Империя Чингизхана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение событий, благодаря которым монголы заняли свое место в истории человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

Империя Чингизхана.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

К 1215 большая часть территории Цзинь была завоевана монголами, в том числе и город Яньцзин (современный Пекин), столица государства. Вновь завоеванной страной оставлялся управлять один из приближенных военачальников Мухули. Описание положения в этой вновь завоеванной монголами части Китая дал посланец сунского императора Чжао Хун, посетивший Яньцзин в 1221. Ему же принадлежит описание татаро-монгольских завоевателей, данное в книге "Мэнда бэйлу" ("Полное описание монголо-татар"). Война с Цзинь привела к тому, что монголы взяли на вооружение китайские стенобитные и камнеметные устройства; оказало значительное воздействие на дальнейшие успехи монгольских вооруженных походов. Остановившись на границах собственно Китая, Чингисхан переходит к завоеванию Средней Азии, начавшегося разгромом племен найманов (1218), под властью которых находились каракитаи, в 1219 образуются под руководством сыновей Чингиса отдельные армии, которые должны были синхронно наступать на среднеазиатские города и государства. В 1220 завоеваны Бухара и Самарканд. Правитель Хорезма хорезмшах Мухаммед погибает в бегстве от монгольских отрядов. Преследуя его сына Джемал ат-Дина, монгольские воины впервые проникают в Индию. Завоевание Средней Азии заканчивается в 1221.

Тогда же выделяется особый корпус во главе с Джебе Нойоном и с Убегеем Баадуром, перед которым поставлена задача завоевания западных стран. Минуя с юга Каспий, это войско разрушительным вихрем проносится через Азербайджан, Северный Кавказ и выдвигается в южнорусские степи. Попутно завоеван Крым, взята крепость-порт Судак, а в 1223 в битве при Калке монгольские войска одерживают крупную победу над ополчением русских князей. Характерно, что в исходе этой битвы отразился опыт монгольских военачальников, которые сумели в соответствии со своей обычной боевой стратегией поссорить русских князей с их союзниками - половецкими владетелями, но при отходе на восток потерпели поражение в Волжской Булгарии. Остатки монгольских войск в1224 году вернулись к Чингисхану, находившемуся в Средней Азии.

По возвращении  из Азии Чингисхан ещё раз провёл свою армию по Западному Китаю. Согласно Рашид-ад-дину, осенью 1225 года, откочевав к границам Си Ся, во время охоты Чингисхан упал с лошади и сильно ушибся. К вечеру у Чингисхана начался сильный жар. Вследствие этого, наутро был собран совет, на котором стоял вопрос «отложить или нет войну с тангутами». На совете не присутствовал старший сын Чингисхана Джучи, к которому и так было сильное недоверие, по причине его постоянных уклонений от приказов отца. Чингисхан приказал, чтобы войско выступило в поход против Джучи и покончило с ним, однако поход не состоялся, так как пришла весть о его кончине. Чингисхан проболел всю зиму 1225—1226 гг.

Весной 1226 Чингисхан  вновь возглавил войско, отправляется в очередной поход на тангутов - государство Западное Ся. Монголы перешли границу Си Ся в низовьях реки Эдзин-Гол. Тангуты и некоторые союзные племена были разбиты и потеряли несколько десятков тысяч убитыми. Мирное население Чингисхан отдал на поток и разграбление войску. Это было начало последней войны Чингисхана, рассчитанной на полное истребление тангутского народа. В декабре монголы форсировали Хуанхэ и вышли в восточные районы Си Ся. Под Линчжоу произошло столкновение стотысячной армии тангутов с монголами. Тангутская армия была полностью разгромлена. Путь на столицу Си Ся теперь был открыт.

Зимой 1226—1227 гг. началась последняя осада Чжунсина. Весной и летом 1227 года тангутское государство было уничтожено, а столица была обречена. Падение столицы Си Ся связано непосредственно со смертью Чингисхана, который скончался под её стенами. Согласно Рашид-ад-дину, он умер до падения столицы тангутов. По данным «Юань-ши», Чингисхан умер, когда жители столицы начали сдаваться. «Сокровенное сказание» рассказывает, что Чингисхан принял с дарами тангутского правителя, но, почувствовав себя плохо, приказал его умертвить. А затем приказал взять столицу и покончил с тангутским государством, после чего скончался. Источники называют разные причины смерти — внезапная болезнь, болезнь от нездорового климата тангутского государства, следствие падения с лошади. С уверенностью устанавливается, что он умер в начале осени (или в конце лета) 1227 года на территории тангутского государства Си Ся сразу после падения столицы Чжунсин (современный город Иньчуань) и уничтожения тангустского государства. Его смерть оказалась большим испытанием не только для его родственников, перешедших к взаимной вражде и борьбе за политическое влияние и господство, но и для всей вновь созданной громадной империи.

 

 

3. Реформы Великого хана

Главной военной  опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и предгорным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общими целями империи Чингисхана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господства потомков "золотого рода" чингисидов, многочисленных царевичей - членов этого рода, нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:

1) установление  беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен;

2) использование  характерного для всех поработителей  принципа: "разделяй и властвуй". Этот принцип нашел свое воплощение  в предоставлении привилегий  монгольской знати, вождям кочевых  племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т.п.;

3) создание большого  финансового аппарата для систематического  взимания с покоренных народов  огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов;

4) постоянная  военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов;

5) правовой плюрализм:  сохранение действия местного  адатного, мусульманского права,  права городов и оседлого населения  при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингисхана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций;

6) относительная  веротерпимость, поскольку монгольские  феодалы понимали значение религии  и духовенства для сохранения  своего господства над покоренными  народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.

