33 Кб (Скачать файл)

   На следующий день комиссия начала свою работу. В комиссию прибыл представитель прокуратуры, и члены комиссии приступили к внимательному рассмотрению множества документов, изъятых у социал-демократов, и актов следствия.

   Тем временем Дума собралась на заседание. Социал-демократы предложили использовать последний (предположительно) день работы Думы для того, чтобы нанести правительству наибольший в юридическом смысле ущерб: отклонить проект бюджета и законодательные акты по аграрной реформе, ранее принятые по статье 87 и внесённые в Думу для утверждения. Возобладала позиция кадетов, состоявшая в том, что следовало обсуждать текущие дела, как если бы ничего не происходило. К вечеру А. А. Кизеветтер доложил, что комиссия не успевает закончить работу ни сегодня, ни в воскресенье, 3 июня. Дума постановила собраться вновь в понедельник 4 июня.

5.4 Развязка

   В ночь с 1 на 2 июня необходимые правительственные акты были отпечатаны в обстановке повышенной секретности и утром 2 июня отправлены в Петергоф на утверждение Николаю II. Министры, собравшиеся в ожидании прибытия подписанных указов, обсуждали, как будет целесообразнее провести их в жизнь — распустить Думу немедленно или же дать ей один день для выполнения требований правительства.

Поздно вечером четыре кадетских  депутата (В. А. Маклаков, П. Б. Струве, М. В. Челноков, С. Н. Булгаков), ранее имевшие  неофициальные контакты со Столыпиным, отправились к нему в надежде  как-то разрешить кризис. Столыпин держался доброжелательно, но был непреклонен. Ещё раз предложив принять  условия правительства и получив  отказ, Столыпин заметил: «…только запомните, что я вам скажу: это вы сейчас распустили Думу». Этот конструктивный поступок, получивший ироническое название «чашка чая с премьером», послужил затем причиной широкого возмущения против его участников в рядах кадетской партии.

Указы прибыли от императора в ночь со 2 на 3 июня с письмом, в котором  говорилось: «Я ждал целый день извещений  ваших о роспуске проклятой Думы. Но вместе с тем сердце чуяло, что  дело выйдет нечисто, а пойдёт в затяжку. Это недопустимо. Дума должна завтра, в воскресенье утром, быть распущена. Решимость и твёрдость. После этого указы о роспуске Думы, выборах новой Думы (созыв был назначен на 1 ноября 1907 года) и новый избирательный закон были обнародованы утром 3 июня. Пришедшие в Таврический дворец депутаты обнаружили, что он закрыт, охраняется полицией, а на дверях прикреплён императорский манифест о роспуске Думы. Манифест перечислял различные основания роспуска Думы (медленность рассмотрения и отклонение представленных правительством законопроектов, обращение права запросов в метод борьбы с правительством), причём составление социал-демократическими депутатами заговора не указывалось в качестве главнейшей причины

Дума просуществовала 103 дня.

 

5.5 Конституционный аспект роспуска Думы

   Изменение избирательного закона без утверждения Государственной Думы и Государственного Совета представляло собой прямое нарушение статьи 87 Основных государственных законов, что дало основания описывать события как «Третьеиюньский переворот». Правительство делало попытки обосновать свою правовую позицию, цепляясь за неоднозначность Основных законов, статья 10 которых допускала издание императором законов единолично «в порядке верховного управления» (без всякого объяснения, в чём состоят эти законы и как это увязывается с требованиями статьи 87

   Действия Николая II привели конституционное право России в состояние неопределённости — после третьеиюньских событий невозможно было понять, сохраняет ли император за собой право изменить государственное устройство ещё раз, или же установившийся строй является незыблемым; позиция императора по этому вопросу никогда не была объявлена официально. Эта неопределённость была одной из причин беспокойства, охватившего большинство Думы в конце 1916 — начале 1917 года: в политической среде циркулировали слухи о том, что Николай II намеревается править без Думы.

 

6.Новый избирательный закон и его результаты

 

6.1 Избирательная система 1907 года

   Избирательный закон («Положение о выборах в Государственную Думу») был практически переписан заново. Все изменения имели твёрдо намеченную цель — уменьшить представительство в Думе тех классов, слоёв населения и национальностей, представители которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно. По выражению автора закона С. Е. Крыжановского, система давала «возможность предопределить число представителей от каждого класса населения, установив таким образом состав Думы в соответствии с видами правительственной власти».

