Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:24, курсовая работа
Актуальность. Иcтoрическoе обрaзовaние мoжно oпредeлить кaк специально оргaнизовaнный процесс рaзвития у обучaемых спoсобности самостоятельного решeния проблем, имeющих сoциaльное и личнoстнoе знaчeние в различных сфeрaх дeятельнoсти, на oсновe изучeния истoрии общeствa. Оснoвной цeлью истoричeского обрaзовaния являeтся выявлeниe и изучeние оснoвных закономерностей рaзвития общeствa, фoрмирoваниe истoричeскoго мышлeния у учaщихся.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Дидактические основы изучения вопросов культуры и быта
на уроках истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Основные подходы к изучению вопросов культуры и быта
в школьном курсе истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Методические приемы изучения вопросов культуры и быта
на уроках истории в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. Вопросы культуры и быта в курсе истории Древнего мира . . . . . . . . . 19
2.1. Анализ учебников по истории Древнего мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Описание фрагментов уроков в 5 классе по изучению вопросов
культуры и быта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список использованной литературы . . . .
Список использованной литературы
Приложение
Сравнительный анализ учебников по Истории древнего мира
Критерии для анализа и сравнения учебников |
Авторы, название, выходные данные | |
А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Савицкая, «Просвещение», 2007 «История древнего мира», 5 классс |
Д. Д.Данилов, Е. В. Сизова, А. В. Кузнецов и др., Образовательная система «Школа 2100», 2010 «История древнего мира», 5 класс | |
Текстовый компонент: Основной текст: |
1. Очень хорошее введение, которое заинтересовывает ребят на изучение истории Древнего мира.2. Изложение текста в форме монолога.3. Использован линейно-хронологический, культурологический, социологический способ изложения учебного материала.4. Прошлое излагается в мировом контексте.5. Отбор исторических фактов направлен на изучение жизни людей во всех ее проявлениях.6. Изучается история не одного народа, а история народов Востока, Греции, Рима.7.Доподлинно раскрывается историческая ценность культурного наследия всех народов.8.Текст не страдает информационной избыточностью, дополнительный материал органично продолжает основной текст. |
1.Введение представлено очень интересно. 2.Изложение текста представлен 3.Использован проблемно- 4.Прошлое излагается в мировом контексте. 5.Отбор исторических фактов направлен на изучение всех сфер жизни общества. 6.Изучается история народов древних цивилизаций. 7.Раскрывается историческая ценность культурного наследия всех народов.
8.Текст не страдает информационной избыточностью, дополнительный материал органично продолжает основной текст. |
Дополнительный текст |
Дополнительный материал расширяет кругозор, помогает образно представить содержание основного материала. Используются документальные, художественные произведения, имеются биографические данные. |
Доп.мат-л представлен либо в конце параграфа, либо в середине, либо помещается под иллюстрациями и репродукциями. |
Пояснительный материал |
Иллюстрационные материалы представлены: - репродукциями художественных произведений; -современные рисунки и фотографии; -условно-графические карты и схемы. Иллюстрации позволяют составить образное представление о Древней истории. Иллюстрационный материал способствует многообразному представлению об истории и культуре народов. Иллюстрации сопровождаются подписями и пояснениями. Соответствие ценностным установкам демократического общества. Приоритет гуманистических ценностей. |
Представлен виде дополнения к основному тексту или описанию событий- схемы, рисунки, карты. Иллюстрации позволяют составить образное представление о Древней истории. Иллюстрационный материал способствует многообразному представлению об истории и культуре народов. Иллюстрации сопровождаются подписями и пояснениями. Объем учебного материала включает обязательный минимум содержания образования. |
Внетекстовый компонент: Методический аппарат: |
Удобно расположены вопросы и задания внутри текста, после параграфа или после рисунков, а также к картам или схемам. Вопросы творческие, проблемно-раскрывающие, репродуктивно-преобразующие, разной степени сложности. выделены термины и даты. |
Вопросы и задания внутри текста, после параграфа или после рисунков, а также к картам или схемам. Вопросы творческие, проблемно-раскрывающие, репродуктивно-преобразующие, разной степени сложности. выделены термины и даты. Эпоха изображается достоверно. |
Аппарат ориентировки: |
Оглавление вначале. Отсутствует пояснение сигналов-символов, термины выделены курсивом, даты тоже, доп.текст выделен цветом. Отсутствует рекомендованная литература. Учебное пособие по истории составлено в соответствии с современным уровнем исторической науки. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствуют возрастным особенностям пятиклассников. Учащиеся узнают много интересного и увлекательного о первобытных людях, возникновении и истории древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим). |
Оглавление вначале. Описаны все знаки-символы, как правильно работать с учебником, лентой времени. Присутствует рекомендованная литература. Представлен материал о наиболее древнем периоде развития человечества - рассматриваются темы появления первых людей на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Индии, Китая, Греции и Рима с акцентом на проблеме взаимоотношений и взаимного влияния. Учебные тексты, методический аппарат и иллюстрации способствуют формированию целостного представления о двух первых этапах всемирной истории. основные события предстают в виде ленты времени, заполнение которой помогает синхронизировать и систематизировать основные знания школьников. В учебно-методический комплект имеется единая учебно-методологическая схема, которая наглядно иллюстрирует переход от первобытного общества к цивилизации. Используя конкретные признаки каждой из этих ступеней развития человечества, школьники получают возможность теоретически обосновать все многообразие фактического материала. |
1 Вяземский Е.Е. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация. Монография. – М.: АПКиПРО, 2004. – 238с.
2 Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование: опыт и проблемы // Новая и новейшая история. – 2000. – №1. – C.187-193.
3 Сыродеева А.А. Поликультурное образование. Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 272с.
4 Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – 203с.
5 Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 5. – С. 3.
6 Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста …. – С. 4.
7 Там же.
8 Там же.
9 Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста …. – С. 4-5.
10 Там же.
11 Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста …. – С. 5.
12 Волобуев О.В. История древнего мира в художественно-исторических образах. – М.: Просвещение, 1978. – С. 31.
13 Волобуев О.В. История древнего мира в художественно-исторических образах... – С. 36.
14 Там же. – С. 37.
15 Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. – М.: Просвещение, 1986. – С. 121.
16 Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1971. – С. 35.
17 Линденберг К. Обучение истории. – М.: Русское слово, 1997. – С. 84.
18 Коровкин Ф.П. Методика преподавания истории Древнего мира. – К.: Радянська школа, 1981. – С. 77.
19 Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Просвещение, 1984. – С. 58.
20 Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1971. – С. 25.
21 Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе… – С. 41.
22 Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова. – М.: Наука, 1997. – С. 31.
23 Ямбург Е.А. Воспитание историей. – М.: Знание, 1989. – С. 43.
24 Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова. – М.: Наука, 1997. – С. 101.
25 Андреевская Н.В. Очерки методики истории V-VII классы / Н.В. Андреевская. – Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1978. – С. 48.
26 Коровкин Ф.П. Методика преподавания истории Древнего мира… – С. 45.
27 Андреевская Н.В. Очерки методики истории V-VII классы… – С. 56.
28 Методика обучения истории / Под ред. Н.Г. Дайри. – М., 1977. – С. 78.
29 Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России… – С. 56-57.
Информация о работе Изучение вопросов культуры и быта на уроках истории