Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:01, реферат
Русская политическая мысль, история которой начинается с возникновением российского государства, возникла для того, чтобы постичь природу государства, власти, сохранить национальные особенности и укрепить культурно-историческое бытие.
Русская политическая мысль,
история которой начинается с
возникновением российского государства,
возникла для того, чтобы постичь
природу государства, власти, сохранить
национальные особенности и укрепить
культурно-историческое бытие.
Важно заметить, что политическое развитие
России отстает в своем развитии, по сравнению
с западноевропейским. Именно поэтому
русская политическая мысль в достаточной
степени отличается от мысли Запада. Можно
заметить, что до XVIII века русская политическая мысль развивалась
в религиозной форме, в XVIIIвеке, вследствие реформаторской деятельности
Петра I, в ней стали преобладать черты светской
и просветительной политической мысли. XIX век разнообразил историю российского
государства, в нем появились разнообразные
идейно-политические направления, но хочется
заметить, что основным направлением остался
консерватизм, так как Россия привыкла
к своему исторически утвердившемуся
порядку.
Считаю, что тема моего реферата является
актуальной для данного периода времени,
так как многие идеи русских политических
мыслителей о соотношении власти имеют
огромное значение для современной России,
и новые политические ценности могут формироваться
только на основе ранее приобретенных
и изученных.
Целью моего реферата является детальное
изучение отношения к власти в политической
мысли на протяжении всего исторического
развития России, ведь изучение проблем
власти важно не только само по себе, но
и для правильного понимания и решения
проблем современности.
Задачами курсовой работы являются: изучение
политической мысли и проблем власти в
Древней Руси, анализ взаимодействий личности,
власти и государства в русской политической
мысли XVII – XVIII вв., рассмотрение основных моментов
политических учений в России XIX – начале XX вв., а также на современном этапе.
Глава 1. Политическая мысль и проблема
власти в Древней Руси
Власть развращает, а абсолютная
власть развращает абсолютно.
Лорд Актон.
Одна из первых попыток осмысления власти
и соотносящихся с ней категорий была
предложена еще в 8 веке до н. э. Гесиодом.
Сегодня существует множество трактовок
этого понятия, так как власть – один из
главных факторов жизни человека и, несомненно,
центральный для политики. Власть – и
главная проблема, и средство политики.
С властью связано множество понятий:
власть и могущество, власть и влияние,
власть и господство, власть и авторитет,
власть и убеждение и даже власть и насилие. В общем виде,
власть – социологически «аморфное»,
т. е. неуточненное понятие, предполагающее
способность каким-либо способом или приемом
воздействовать на поведение других в
самых разных обстоятельствах. [1]
Летописные документы Древней Руси раскрывают стремление их авторов обосновать
источник авторитета княжеской власти
и их представления об идеальном княжении,
источник власти идентифицировался с
божественным началом.
В древних источниках княжеская власть
виделась отцовской, праведной, традиционной.
Так, в “Поучениях” Владимира Мономаха
говорится об ответственности князя за
авторитет власти, проводимую политику,
судебное разбирательство, успехи в воинском
деле.
Политические идеи этой эпохи отражены
в содержании следующих древнерусских
летописных памятниках: "Слово о законе
и благодати" киевского митрополита
Илариона (XI в.), главной темой которого
является обоснование княжеской власти
через волю Бога; "Повесть временных
лет" монаха Киево-Печерского монастыря
Нестора (XII в.), задуманная как обоснование
права киевских князей на власть над всей
русской землей; "Поучение Владимира
Мономаха" (XII в.); "Слово о полку Игореве"
(XII в.).
В XIV-XVI вв. центром объединения русских
земель становится Москва. Московское
княжество превращается в мощную державу,
с которой считаются ее соседи, и соответственно
княжеская власть, трансформировавшись
в царскую, приобретает неограниченные
полномочия. Все это требовало идеологического
обоснования. Для укрепления авторитета
московских государей широко использовалось
теория "Москва - Третий Рим" (после
Рима и Константинополя), монаха Филофея.
Она доказывала закономерность возвышения
власти князя Московского как защитника
истинной веры.
С идеей централизации государственной
власти выступил идеолог мелкого и среднего
дворянства Иван Пересветов. Царь, по его
представлению, должен быть "грозен
и мудр", способным ограничивать власть
бояр.
Идея самовластия получила развитие в
переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Первый русский царь, чья власть не признавала
ни моральных, ни юридических ограничений,
указывал на богоустановленность собственной
власти и развивал мысль о необходимости
беспрекословного подчинения подданных
власти государя. Андрей Курбский выступил
с критикой деспотизма, беззакония, творимого
опричниками, и внесудебных расправ.
Необходимо отметить, что в период царствования
Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется
орган сословного представительства -
Земский собор. Он представлял собой особую
форму власти, организацию и представительство
основных групп господствующих сословий.
В целом можно сделать вывод, что русская
политическая мысль допетровской эпохи
развивалась параллельно с государственностью,
ориентировалась на православную церковь
и на интересы самой власти.
Информация о работе Изучение политической мысли и проблем власти в Древней Руси