   Основные изменения были следующими:

-избиратели-горожане были разделены на две курии, с высшим и низшим имущественным цензом, норма представительства более обеспеченных горожан была выше;

-резко сократилось количество городов, выбирающих депутатов отдельно от своих губерний;

-существенно сократилось представительство Кавказа и Привислинских губерний (Царства Польского);

-полностью лишились представительства в Думе все жители Средней Азии, кочевые киргизы и калмыки, жители Якутской области;

-русское население Остзейских губерний и Царства Польского стало выбирать депутатов по отдельной курии, с большей нормой представительства, чем коренное население.

   Но самая главная новация заключалась в том, что депутаты на квотированные избирательные мандаты крестьянской (волостной) и рабочей курий теперь избирались не своими куриями, а общим губернским избирательным собранием, большинство в котором всегда составляли совместно землевладельцы (крестьяне не считались землевладельцами) и горожане первой курии.

 

 

7.Политические последствия событий

 

   Страна восприняла третьеиюньский переворот с полным спокойствием; многие наблюдатели были удивлены явным безразличием населения. Не было ни забастовок, ни манифестаций. Даже газеты комментировали роспуск Думы в спокойном тоне. Николай II, редко записывавший в своём дневнике впечатления от политических событий, на следующий день отметил: «Слава Богу, уже второй день после роспуска Думы, всюду полнейшее спокойствие!» Революционная активность также пошла на спад: значительно уменьшилось количество забастовок, крестьянских волнений. Террористические акты, совершаемые эсерами, продолжались; но к 1908 году террор также резко пошёл на спад. Стало очевидным, что Первая русская революция закончилась, а роспуск Думы был, по существу, её последним актом.

   Политические последствия третьеиюньских событий имели огромное значение. Правительству удалось получить такой состав III Думы, который обеспечивал возможность конструктивной совместной работы. Крайние левые партии потеряли всякое значение при голосовании, влияние кадетов резко уменьшилось, власть в думе принадлежала спокойному и уравновешенному центру.

   Но в системе имелся очень значимый недостаток. По выражению графа С. Ю. Витте, «…переворот этот по существу заключался в том, что новый выборный закон исключил из Думы народный голос, то есть голос масс и их представителей, а дал только голос сильным и послушным: дворянству, чиновничеству и частью послушному купечеству и промышленникам. Таким образом, Государственная Дума перестала быть выразительницей народных желаний, а явилась выразительницей только желаний сильных и богатых, желаний, делаемых притом в такой форме, чтобы не навлечь на себя строгого взгляда сверху». Широкие массы населения поняли, что новая Дума их не представляет (или представляет непропорционально слабо по отношению к имущим классам). Глубокая заинтересованность людей думской политикой, характерная для периода первых двух Дум, сменилась безразличием. Принятая правительством тактика заваливания Думы огромным количеством мелочных и малозначительных законов (так называемой «законодательной вермишелью») превратила Думу в место, где нечасто происходило что-либо значимое и интересное.

Законодательная система продолжала содержать в себе возможности  взаимных блокировок, сторонам надлежало  удерживать политический баланс. Ни правительству, ни Думе не был выгоден роспуск  Думы, поэтому Думе приходилось обходить все острые темы, чтобы избежать скандалов между правыми и  левыми. Отношения большинства Думы с Государственным Советом наладить не удалось, и многие важные законы отклонялись или задерживались  второй палатой. В результате, законодательный  процесс в части утверждения  бюджета и мелких, малозначимых законов  шёл гладко, но все важные законы заметно буксовали; от рассмотрения законов, затрагивающих гражданские  права и свободы, сословные преимущества, дискриминацию евреев, Дума предпочитала воздерживаться.

   Постепенно П. А. Столыпин в своих реформаторских начинаниях лишился поддержки царя и придворных кругов и так и не получил поддержку Думы. Из обширных планов Столыпина состоялась только одна большая реформа — аграрная, все остальные его широкие начинания были реализованы не полностью или совсем заглохли.

   После начала Первой мировой войны третьеиюньская политическая система начала давать сбои. В сессию 1914—1915 годов IV Дума была созвана только на три дня, с единственной целью утверждения бюджета. Недоверие между правительством и парламентом постепенно нарастало. На фоне Великого отступления русской армии в августе 1915 года из различных думских фракций образовался обладавший большинством голосов Прогрессивный блок, позиции которого (требование «правительства общественного доверия») были противопоставлены правительственной политике. Тем самым, политическая основа третьеиюньской системы — обеспечение проправительственного большинства в Думе за счёт неравномерного представительства и имущественных избирательных цензов — была разрушена.