Но Чингисхан проявил себя не только великим завоевателем, но и блестящим политиком и администратором. Он проводит ряд реформ, способствующих укреплению монголо-татарского государства:

  • Чингисхан производит реформу войска, назначив во главе его 95 нойонов-тысячников. Особо важную роль в его организационных мероприятиях имело оформление гвардейских частей, непосредственно занятых охраной и наблюдением за порядком в кочевых ставках Чингисхана. Устанавливаются поощрения и наказания для всех воинов и администраторов нового государства. Новая организационная структура войск позволила более решительно вступать в международные отношения, требовать от окружающих народов дани. В эту дань включались меха, ткани, предметы вооружения, сырье для оружия (различного рода металлы) и т. п.  Он создает систему кочевого государственного правления, закладывает основы законодательства в форме изустной ясы Чингисхана. Особо важную роль в его организационных мероприятиях имело оформление гвардейских частей, непосредственно занятых охраной и наблюдением за порядком в кочевых ставках Чингисхана. Устанавливаются поощрения и наказания для всех воинов и администраторов нового государства. Военная служба была важнейшей повинностью. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. Вооружённый отряд личных телохранителей, называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался для борьбы против внутренних врагов хана. Кешиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.
  • Вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство.

Все население  Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав  тем самым племена и роды и  назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. Великий хан, собственник всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности.

  • При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал формальное прикрепление аратов к земле нойонов — за ослушание арату грозила смертная казнь.
  • Чингисхан создал сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую.
  • Управление государством Чингисхан основывал на двух принципах - родовом и военно-феодальном. Если родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, должен был способствовать сохранению централизованного управления, то главный решающий военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с первым. Он складывался, развивался и укреплялся постепенно, по мере накопления монголами собственного управленческого опыта и использования ими многовекового опыта завоеванных феодальных государств Китая, Средней Азии, Персии, арабов, народов Закавказья, Руси. Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого — Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников — сотников, тысяцких и темников — он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.

 

 

Заключение

Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов, Закавказья, Руси. Оно оказало влияние и на монгольский кочевой мир.

Чингисханом была осуществлена очень важная военно-десятичная реформа. Она позволила на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родоплеменных вождей, а в случае успешных походов и захвата большой военной добычи содействовала росту авторитета главного предводителя - хана, превращению власти в деспотическую, обожествлению его личности.

Темучином и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство Хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств.

Внедрены новые  нормы права, получившие наименование «Великой Ясы» Чингисхана, отличавшейся необыкновенной жестокостью наказаний  за любой проступок против установленных  правил. Громадные территории были поставлены под управление «Ясы». Монголо-татары устанавливали различные формы их политической зависимости. Часто монголы-татары сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных князей в положение своих вассалов. Так было в Закавказье, на Руси, в некоторых других местах. Правовая система, принесенная Чингисханом и его преемниками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные правовые системы.

В 1220 Чингисхан  основал Каракорум — столицу  Монгольской империи.

При покорении найманов Чингисхан познакомился с началами письменного делопроизводства, часть найманов поступили на службу к Чингисхану и были первыми чиновниками в монгольском государстве и первыми учителями монголов. Монголы пользовались также услугами чиновников и священнослужителей покорённых народов, в первую очередь китайцев и персов.

Время монголо-татарских  завоеваний составляет крупный период в истории. Это период тяжких испытаний  для государств, попавших под иноземное иго народов. Монголо-татарское нашествие надолго приостановило и отбросило назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.

Но огромная империя Чингисхана недолго оставалась единой. Неумолимые законы развития феодализма привели ее сначала к распаду на крупные государства, а со временем к всё большему дроблению, что и предопределило падение всех монголо-татарских государств.

 

Список  использованной литературы и источников

  1. Боржигин Г. Н. Эртний эцэг овгод хуу ураг. — М.: Монголия, 2005;
  2. Груссе Р. Чингисхан: Покоритель Вселенной. — М., 2008. (серия ЖЗЛ)
  3. Д’Оссон К. От Чингисхана до Тамерлана. — Париж, 1935;
  4. Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д.Империя Чингис-хана. — М.: Восточная литература, 2006.
  5. Юань-чао би-ши. Сокровенное сказание монголов. Пер. С. А. Козина, 1941;
  6. Юань ши. История династии Юань. — М.: Пекин, 1976.
  7. Юрченко А. Г. Образ Чингис-хана в мировой литературе XIII—XV вв. // Юрченко А. Г. Историческая география политического мифа. Образ Чингис-хана в мировой литературе XIII—XV вв. — СПб.: Евразия, 2006. — с. 7-22.
  8. Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамадани. Сборник летописей. — Т. 1. Кн. 1. Пер. Л. А. Хетагурова, 1952
  9. Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамадани. Сборник летописей. — Т. 1. Кн. 2. Пер. О. И. Смирновой, 1952;

Информация о работе Империя Чингизхана