Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:17, контрольная работа
Устранялись комиссары Временного Правительства, председатели местных Советов получили право непосредственного сношения с новым правительством. Съезд избрал новый ВЦИК и сформировал Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России. Съезд носил учредительный характер: на нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие конституционное, основополагающее значение. I
1. II съезд Советов и его решения. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание. Становление однопартийной системы в Российской Федерации. Отделение церкви от государства.
2. Особенности республики Советов как формы правления. Слом старого и создание нового государственного аппарата. Центральные органы власти и управления. ВЦИК. СНК. Народные комиссариаты. ВСНХ. Декреты о суде. Чрезвычайные суды. Создание Красной Армии и Флота, рабочей милиции. ВЧК. Местные органы власти и управления. Брестский мир. Проблемы ускоренной национализации основных средств производства. Государственная монополия внешней торговли.
3. Ликвидация сословий. Правовое положение классов. Декларация прав народов России. Проблемы государственного устройства. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. III съезд Советов и его решения. Конституция РСФСР 1918 г. РСФСР как федерация. Статус национальных республик. «Конструкция» советской власти. Конституционный контроль. Права граждан и проблема их ограничений в Конституции.
С июня 1918 г. стала проводиться мобилизация военных специалистов, в Красную Армию и на флот было привлечено до 75 тыс. бывших генералов и офицеров (в отрядах белых формирований их было около 100 тыс. человек). Остальные офицеры из 250-тысячного офицерского корпуса царской армии не принимали участия в вооруженной борьбе. Численность армии быстро росла. Если в добровольческий период в рядах Красной Армии сражалось до 300 тыс. человек, то к концу 1918 г. – свыше 1 млн., а осенью 1920 г. – уже около 5,5 млн. человек. В отличие от антибольшевистских сил, в Красной Армии политические комиссары во всех частях вели постоянную воспитательную и пропагандистскую работу среди солдат и офицеров, внедряя единую коммунистическую идеологию. Комиссар стал синонимом идеологической нетерпимости, беспощадности к врагам, фанатической преданности социалистическим идеалам. Сотни тысяч коммунистов, направлявшихся по мобилизациям в армию, внедряли коммунистическую идеологию в остальную «серую» массу военнослужащих. оздавались новые кадры из рабочих и крестьян, появились яркие советские самородки: Буденный С.М., Котовский Г.И., Фрунзе М.В., Чапаев В.И., Щорс Н.А., Блюхер В.К., Пархоменко А.Я., Лазо С.Г. и многие другие. 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем», был образован новый высший военный орган – Революционный военный совет Республики (РВСР) во главе с нарком по военным делам Троцким Л.Д. РВСР осуществлял непосредственное руководство армией. В июне 1919 г. существовавшие республики – Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония – заключили военный союз, предусматривавший единое военное командование, управление финансами, промышленностью, транспортом.
Милиция.
Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции «народной милицией». Правовой основой организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданные 17 апреля 1917 года. В своем постановлении Временное постановление старалось не допустить существования одновременно и народной милиции и вооруженных формирований трудящихся, которые существовали в это смутное время. Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики и заводы, и наблюдали за охраной общественного порядка. В постановлении «Об утверждении милиции» Временное правительство указало, что назначение народной милиции происходит государственной администрацией. Таким образом, народная милиции, созданная сразу после Февральской революции, стала неотъемлемой частью государственного аппарата. Изначально, в силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций. Однако реальное положение дел показало нежизнеспособность подобного подхода к организации ОВД. Руководство партии обладало в то время трезвым умом и здравой памятью. Уже в марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед Правительством вопрос об организации советской милиции на штатных началах. 21.08.1918 года СНК рассмотрел проект Положения о советской милиции. СНК поручил НКВД, совместно с НКЮ, переработать проект в инструкцию, приспособив ее (инструкцию) к исполнению прямых обязанностей милиции. И, наконец, 21.10.1918 года НКВД и НКЮ утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. 15.10.1918 г. эта инструкция была разослана в губернские и уездные управления милиции. Она устанавливала организационно-правовые формы милиции для всей Российской Федерации. Центральным органом советской милиции стало Главное управление милиции. Оно осуществляло: общее руководство деятельностью советской милиции; издание приказов и инструкций, определяющих техническую и, обязательно, политическую стороны работы; надзор за деятельностью органов милиции и т.п. Основные звенья аппарата милиции составляли губернские и уездные управления. Крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого разрешения НКВД.
ВЧК СНК РСФСР (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем).
После Октября Ленин быстро отбросил утопичные идеи быстрого подавления
контрреволюции без «особого аппарата» принуждения в системе диктатуры
пролетариата. На VI Всероссийском съезде Советов Ленин высказал положение о необходимости создания ВЧК, которое базировалось на четырёхлетнем опыте, что без специального органа защиты «власть трудящихся существовать не может». С первых дней существования служб ВЧК Ленин неоднократно подчёркивал необходимость их деятельности не под чьим-то личным руководством, а под строжайшим контролем ВЦИК, СНК и ЦК РКП(б). Чекисты, говорил Ленин, обязаны поддерживать тесную связь с местными комитетами и ячейками РКП(б) и всеми коммунистами, которых он считал опорой ЧК в первую очередь. Постановление о борьбе с контрреволюционными выступлениями встало в один ряд с первоочередными документами, принятыми II Всероссийским съездом советов. 7(20) декабря 1917г. Совнарком образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров, определил её задачи, структуру и меры наказания виновных. ВЧК вменялось вести предварительное следствие, пресекать акции контрреволюционеров и саботажников и вырабатывать специфические меры борьбы с противником. Расследованные дела передавались в ревтрибуналы.
Первоначально функции и полномочия ВЧК были определены довольно неточно, что к примеру, отражено в докладе Ф. Э. Дзержинского 7 декабря 1917 г. где было им сказано «Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения». Однако, фактически уже с момента своего образования ВЧК имеет и следственные, и оперативные функции. В административном порядке применяются и прямые меры воздействия, которые первоначально являлись довольно мягкими: лишение контрреволюционеров продовольственных карточек, составление и опубликование списков врагов народа, конфискация контрреволюционного имущества и ряд других. Поскольку в данное время расстрел как высшая мера наказания был отменен в РСФСР, расстрел не применялся и органами ВЧК. С началом гражданской войны ВЧК получает чрезвычайные полномочия, меры согласно которым принимались по отношению к контрреволюционерам и саботажникам, лицам, замеченным в спекуляции и бандитизме.
Информация о работе Изменение политического строя в России после «октября» 1917 г