   В ноябре 1914 года пять депутатов большевистской социал-демократической фракции IV Думы (А. Е. Бадаев, Г. Е. Петровский, М. К. Муранов, Н. Р. Шагов, Ф. Н. Самойлов) были обвинены в составлении антиправительственного заговора. На этот раз Дума немедленно лишила депутатов парламентской неприкосновенности, и в декабре 1914 года они были присуждены к ссылке на поселение.

 

Заключение.

 

   Оценки современников были в большинстве случаев поляризованными и связанными с политической позицией наблюдателя, демонстрируя характерную для той эпохи разделенность общества и охвативший нацию дух борьбы.

   Те, кто придерживался официальной позиции, делали акцент на положительных последствиях третьеиюньских событий: «Созыв Думы и деятельность третьей из них, то есть первой из занимавшихся делом, сразу изменили всё положение. Политическое неудовольствие в значительной его части отхлынуло с мест в Думу и в ней сосредоточилось, как в трубе, а то, что осталось на местах и что ждало от народного представительства какого-то чуда, перенесло всё своё раздражение на Думу. Правительство, правда, сильно ругали, но зато в стране могли сложиться течения, ставшие решительно на его защиту. Убийства приобрели уже значение насильственного и непрошенного вмешательства в общественную жизнь, как бы вмешательства в права Думы. Правительство выросло и стало увереннее».

Позиция РСДРП (а за ней и советских  историков) представляла роспуск II Думы как звено в цепи чёрных злодейств: «Разогнав II Государственную думу и  расправившись с социал-демократической  фракцией Государственной думы, царское  правительство стало усиленно громить  политические и экономические организации  пролетариата. Каторжные тюрьмы, крепости и места ссылки переполнились  революционерами. Революционеров зверски  избивали в тюрьмах, подвергали пыткам и мучениям. Черносотенный террор свирепствовал вовсю. Царский министр  Столыпин покрыл виселицами страну».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ.

 

1.Что означает «Третьеиюньский  переворот»?

 «Третьеию́ньский переворо́т» — широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы.

2.Причина роспуска II Думы?

 Причиной роспуска II Думы послужила  невозможность наладить конструктивное  взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром  П. А. Столыпиным, и Думой, значительную  часть которой составляли представители  крайних левых партий (социал-демократы,  социалисты-революционеры, народные  социалисты) и примыкавшие к ним  трудовики.

3.К каким вопросам  сводились противоречия между  Думой и правительством?

 Главнейшие непреодолимые противоречия между Думой и правительством сводились к двум темам — «ответственному министерству» и «аграрному вопросу».

4.Чему первоначально  были посвящены Основные законы?

Первоначально Основные законы были посвящены только статусу императора и императорского дома, а также  порядку престолонаследия.

5.Что предполагалось сделать в первом варианте нового избирательного закона?

В первом варианте предполагалось полностью  разделить курии землевладельцев, горожан и крестьян, не объединяя  их в общем губернском избирательном  собрании, а также учредить особую курию для евреев. Второй вариант, как принятый, подробно описывается  в последующих разделах данной статьи.

6.В чем заключалась  «бесстыжесть» второго варианта  избирательного закона?

Так называемая «бесстыжесть» заключалась  в том, что хотя закон предусматривал куриальные выборы и гарантировал фиксированное  минимальное представительство  куриям крестьян и рабочих, окончательный  выбор депутатов из выборщиков данных курий принадлежал общему губернскому  избирательному собранию, большинство  в котором всегда имели землевладельцы и горожане высшего имущественного ценза.

7.Какую цель имели  изменения в новом избирательном  законе?

Все изменения имели твёрдо намеченную цель — уменьшить представительство  в Думе тех классов, слоёв населения  и национальностей, представители  которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно.

8.Назовите основные изменения в законе? 

Основные изменения были следующими:

-избиратели-горожане были разделены  на две курии, с высшим и  низшим имущественным цензом, норма  представительства более обеспеченных  горожан была выше;

-резко сократилось количество  городов, выбирающих депутатов  отдельно от своих губерний;

Информация о работе Изменение государственного управления в России в начале ХХ века: третьеиюньская государственная система, изменение в избирательном закон