Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 07:36, реферат
Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 г. (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию христианства он был расположен своей матерью.
Император Константин
Великий
Император Константин Великий был сыном
Констанция Хлора, управлявшего западной
частью Римской империи (Галлией и Британией),
и святой равноапостольной Елены.
По желанию императора Диоклетиана он
в юных годах (18-летним) был взят от родителей
в качестве заложника и жил при дворе в
Никомидии. Когда Диоклетиан отказался
от престола, Константин возвратился в
Галлию и в 306 г. (после смерти императора
Констанция) был провозглашен императором.
К принятию христианства он был расположен
своей матерью. Отец его, хотя был язычником,
но покровительствовал христианам, видя,
что христиане – верные слуги и честные
граждане. При дворе Диоклетиана в то время,
когда он еще не преследовал Церковь, были
христиане на разных должностях, и Константин
имел много случаев удостовериться в их
честности и преданности долгу. Затем
он видел ужасы гонения и необыкновенную
твердость исповедников Христовых, и это
также предрасположило его в их пользу.
Впоследствии Константин сам признавался,
что пребывание при дворе Диоклетиана
много содействовало его обращению в христианство:
"Я отчуждался от бывших доселе правителей,
говорил он, потому, что видел дикость
их нравов".
По своему характеру деятельный, воинственный,
всем доступный и щедрый, дальновидный
и проницательный, Константин являет черты
мирового гения и не напрасно был избран
Промыслом Божиим для совершения величайшего
переворота в империи и во всем мире. В
свое царствование он боролся в особенности
с тремя врагами, и во время этой борьбы
постепенно, но решительно склонился к
принятию святой веры.
В 308 г. он счастливо вышел из борьбы с императором
Максимианом Геркулом и поспешил выразить
свою благодарность божеству богатыми
жертвами в храме Аполлона. В 312 г. возникла
новая война императора Константина с
кесарем Максентием, сыном Максимиана.
Во время этой войны незадолго до решительной
битвы в полуденные часы, когда солнце
уже начало склоняться к Западу, Константин
собственными глазами увидел на небе светящийся
крест с надписью: "Сим побеждай"
(по-гречески НИКА). Ночью в сновидении
Господь явился ему с тем же знамением
креста и сказал, что этим знамением он
победит врага. На следующий день по приказу
Константина на всех знаменах его войска
были сделаны изображения святого креста.
Одержав победу над Максентием, Константин
торжественно вошел в Рим и здесь на площади
велел поставить свою статую с крестом
в правой руке и с надписью: "Этим спасательным
знаменем я спас город от ига тирана".
После этой победы император Константин
вместе со своим зятем Ликинием издал
в Милане первый манифест, дозволяющий
всем без боязни принимать христианство.
Вселенский собор в Ницце 325 г. Фреска.
Вторым манифестом, подписанным им в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных
собраний и все недвижимое имущество,
отнятое во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров
Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались
и перешли в открытую борьбу. Эта борьба
должна была решить судьбу христианства
в Римской империи, потому что Ликиний
стал притеснять христиан, а потом перешел
к открытому гонению на них, а Константин
явно покровительствовал христианам.
Оба императора готовились к решительной
борьбе, каждый сообразно со своей верой.
Оракулы предвещали победу Ликинию, а
христиане молились за Константина. Бог
даровал победу Константину в битве при
Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола
и жизни. Константин сделался единодержавным
правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил
благу Церкви и сделал столько добра ей,
что заслужил наименование равноапостольного.
С его времени государственные учреждения,
законы, военная служба стали ориентироваться
на требования, которые заключаются в
христианстве. Можно указать, следующие
меры и действия императора Константина
в пользу христианства, кроме упомянутых
эдиктов, в порядке времени: он прекратил
языческие игры (314), освободил духовенство
от гражданских повинностей и церковные
земли от общих налогов (313-315), отменил
казнь через распятие и издал строгий
закон против иудеев, восстававших на
Церковь (315), дозволил освобождать рабов
при церквах без особых формальностей,
которые были очень затруднительны в гражданских
судах (316), запретил частным лицам приносить
жертвы идолам и обращаться к гаданиям
у себя на дому, оставив это правило только
обществу (319), повелел по всей империи
праздновать воскресный день (321), в ограждение
христианских девственниц отменил бывшие
у римлян законы против безбрачия; предоставил
Церкви право получать имущества по завещаниям,
допустил христиан к занятию высших государственных
должностей, приказал строить христианские
храмы и запретил вносить в них по обычаю
языческих капищ, императорские статуи
и изображения (325).
Более всего император Константин встречал
себе противодействие в Риме, где сильна
была языческая партия. Это противодействие
язычников обнаружилось в особенности
во время празднования Константином 20-летия
царствования и охладило его к прежней
столице государства. Наконец он совершенно
оставил Рим, основал новую христианскую
столицу на берегах Босфора и пригласил
христианских епископов торжественно
освятить ее, назвав Константинополем.
Вместо языческих капищ в этой новой столице
империи стали воздвигать христианские
храмы, и вместо статуй языческих богов
– священные изображения.
Император Константин с живым вниманием
относился к волнениям, которые возбуждали
в Церкви раскол донатистов и особенно
ересь Ария, и всячески старался примирить
разделенных. Одна из величайших заслуг
Константина – созыв I Вселенского собора
в городе Никее в 325 г. Всей душой преданный
Церкви, Константин, однако по обычаю того
времени до последних дней жизни отлагал
принятие крещения. Когда же почувствовал
приближение смерти, то с благоговением
принял это великое таинство и мирно скончался
во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила
ему имя Великого. Церковь за великие заслуги
именует его равноапостольным.